Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:26, контрольная работа
В Декларации Всемирной конференции "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" подчеркивается, что решение важнейшей задачи - повышение качества высшего образования - требует, чтобы высшее образование имело международное измерение: обмен знаниями, создание интерактивной сети, мобильность преподавателей и учащихся, международные научно-исследовательские проекты, вместе с учетом национальных культурных ценностей и условий.
Введение
1. Глобализация высшего образования 5
2. Последствия глобализации для высшего образования 8
Вывод 14
Список использованной литературы
По экспертным оценкам, число иммигрировавших в развитые страны ученых и специалистов с высшим образованием в мире постоянно увеличивается с начала 90-х годов.
В настоящее время высшая
школа претерпевает значительные изменения,
связанные как с
Много внимания уделяется отдельным составным частям глобализации, а именно растущему значению общества знаний/экономики, разработке новых соглашений по торговле, в том числе торговле образовательными услугами, нововведениям, связанным с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), причем упор делается на роль рынка и рыночной экономики. Происходящие в этой области изменения влекут за собой существенные последствия для высшего образования с точки зрения качества образования, доступа к нему, разнообразия образования и его финансирования. Воздействие глобализации на другие аспекты образования, такие как научные исследования и генерирование их знаний, управление образованием, его реформу, вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и академической свободой. Глобализация представляет собой многосторонний процесс, имеющий экономические, социальные, политические и культурные последствия для высшего образования. Она приводит к возникновению новых вызовов именно в то время, когда государства перестали быть единственным провайдером высшего образования, а академическое сообщество перестало обладать монополией на принятие решений в сфере образования. Новые вызовы затрагивают не только вопросы, связанные с доступом, равенством, финансированием или качеством образования, но также и проблемы, связанные с национальным суверенитетом, культурным разнообразием, нищетой и устойчивым развитием. Другим, имеющим еще более серьезный характер обстоятельством, вызывающим обеспокоенность, является появление тех, кто готов предоставлять услуги высшего образования через границы и торговать образовательными услугами, что переносит образование в сферу рыночных отношений и может, тем самым, серьезным образом сказаться на способности государства регулировать высшее образование в рамках принятой государственной политики. Сокращение возможностей государства определять политику может серьезно осложнить положение более слабых и бедных стран и принести выгоду более процветающим государствам. Невозможно обсуждать воздействие глобализации на высшее образование, не принимая во внимание факт интернационализации высшего образования. Эти два термина зачастую ошибочно используются один вместо другого. Так, глобализация представляется как явление, которое оказывает воздействие на высшее образование, а интернационализация высшего образования толкуется как одно из проявлений реакции высшего образования на возможности и проблемы, возникающие благодаря глобализации. Интернационализация охватывает широкий круг вопросов, например таких, как учебные программы, преподавание/обучение, научные исследования, институциональные соглашения, мобильность учащихся/преподавателей, сотрудничество в целях развития и многое другое. Однако основной акцент на глобализацию как комплексное явление, влекущее за собой множественные последствия для высшего образования, а не только как один из аспектов интернационализации, то есть межграничного образования. Глобализация и последние события, происходящие в сфере международного предоставления услуг в области высшего образования, привели к появлению ряда новых терминов, в том числе таких, как "образование без границ", "транснациональное", "межграничное" и "трансграничное" образование. Термин "образование без границ" затемняет концептуальные, дисциплинарные и географические границы, которые были традиционно присущи высшему образованию. Представляется интересным сравнить "образование без границ" с остальными новыми терминами. "Образование без границ" фактически означает собой исчезновение границ, в то время как другие термины подчеркивают существование границ. Оба этих подхода отражают реалии сегодняшнего дня. В нынешний период беспрецедентного роста дистанционного и электронного образования географические границы могли бы показаться имеющими очень небольшие последствия. И, тем не менее, границы, напротив, приобретают очень большое значение, когда речь заходит об ответственности за регламентацию, особенно в отношении качества образования, доступа к нему и его финансирования.
Вывод
Вполне очевидно, что перед высшим образованием, которое само выступает в качестве движущей силы глобализации общества и одновременно испытывает ее последствия, открываются новые перспективы и одновременно встают новые задачи и проблемы. Современные исследователи оценивают процессы глобализации по-разному. Существуют существенные различия в понимании феномена глобализации, противоречивое отношение к процессу глобализации, в частности в образовании. В отношении к глобализации, наблюдаются подходы, которые условно определяют как оптимистический, пессимистический и нейтральный. "Оптимисты" исходят из того, что глобализация - неизбежный феномен, объективно обусловленный, имеющий в основе позитивную направленность и перспективы. Сторонники этой позиции исходят преимущественно из полного, некритического принятия глобализации и ее результатов; в одностороннем порядке актуализируют позитивные стороны глобализации, а его негативные моменты умалчивают или преуменьшаю. Но эта позиция характеризуется игнорированием специфики народов и регионов, которые включаются в глобализацию, что означает унификацию всего богатства культур и цивилизаций. "Пессимисты" обращают внимание на негативные последствия глобализации, неготовность многих государств к участию в этом процессе и отсутствии такой необходимости. Эта позиция противоположна оптимистичной: она полностью отрицает глобализацию. Акцентируются негативные стороны глобализации, игнорируется или обесценивается положительное. В этом суть позиции антиглобализма. Как можно видеть, обе позиции ограничены и односторонни. Они отражают объективную социальную действительность, но искажают ее. Необходимо выработать более диалектическое, объективную позицию по глобализации. "Нейтральные" воспринимают глобализацию как данность, социальные явления, процессы, изменения и трансформации рассматривают как сами по себе, без учета глобальных изменений. Глобализация бы замалчивается и не учитывается.
Вместе с тем, чем дальше, тем больше ощущаются последствия глобальных процессов. Любое масштабное общественное потрясение имеет свою социальную составляющую. Одни - выигрывают, другие - проигрывают. В современных условиях это особенно очевидно. Выиграют наиболее экономически развитые страны. Проигрывают большинство менее развитых стран, для которых движение к целостной системы построения мира вернулся огромными материальными и социальными потерями. Понятно, что и Украине не избежать участия в процессах глобализации, но главной задачей, по мнению ученых, является сохранение ее самобытности, культуры, менталитета и т.д. Этот процесс должен быть осмысленным нашей страной, стратегически определенным с учетом общей стратегии государств относительно глобализации.
Глобализация образования для многих стран, в частности для Украины, имеет противоречивые перспективы: с одной стороны, реальная возможность достойно интегрироваться в общеевропейское, а позже - во всемирное образовательное пространство, с другой - разрушение существующей национальной системы образования.
Сегодня перед многими странами стоит задача формирования системы образования, которая бы производила культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и предоставление ему необходимого запаса прочности для вхождения в мировое пространство, в том числе образовательное.
Таким образом, перед высшим образованием
в целом стоит чрезвычайно
сложная задача - сохранение накопленного
опыта и определения своего достойного
места в системе мировых
Список использованной литературы:
Информация о работе Глобализацие и ее последствия для высшего образования