Глобализацие и ее последствия для высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

В Декларации Всемирной конференции "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" подчеркивается, что решение важнейшей задачи - повышение качества высшего образования - требует, чтобы высшее образование имело международное измерение: обмен знаниями, создание интерактивной сети, мобильность преподавателей и учащихся, международные научно-исследовательские проекты, вместе с учетом национальных культурных ценностей и условий.

Содержание

Введение
1. Глобализация высшего образования 5
2. Последствия глобализации для высшего образования 8
Вывод 14
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

глобализация и её последствия для высшего образования.docx

— 38.10 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Глобализация высшего образования                                                 5
  2. Последствия глобализации для высшего образования                    8

Вывод                                                                                                              14

Список использованной литературы                                                           16 

Введение

Мировая система в современности  характеризуется общностью многих процессов, которые происходят в различных сферах и протекают во многом одинаково, вне зависимости от каких-либо особенностей страны. Такие сферы как экономика, политика, культура подвергаются идентичным изменениям и влиянию во всем мире, различаясь только небольшими национальными аспектами, которые зачастую совершенно незначительны. Не стала исключением и система высшего образования, признаваемая на данный момент самой важной и нуждающейся в постоянном соответствии всем требованиям изменяющегося мира, а потому просто обязанная реагировать на любые трансформации общества. По этой причине, многие процессы, которые происходят во всем мире, характеризуются практически полной идентичностью, что позволяет трактовать их с позиции глобализации, более того, что касается этих тенденций в сфере высшего образования, их количество достаточно сильно ограничено в силу специфики области применения, что позволяет их классифицировать и выделить с большей точностью.

Значительные политические катаклизмы конца ХХ века существенно изменили среду формирования и развития образования в целом и высшего в частности. Положения и благосостояние страны с учетом прогресса мировой цивилизации определяется сегодня уровнем развития человеческих ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала. Именно в этом направлении разворачивается в XXI веке соперничество развитых стран и целых регионов за лидерство, а следовательно, за сохранение самобытного развития и в конечном итоге - за поликультурную систему, разнообразие мирового сообщества.

Бесспорным является тот факт, что  образование как социальный институт выступает одним из основных каналов  социальной мобильности в современном обществе, играя важную роль в социальной дифференциации его членов.

Одним из центральных векторов мирового развития сегодня является глобализация, что приводит существенные политические, социальные и культурно-цивилизационные  изменения. Движущей силой глобализации выступает научно-технический прогресс, основанный на информационно-телекоммуникационных технологиях.

В Декларации Всемирной конференции "Высшее образование в XXI веке: подходы  и практические меры" подчеркивается, что решение важнейшей задачи - повышение качества высшего образования - требует, чтобы высшее образование  имело международное измерение: обмен знаниями, создание интерактивной  сети, мобильность преподавателей и учащихся, международные научно-исследовательские проекты, вместе с учетом национальных культурных ценностей и условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобализация высшего образования

Всемирная глобализация постепенно проникает во все сферы социальной жизни и, в частности, в сферу  образования. Правительства западных стран, руководители ведущих мировых  экономических организаций на международных  форумах последних лет предлагают модель образования, исходящую из правил свободной торговли, в основе которой  лежат идеология и стратегии  транснациональных корпораций. На сегодняшний  день уже немало сделано в направлениях выделения тенденций, которые ведут  образовательные системы многих стран на путь всемирной глобализации.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики  и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального  рынка. Интернационализация образования  преследует различные цели, среди которых: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов.

Большинство современных вузов  вовлечено в международную деятельность, но это как правило наиболее простой, обыденный уровень интернационализации. На более высоком уровне интернационализация  высшего образования может рассматриваться  как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие, даже из крупных центров академического образования, могут считаться в истинном смысле международными.

В сфере образования основным фактором, стимулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост происходит такими темпами, что прежние методы и сама система  образования уже не может с  ним справиться. Простое увеличение объема осваиваемых знаний приводит к чрезмерному увеличению учебной  нагрузки, неблагоприятно сказывается  на здоровье учащихся, но при этом не дает желаемых результатов. При таких  темпах изменений обновление знаний происходит настолько быстро, что  к моменту окончания обучения в вузе полученные студентами знания успевают устареть. Возникла необходимость  постоянного обновления профессиональных знаний - т.е. непрерывного, "пожизненного" обучения.

Изменения в экономической среде  приводят к необходимости профессиональной переориентации специалистов на разных этапах их карьеры, освоения новых областей деятельности, изменения карьеры  и т.п. Изменились и сами обучаемые - помимо вчерашних школьников в  вузы приходят зрелые специалисты, обремененные семьей, совмещающие учебу с работой. Наличие у них опыта практической деятельности, особых условий получения  образования заставляют вузы изменить график и методы обучения. Уже недостаточно передать студентам определенный объем  знаний, намного важнее стало обучение поиску и анализу необходимой  информации, обучение самому процессу получения знаний.

Эти изменения, характерные  для самого процесса образования, происходят на фоне более широких процессов  изменений, охватывающих экономику  отдельных стран, регионов и мира в целом. Студенты получают высшее образование  в зарубежных странах, а применяют  полученные знания, работая в международных  компаниях по всему миру.

В каждой стране существует своя специфика в системе высшего  образования, свои проблемы и свои пути их решения. С другой стороны, абстрагируясь  от различий между странами и системами  образования экономического порядка, можно выделить общие тенденции  в международном высшем образовании, проявление которых в реальных условиях экономики той или иной страны имеет различную степень реализации.

В контексте глобализации и экономики знаний высшее образование, если иметь в виду его функцию  генератора знаний и средства их распространения, признается основной движущей силой  национального развития как в  развитых, так и в развивающихся  странах. Вместе с этим, если говорить о функциях высшего образования, имея в виду университетские и  международные аспекты, то оно может  рассматриваться в качестве как  активного, так и пассивного участника  глобализации как явления. Можно выделить четыре ключевых аспекта глобализации:

- растущее значение общества  знаний, экономики;

- разработка новых торговых  соглашений, охватывающих, в том  числе, торговлю образовательными  услугами;

- нововведения в области  информационно-коммуникационных технологий;

- возрастающая роль рынка  и рыночной экономики.

Перечисленные аспекты, в  свою очередь, играют роль катализаторов  новых явлений в сфере высшего  образования, среди которых:

1) появление таких новых  провайдеров образования, как  мультинациональные компании, корпоративные  университеты и медиакорпорации; 

2) новые формы обеспечения  образования, включая дистанционное,  виртуальное и прямое образование,  предоставляемое в том числе  и частными компаниями;

3) большая диверсификация  квалификаций и свидетельств  об образовании; 

4)  большая мобильность  учащихся, программ, провайдеров и  проектов, которые выходят за  пределы национальных границ;

5) акцент на обучение  в течение всей жизни, что,  в свою очередь, приводит к  увеличению спроса на послесреднее  образование; и 

6) увеличение объема частных  инвестиций в сферу услуг, предоставляемых  в области высшего образования. 

Все эти явления влекут за собой существенные последствия  для высшего образования, в плане  его качества, доступа к нему, разнообразия и его финансирования.

Последствия глобализации

Потенциальные последствия  глобализации для высшего образования различны и многообразны. К числу положительных последствий относятся: расширение спектра образовательных услуг и более широкий доступ к ним учащихся, поддержка экономики знаний, разработка совместных степеней, слияние или сближение культур, усиление сопоставимости квалификаций, усиление роли ориентированных на рыночные условия подходов, экономические выгоды для провайдеров образовательных услуг, диверсификация и создание новых условий для работы академических учреждений.

Отрицательными последствиями  названных тенденций являются: ухудшение  качества предоставляемых услуг, увеличение ориентированных на рыночные условия  образовательных программ (особенно в области бизнеса и информационных технологий), снижение доступности  образования, вследствие его коммерциализации, усиливающаяся проблема оттока квалифицированных  кадров из развивающихся в развитые страны, гомогенизация культуры, ослабление роли государства в деле разработки целей национальной политики. Так, например, наблюдаемая в настоящее время тенденция к массовизации высшего образования, снизила возможность финансирования государствами растущих масштабов высшего образования. Рост числа студентов вынуждает многие учебные заведения сокращать затраты на модернизацию инфраструктуры, библиотечные фонды, международное сотрудничество, педагогические кадры. Невозможность удовлетворить растущую потребность в финансировании вузов за счет государства породила проблему коммерциализации образования. В течение тридцати лет по всему миру растет доля платного высшего образования.

Последующей противоречивой тенденцией в развитии высшего образования, является проблема его диверсификации. Положительная сторона диверсификации связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. В рамках диверсификации изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения, реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.  За последние десятилетия во всем мире наблюдается интенсивный рост числа вузовских специальностей. Рынок труда стал требовать «гибких» специалистов для выполнения работы, в которой возникают вопросы, относящиеся к разным отраслям знаний и требующие навыков приспособления к быстрой смене трудовых операций.

Одной из наиболее  важных и в то же время актуальных тенденций развития современного высшего образования выступает его интернационализация. Отвечая растущей потребности в межкультурном взаимопонимании, вызванная глобальным характером современных средств коммуникации и потребительских рынков, интернационализация образования, безусловно, является благоприятной тенденцией. Однако, наряду с положительными сторонами, она приводит к ряду негативных последствий. Так, например, мобильность студентов и преподавателей в условиях сильных различий экономического развития разных стран приводит к такой негативной тенденции, как «утечка умов» . В самом широком смысле «утечка умов» — это выезд из страны любых специалистов, занимающихся квалифицированным интеллектуальным или творческим трудом, а также потенциальных специалистов — студентов, аспирантов и стажеров. Утрата квалифицированных человеческих ресурсов развивающимися странами и странами переходного периода вызывается не только академической мобильностью, но также и активизацией международной миграции, и тем, что многие развитые страны целенаправленно строят свою миграционную политику, предоставляют более выгодные условия. К специфическим причинам возникновения интеллектуальной миграции можно отнести возможность для преподавателя или исследователя получить дополнительный опыт, а также возможность заниматься работой, которая не доступна на родине. Интеграция систем высшего образования является при этом стимулирующим фактором. В настоящее время интеллектуальная миграция может выражаться в нескольких основных видах :

  • обмен знаниями и опытом (brain exchange), предполагающий миграцию людей в поисках нового места приложения труда с учетом квалификации и профессии. И приток умов (brain gain), и утечка умов (brain drain) характерны для всех экономик и предполагают двусторонний обмен информацией о положении в стране-экспортере и стране-импортере.
  • растрата умов (brain waste), предполагающая интеллектуальную эмиграцию как чистую потерю для совокупной рабочей силы страны-экспортера. Считается, что отток квалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию, что ведет к снижению в ней уровня жизни .

Информация о работе Глобализацие и ее последствия для высшего образования