Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:26, контрольная работа
В Декларации Всемирной конференции "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" подчеркивается, что решение важнейшей задачи - повышение качества высшего образования - требует, чтобы высшее образование имело международное измерение: обмен знаниями, создание интерактивной сети, мобильность преподавателей и учащихся, международные научно-исследовательские проекты, вместе с учетом национальных культурных ценностей и условий.
Введение
1. Глобализация высшего образования 5
2. Последствия глобализации для высшего образования 8
Вывод 14
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Вывод
Список использованной литературы
Введение
Мировая система в современности
характеризуется общностью
Значительные политические катаклизмы конца ХХ века существенно изменили среду формирования и развития образования в целом и высшего в частности. Положения и благосостояние страны с учетом прогресса мировой цивилизации определяется сегодня уровнем развития человеческих ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала. Именно в этом направлении разворачивается в XXI веке соперничество развитых стран и целых регионов за лидерство, а следовательно, за сохранение самобытного развития и в конечном итоге - за поликультурную систему, разнообразие мирового сообщества.
Бесспорным является тот факт, что образование как социальный институт выступает одним из основных каналов социальной мобильности в современном обществе, играя важную роль в социальной дифференциации его членов.
Одним из центральных векторов мирового
развития сегодня является глобализация,
что приводит существенные политические,
социальные и культурно-цивилизационные
изменения. Движущей силой глобализации
выступает научно-технический
В Декларации Всемирной конференции "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" подчеркивается, что решение важнейшей задачи - повышение качества высшего образования - требует, чтобы высшее образование имело международное измерение: обмен знаниями, создание интерактивной сети, мобильность преподавателей и учащихся, международные научно-исследовательские проекты, вместе с учетом национальных культурных ценностей и условий.
Глобализация высшего образования
Всемирная глобализация постепенно
проникает во все сферы социальной
жизни и, в частности, в сферу
образования. Правительства западных
стран, руководители ведущих мировых
экономических организаций на международных
форумах последних лет
С развитием процессов
Большинство современных вузов
вовлечено в международную
В сфере образования основным фактором, стимулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост происходит такими темпами, что прежние методы и сама система образования уже не может с ним справиться. Простое увеличение объема осваиваемых знаний приводит к чрезмерному увеличению учебной нагрузки, неблагоприятно сказывается на здоровье учащихся, но при этом не дает желаемых результатов. При таких темпах изменений обновление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания обучения в вузе полученные студентами знания успевают устареть. Возникла необходимость постоянного обновления профессиональных знаний - т.е. непрерывного, "пожизненного" обучения.
Изменения в экономической среде
приводят к необходимости
Эти изменения, характерные для самого процесса образования, происходят на фоне более широких процессов изменений, охватывающих экономику отдельных стран, регионов и мира в целом. Студенты получают высшее образование в зарубежных странах, а применяют полученные знания, работая в международных компаниях по всему миру.
В каждой стране существует
своя специфика в системе высшего
образования, свои проблемы и свои пути
их решения. С другой стороны, абстрагируясь
от различий между странами и системами
образования экономического порядка,
можно выделить общие тенденции
в международном высшем образовании,
проявление которых в реальных условиях
экономики той или иной страны
имеет различную степень
В контексте глобализации и экономики знаний высшее образование, если иметь в виду его функцию генератора знаний и средства их распространения, признается основной движущей силой национального развития как в развитых, так и в развивающихся странах. Вместе с этим, если говорить о функциях высшего образования, имея в виду университетские и международные аспекты, то оно может рассматриваться в качестве как активного, так и пассивного участника глобализации как явления. Можно выделить четыре ключевых аспекта глобализации:
- растущее значение общества знаний, экономики;
- разработка новых торговых
соглашений, охватывающих, в том
числе, торговлю
- нововведения в области
информационно-
- возрастающая роль рынка и рыночной экономики.
Перечисленные аспекты, в свою очередь, играют роль катализаторов новых явлений в сфере высшего образования, среди которых:
1) появление таких новых
провайдеров образования, как
мультинациональные компании, корпоративные
университеты и
2) новые формы обеспечения
образования, включая
3) большая диверсификация квалификаций и свидетельств об образовании;
4) большая мобильность учащихся, программ, провайдеров и проектов, которые выходят за пределы национальных границ;
5) акцент на обучение
в течение всей жизни, что,
в свою очередь, приводит к
увеличению спроса на
6) увеличение объема частных
инвестиций в сферу услуг,
Все эти явления влекут за собой существенные последствия для высшего образования, в плане его качества, доступа к нему, разнообразия и его финансирования.
Последствия глобализации
Потенциальные последствия глобализации для высшего образования различны и многообразны. К числу положительных последствий относятся: расширение спектра образовательных услуг и более широкий доступ к ним учащихся, поддержка экономики знаний, разработка совместных степеней, слияние или сближение культур, усиление сопоставимости квалификаций, усиление роли ориентированных на рыночные условия подходов, экономические выгоды для провайдеров образовательных услуг, диверсификация и создание новых условий для работы академических учреждений.
Отрицательными последствиями
названных тенденций являются: ухудшение
качества предоставляемых услуг, увеличение
ориентированных на рыночные условия
образовательных программ (особенно
в области бизнеса и
Последующей противоречивой тенденцией в развитии высшего образования, является проблема его диверсификации. Положительная сторона диверсификации связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. В рамках диверсификации изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения, реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования. За последние десятилетия во всем мире наблюдается интенсивный рост числа вузовских специальностей. Рынок труда стал требовать «гибких» специалистов для выполнения работы, в которой возникают вопросы, относящиеся к разным отраслям знаний и требующие навыков приспособления к быстрой смене трудовых операций.
Одной из наиболее важных и в то же время актуальных тенденций развития современного высшего образования выступает его интернационализация. Отвечая растущей потребности в межкультурном взаимопонимании, вызванная глобальным характером современных средств коммуникации и потребительских рынков, интернационализация образования, безусловно, является благоприятной тенденцией. Однако, наряду с положительными сторонами, она приводит к ряду негативных последствий. Так, например, мобильность студентов и преподавателей в условиях сильных различий экономического развития разных стран приводит к такой негативной тенденции, как «утечка умов» . В самом широком смысле «утечка умов» — это выезд из страны любых специалистов, занимающихся квалифицированным интеллектуальным или творческим трудом, а также потенциальных специалистов — студентов, аспирантов и стажеров. Утрата квалифицированных человеческих ресурсов развивающимися странами и странами переходного периода вызывается не только академической мобильностью, но также и активизацией международной миграции, и тем, что многие развитые страны целенаправленно строят свою миграционную политику, предоставляют более выгодные условия. К специфическим причинам возникновения интеллектуальной миграции можно отнести возможность для преподавателя или исследователя получить дополнительный опыт, а также возможность заниматься работой, которая не доступна на родине. Интеграция систем высшего образования является при этом стимулирующим фактором. В настоящее время интеллектуальная миграция может выражаться в нескольких основных видах :
Информация о работе Глобализацие и ее последствия для высшего образования