Генезис сюжетно-ролевой игры в период дошкольного детства

Автор: b*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности и своеобразие развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Изучение структуры сюжетно-ролевой игры.
Анализ особенностей развития сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3
Глава I. Теоретические основы сюжетно - ролевой игры…………..…….6
1.1 Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов …………………………………….......6
1.2 Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...….9
1.3 Педагогические принципы организации сюжетной игры………………..13
Глава II. Развитие сюжетно - ролевой игры в разные периоды дошкольного детства…………………………………………………………..16
2.1 Игра детей младшего дошкольного возраста…………………………….16
2.2 Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста…….....20
2.3 Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………34

Работа содержит 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

    Постройки из снега могут быть крупными и мелкими. Крупные постройки можно объединить общей темой "Северный полюс" или "Зоопарк", "Стадион" и др. Педагог учит воспитанников изготовлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки для скольжения, валы; лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек, для окон домов и др. Для крупных построек из снега требуется основа. Для нее можно использовать доски, ящики, фанерные щиты, плотный картон, деревянные рейки и пр.

    Зимой при сооружении построек на участке  следует предусмотреть возможность  таких игр, как "Путешествие в  Антарктиду (на Северный полюс)", "Белая  Олимпиада", "Праздник русской  зимы", а также игр по сказкам "Заячья избушка", "Зимовье зверей", "Морозко" и др.

    Как и дети младшего возраста, старшие  дошкольники любят театрализованные игры по литературным произведениям. Основное в руководстве играми-драматизациями — выбор литературного произведения, работа с детьми над выразительностью передачи текста, создание декораций и костюмов.

    Литературные  произведения для игр дошкольников должны отвечать следующим требованиям: идейная направленность, динамичность сюжета, наличие диалогов. Если при  первоначальном знакомстве с произведением дети заинтересовались им, при повторном чтении следует наиболее выразительно выделить речь героев, помочь правильно оценить их поступки, установить последовательность событий. Чтобы облегчить детям запоминание текста, подчеркнуть динамику событий, в некоторых случаях воспитатель при повторном чтении исключает эпизоды описательного характера.

    Дети  старшего дошкольного возраста уже  могут сами распределять роли.

    Педагог предоставляет воспитанникам возможность  самостоятельно создавать игровые  образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного персонажа, организует прослушивание грамзаписей.

    Игры-забавы в старшей и подготовительной к школе группе могут носить характер веселых эстафет, соревнований, аттракционов с участием двух или более команд: «Эстафета на санках». «Черепахи» — забавное соревнование на санках; «Воздушный футбол» (дети целенаправленной струей воздуха пытаются быстрее загнать бумажный мяч в ворота противника, а противник, дуя на легкий бумажный мячик, пытается перехватить инициативу; как только мяч окажется в воротах, открывается счет). Показ воспитателем заводных игрушек на темы «Цирк», «Детки в клетке» и др. может способствовать возникновению у детей желания самим подготовить цирковое представление. Возможность его подготовки и проведения обусловливается степенью физического развития дошкольников; наличием таких физических качеств, как ловкость, гибкость, точность движений, выносливость. Кроме того, у ребенка должно быть воспитано чувство юмора. В содержание подготовки к этой веселой игре должно входить: составление цирковой программы; распределение детей на роли артистов, а также художников и декораторов и распределение обязанностей (кто какие элементы костюмов, декорации будет делать, кто и как оформит пригласительные билеты и т. д.).

    Таким образом, игра – это естественный спутник жизни ребенка, обладающий великой воспитательной силой, способ познания окружающего мира. В этом плане сюжетно-ролевые игры имеют большое значение - они позволяют детям дошкольного возраста в доступной форме осваивать социальный опыт предыдущих поколений, сформировать эмоциональное отношение к профессиональному миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

    Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с  другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

    Изучив и проанализировав тему данной курсовой работы,  сделала следующие выводы:

  • Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
  • Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
  • Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
  • Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие  рекомендации:

  • Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
  • Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Барташникова  И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: Фолио, 2007. 
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336с.
  3. Воспитание и обучение детей в детском саду./Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Детская психология. /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 2005.
  6. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с.
  7. Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1999.
  9. Запорожец А. В. Психология. - М.: Просвещение, 2003.
  10. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. 284с.
  11. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2005.
  12. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. - М.: Высшая школа, 2000.
  13. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: АСТ, 2007.
  14. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
  15. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 - 85
  16. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 - 87
  17. Кузин В.С. Психология. Учебное пособие для художественно-графических педучилищ. - М.:  Высшая школа, 2008.
  18. Куковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Просвещение, 1993.
  19. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 - 95
  20. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210с.
  21. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.
  22. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО  «ЭКСМО-Пресс», 2007.
  23. Обухова Л. Ф. Детская психология. — М.: Просвещение, 1995.
  24. Основы дошкольной педагогики./Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Наука, 2007.
  25. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.
  26. Подласый И.П. Педагогика. – М.:ВЛАДОС, 2006.
  27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109с.
  28. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74
  29. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78с.
  30. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996.
  31. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2003.
  32. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: «Вентана-Граф», 2009.
  33. Харламов И.Ф. Педагогика. – Издательский  центр «ВЛАДОС», 2007.  
  34. Швейцер И. Воспитание ребенка: пер. с чешск. – М.: Просвещение, 2009. 
  35. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М.: Просвещение, 1999.
  36. Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте /В кн.:

    Психология  личности и деятельности дошкольников. - М.: Просвещение, 1995.

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение,  1998

Информация о работе Генезис сюжетно-ролевой игры в период дошкольного детства