Генезис сюжетно-ролевой игры в период дошкольного детства

Автор: b*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности и своеобразие развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Изучение структуры сюжетно-ролевой игры.
Анализ особенностей развития сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3
Глава I. Теоретические основы сюжетно - ролевой игры…………..…….6
1.1 Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов …………………………………….......6
1.2 Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...….9
1.3 Педагогические принципы организации сюжетной игры………………..13
Глава II. Развитие сюжетно - ролевой игры в разные периоды дошкольного детства…………………………………………………………..16
2.1 Игра детей младшего дошкольного возраста…………………………….16
2.2 Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста…….....20
2.3 Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………34

Работа содержит 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

    В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с  учетом возможностей, интересов и  желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.

    Если  на одну роль претендуют несколько  детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности  были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней  группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.

    Наряду  с общими методами ознакомления с  окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.

    На  пятом году жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.

    Выполнение  любимой роли в различных игровых  ситуациях увеличивает продолжительность  и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские  взаимоотношения.

    Немаловажное  значение приобретают беседы воспитателя  по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал.

    Особого внимания со стороны педагога требует  оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Для того чтобы  каждый воспитанник сумел в ролевом  исполнении передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные  проявления, поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения.

    Педагог, участвуя в играх, может брать  на себя главную, ведущую роль или  быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.

Дети  не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками, доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и, естественно, способствует развитию содержания игры. 

2.3 Сюжетно-ролевые  игры старшего  дошкольного возраста 

    В своей статье "Сюжетно-ролевая  игра старших дошкольников" Короткова  Н.А. пишет о том, что у ребёнка  старшего дошкольного возраста углубляется  интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим сюжетом.[12]

    Детям шестого года жизни свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например, создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ.

    На  данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью ("Космонавты", "Путешествие на Северный полюс", "Путешествие в Антарктиду" и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений.

    Длительные  сюжетно-ролевые творческие игры приобретают  особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.

    В длительной игре у ребенка быстрее  вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В  результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.

    В такой игре ребенок проявляет  больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении  ролей, использовании подсобных  материалов. Педагогу необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей  умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.

    Длительная  творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности  для развития мышления ребенка.

    Действия  ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он - неутомимый исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая, реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.[11]

    Этот  опыт, знания и представления творчески преломляются ребенком в игровой деятельности. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний - значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре. Можно провести серию занятий по конструированию и ручному труду, связанных общей темой (изготовление грузовиков больших размеров, подъемных кранов, вагонов, электровозов и тепловозов, железнодорожных вокзалов из спичечных коробков, картона и т. п.).

    Возникновение длительной игры "Путешествие за животными в жаркие страны" может  быть связано с поездкой детей  в зоопарк. Чтобы удовлетворить  детскую любознательность, воспитатель  специально читает отрывки из книг на эту тему; организует лепку из пластилина животных и т. д. По мере обогащения представлений дошкольников развивается и усложняется содержание игры. Дети больше проявляют инициативы, творческого подхода и умственной самостоятельности в решении практических задач. Если воспитатель заботится о расширении представлений детей, в группе будут развиваться игры на разнообразные сюжеты: "Путешествие в Антарктиду", "Путешествие в жаркие страны" и др. Работа воображения помогает ребенку ясно и отчетливо представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы, айсберги, работу далеких полярных станций, рейсы космических кораблей и т. д.

    Игровые образы ребенок создает творчески, сознательно. Он не просто воспроизводит  жизнь, слепо копирует ее. В изображение  тех или иных ситуаций, героев дети вносят много элементов творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов, добавляя свою выдумку, что свидетельствует об активности воображения. Увлекательная, сложная по содержанию игра, удовлетворяя стремление ребенка участвовать в событиях, переживаемых страной, доставляет ему радость.[13]

    Руководя  подобными играми, воспитатель не должен спешить с подсказкой детям  решения тех или иных возникающих  перед ними задач. Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий (особенно на занятиях по ознакомлению с различными явлениями окружающей жизни, с растительным и животным миром). Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон.

    Обязательным  условием для длительной сюжетно-ролевой  творческой игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели.

Необходимо  также, чтобы дети любили играть, чтобы  у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их.

    Для руководства длительными творческими сюжетно-ролевыми играми в качестве основных приёмов могут быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая). К основным приёмам руководства длительной творческой сюжетно-ролевой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.

    Роль  воспитателя в длительной творческой сюжетно-ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

    На  последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания  направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков. В течение года можно провести около шести длительных творческих сюжетно-ролевых игр с установкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации.[11]

    Развитию  длительной сюжетно-ролевой игры, воспитанию у детей умственной активности, нравственных чувств и навыков самоорганизации способствуют следующие методы и приемы: беседы перед началом игры о её ходе, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития; напоминания, советы, указания, поручения, задания. Педагог приучает воспитанников к самостоятельному употреблению в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок, использованию навыков рисования, лепки, танца, пения.

    Раскрыть  игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.

    С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель  путем показа фотографий, картинок, напоминаний, советов направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Можно предложить детям соорудить постройки на тему «На чем люди ездят». Одна подгруппа детей сооружает аэродром, другая — железнодорожный вокзал, третья — речной порт, а если дать им песок в сочетании с глиной, то маленькие строители могут сделать судоходную речку, прорыть каналы, установить шлюзы и т. д.

    Для игр с песком и глиной требуется  разный дополнительный материал - обрезки  дерева, колышки, шнуры, фанерные фигурки  людей, животных, деревьев, разнообразные  автомашины и пр. Часть игрушек  дошкольники могут сделать сами, например лодки, самолеты, вагоны для железной дороги и др.

Информация о работе Генезис сюжетно-ролевой игры в период дошкольного детства