Гендерное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 20:06, реферат

Описание работы

Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Но именно гендерного равенства достичь труднее всего, так как гендерные отношения охватывают все сферы нашей жизни, и поэтому необходимо не только существенно изменить многие общественные структуры, но и перестроить сознание людей, освободив его от множества предрассудков. Членам свободного общества должно быть присуще эгалитарное сознание, свободное от патриархатных стереотипов. Но только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать эгалитарное сознание у будущих граждан.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 

     Для чего нужно гендерное образование? Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Но именно гендерного равенства достичь  труднее всего, так как гендерные отношения охватывают все сферы нашей жизни, и поэтому необходимо не только существенно изменить многие общественные структуры, но и перестроить сознание людей, освободив его от множества предрассудков. Членам свободного общества должно быть присуще эгалитарное сознание, свободное от патриархатных стереотипов. Но только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать эгалитарное сознание у будущих граждан.

     Педагогика - наука о взаимодействии людей  разного возраста в процессе передачи культуры от поколения к поколению в широком смысле слова. Центральным звеном и основой педагогической деятельности является воспитание. В процессе воспитания и взаимодействия с окружающей средой происходит социализация ребенка, то есть усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

     В отличие от стихийных и разнонаправленных  воздействий факторов среды, воспитание является специальным, направленным, систематическим  и организованным взаимодействием  агентов (осознанно действующих лиц) с воспитанниками. В процессе воспитания создаются условия для эффективного развития и самореализации личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем.1

     К социальным противоречиям общества последних 10-15 лет целесообразно отнести открытие больших возможностей для самореализации личности в условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, и высокий коэффициент не востребованности творческого потенциала огромного количества людей, с другой. Особенно ярко это противоречие проявляется в женском социуме.

     Из  двух глобальных жизненных стратегий  поведения, возможных в эпохи  социальных трансформаций, - выживания  и развития, женщины, как правило, выбирали наименее перспективную - выживания. Некоторые российские ученые (Г. Силласте, С. Айвазова) сформулировали тезис о недостаточной эффективности или не востребованности потенциала 53% населения страны.

     В том, что современные женщины практически вытеснены из сферы управления политикой, экономикой, бизнесом, наукой, лишены доступа к финансовым и природным ресурсам, высокооплачиваемым рабочим местам, немаловажную роль сыграли системы мотиваций и ценностей общества, господствующие в массовом сознании стереотипы мужественности и женственности, статусные роли полов в обществе.

     Предметом исследования гендерной педагогики наряду с другими выступает проблема коррекции процесса социализации молодежи в зависимости от пола в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций.

     Изменение парадигмы исследований гендерной социализации молодежи отражает объективные процессы, отмечаемые во всех индустриальных и постиндустриальных культурах мира. Так же, как и многие исследователи (И. Кон, О. Здравомыслова-Стоюнина, Н. Римашевская, Л. Попова, Т. Клименкова, Т. Журженко, Н. Давыдова, С. Айвазова, Г. Силласте и др.), Л.Штылева считает, что наиболее заметными из них являются:

     1. Ломка традиционной системы гендерной стратификации, резкое ослабление поляризации женской и мужской социальных ролей.

     Традиционное  гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность, большинство социальных ролей вообще не дифференцируются по половому признаку. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной степени нивелируют различия в нормах поведения и психологии женщин и мужчин.

     Разумеется, все еще существуют преимущественно  мужские и женские профессии, сохраняются различия мужских и  женских ролей в семье и  т.д. Но они все чаще воспринимаются не как проявление естественного  порядка вещей, а как простой  эмпирический факт или следствие индивидуальных различий, не обязательно связанных с полом.

     2. Изменяются сами культурные стереотипы  маскулинности и фемининности. Они  становятся менее жесткими и  полярными, более внутренне противоречивыми,  что выдает их конструктивистское происхождение. Традиционные черты в них переплетаются с новыми, значительно полнее учитывается разнообразие индивидуальных ситуаций.

     И, что особенно важно, они значительно  чаще, чем раньше, отражают женскую  точку зрения.

     3. Серьезные трансформации происходят в брачно-семейных отношениях.

     По  мере того как старые экономические  и социальные функции семьи (как  производительной единицы, ячейки потребления, основной среды социализации детей  и др.) ослабевают и приобретают  подчиненное значение, увеличивается  ценность духовной и психологической близости между членами семьи, будь то супружеские или детско-родительские отношения.

     Брак  все более становится индивидуально  избирательным, заключается по свободному выбору в отличие от браков по расчету  и обязанности. Но и. устойчивость браков на основе психологической совместимости меньше. Растет вариативность брачных отношений, что соответствует росту ценности индивидуальности.

     Общая тенденция, лежащая в основе трансформации  семейно-брачных отношений, - изменение  ценностных ориентиров, центром которых становится не семейная группа, а индивид. Эта переориентация затрагивает не только семейно-брачные, но и трудовые отношения, свободное общение, являясь результатом длительного исторического развития. Сдвиг в брачно-семейных отношениях, влияние акселерации закрепляются и передаются через изменения в системе гендерной социализации девушек и юношей.

     Особенно  отметим те глубокие изменения, которые  происходят в культуре:

     • Крах традиционных сексистских установок  в отношении женщин и их псевдонаучного обоснования.

     • Интеллигенция, а вслед за ней  и другие слои общества перестают  видеть в сексуальности нечто  постыдное и низменное. Сексуальность  признается таким же неотъемлемым качеством  личности, как и все другие.

     • Происходит перестройка телесного канона и канона языка. Ослабели культурные запреты в отношении наготы, вошли в оборот некоторые слова, которые ранее считались непристойными.

     Изменение отношения к телу связано с  общим изменением отношения к  эмоциям. "Воспитание чувств" в  сегодняшнем понимании означает не только способность контролировать и сдерживать, но и выражать свои чувства, слушать "веление сердца".

     Как в каждой переходной культуре, эти  явления иногда приобретают гипертрофированные, уродливые, экстремистские формы. Но это не дает оснований их не замечать или делать вид, что ничего не происходит.

     Очевидно, что педагогика в целом и воспитание, как педагогическое явление, нуждаются  в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и корректировке своих  позиций в вопросах полоролевой (воспользуемся пока этим привычным термином) социализации воспитанников.

     Также очевидно, что воспроизводимые школой через образование жесткие стандарты  традиционной культуры в отношении  женственности и мужественности являются анахронизмом и становятся объективным препятствием для эффективной социализации воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов.2

     Следует допустить, что отечественной педагогикой  в предшествующем периоде упущен из виду один из важных аспектов социализации индивида, которому в западном научном мире в последние 20 лет уделяется большое внимание и присвоен специальный термин - "гендер".

     По  нашему мнению, смысл понятия "гендер" заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть "мужское" и что есть "женское" в данном обществе.

     Внедрение категории "гендер" в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку в школе формируются  многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию. Развитие гендерного образования в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия, рождает силы для взламывания "стеклянных потолков", свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности.

     Но  пока гендерные подходы в педагогике воспринимаются как научная экзотика. Для понимания и профессионального участия в процессе гендерной социализации детей педагогу необходим соответствующий методологический и методический аппарат, содержащий систему научных знаний о гендере, педагогических аспектах воспитания и образования как гендерных технологиях, факторах, условиях и критериях эффективной гендерной социализации школьников, соответствующий предмету профессиональный язык.

     Разработка  нового направления в науке, как правило, приводит к рождению новых терминов, новых категорий.

     С целью определения степени взаимодействия педагогики и гендера, как сложных социальных и научных категорий, вводится понятие "гендерное измерение в образовании".

     Под образованием мы подразумеваем процесс  и результат усвоения человеком  навыков, умений и теоретических  знаний. Образование школьника происходит в процессе обучения и воспитания, педагогического взаимодействия с  учителями, одноклассниками, различными субъектами школьной среды.

     Под "гендерным измерением в образовании" мы подразумеваем оценку последствий  и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и  развитие мальчиков и девочек, осознание  ими своей идентичности, выбор  идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, группе сверстников в зависимости от биологического пола. Необходимость введения категории "гендерное измерение в образовании" обусловлена следующими факторами.

     Во-первых, в последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант и болевых точек процессов общественного и личностного развития.

     Во-вторых, в педагогической теории до сих пор  отсутствует направление, изучающее становление гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для гармоничного и полноценного развития личности, общества.

     Традиционная  полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархатные стереотипы взаимодействия полов в общественной и приватной сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном обществе, становятся препятствием для раскрытия индивидуальностей, равноправия полов, устойчивого развития демократических отношений.

     Школа должна давать ученикам возможность  развивать индивидуальные способности  и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять  традиционным стандартам в отношении  полов. Для этого педагогический коллектив должен обладать гендерной чувствительностью, владеть методикой гендерного подхода к процессу гендерной социализации девочек и мальчиков.

     Осуществлять  гендерный подход в образовании детей - это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий "мужского" и "женского" в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

     Под "гендерной чувствительностью" мы подразумеваем способность педагога воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербальных, невербальных и предметных влияний социальной среды, методов и форм работы с детьми на формирование гендерной идентичности ребенка, способность улавливать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола (сексизма).

     В-третьих, рождение новых педагогических терминов связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины: "половое воспитание", "полоролевое  воспитание", "полоролевая социализация" и их вариации, не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова "пол".

     С этой проблемой, судя по всему, сталкивались наши предшественники - авторы работ  по половому воспитанию школьников в 60 - 80-е годы (Э.Г. Костяшкин, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, Л.Н. Тимойенко, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др.). Многие из них указывали на взаимодействие природного и социального в становлении женственности и мужественности, на необходимость учета факторов социального окружения, влияния родителей, сверстников, значимых взрослых, специально организованного просвещения для девочек и мальчиков. Но, как правило, все их дальнейшие сентенции сводились к "природному предназначению" полов. Рекомендованное в методических пособиях содержание деятельности по "подготовке к половой роли" можно отнести к морализаторству о "современном мужчине и современной женщине", утверждению сложившейся половой сегрегации в сферах домашнего и общественного труда и информированию о половой гигиене.

Информация о работе Гендерное образование