Функциональное зонирование территории школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

В школьных учреждениях сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания, производства овощей для школьной столовой [2].

Объектом в данной курсовой работе является территория школы, как элемент функционального зонирования.

Предметом - роль функциональных зон на территории школы.

Цель – изучение распределения и благоустройства зон на территории школы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

   Широко  применяются для озеленения территории цветники из клумб, рабаток, бордюров.

         Клумба - это участок земли, используемый для выращивания растений, в то время как бордюр обычно называют засаженный участок земли, имеющий вид полосы, которая примыкает к стене, забору, живой изгороди либо идёт по контуру той же клумбы или газона, вдоль дорожек. Традиционно клумба размещается в углу сада или вокруг дерева. Островная клумба, просматривается со всех сторон, как правило, окружена газоном и расположена на сравнительно открытых участках. Для расположения большего количества растений клумба должна иметь диаметр минимум 1,5-1,8 м, причём высокие растения будут расположены посередине клумбы. Простейший бордюр, представляет собой узкую полоску земли, иногда шириной всего 30-45 см, идущую вдоль стены дома или дороги. Классический бордюр длиннее и шире (от 1,8 м в ширину и 3 м в длину) обычно примыкает к стене или изгороди. У Гертруды Джекилл (известного классика английского ландшафтного дизайна 19-20 веков) бордюры более гигантских размеров в Мантед Вуде бордюр был длиной 60 м, шириной 4,3 м, а Брекенбротский бордюр был длинной 90 м.

          Рабаткой называется длинный цветник с ровной поверхностью, ширина которого составляет от 0,5 до 2 м. Чаще всего рабатки размещают вдоль дорожек, заборов, зданий. Рабатку обрамляют бордюром. В зависимости от возможностей обзора различаются односторонние и двусторонние рабатки. Растения могут быть высажены в них как симметрично, так и асимметрично. Рабатку, имеющую большую протяженность, лучше сделать прерывистой. Обычно рабатки создаются из нескольких видов растений. Если рабатка обозревается только с одной стороны, на заднем плане размещают высокие растения, на переднем - мелкие. Высота растений в двусторонних рабатках уменьшается от центра к краям. Наиболее распространенные сочетания цветов: белый и красный, синий и желтый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый.

     Бордюром (цветочным) называют узкие полосы из декоративно-цветущих или декоративно-лиственных растений, которые служат рамкой для газона, рабатки, клумбы или дорожки.

   Часто бордюры используются в качестве перехода от вертикального озеленения к горизонтальному. Обычно их образуют из стелющихся или подушковых растений, которые долго цветут и имеют  красивую листву. Бордюры необходимы для того, чтобы подчеркивать контуры.

   В рабатках и бордюрах можно высаживать адонис летний, анютины глазки, бальзамин, бегонию, василек, вербену, душистый горошек, календулу, левкой, маргаритку, настурцию, незабудку, петунию и др.

         Учетиля со школьниками с большим  удовольствием могут сделать  альпийскую горку.

         Альпийская баллада – вот что такое сотворенная своими руками с любовью и умением альпийская горка. Дикая красота горных неброских растений очаровала многие сердца. До сих пор не переводятся романтики-альпинисты, штурмующие вершины в поисках легендарного эдельвейса…

         Неудивительно, что в Европе, а затем и в России появился вид клумб, называемый альпинарием. Это попытка «приручить» высокогорную красу, сотворить уголок, где отдыхает взор и душа. Разумеется, можно заказать альпийскую горку в какой-либо садоводческой фирме. Но те, кто жаждет истинного единения с природой, понимают, что альпийская горка своими руками – это нечто особенное. Подобно японскому саду камней, она строится индивидуально в соответствии со вкусами хозяина и окружающим пейзажем. Однако желающим строить альпийские горки своими руками надо помнить, что это дело не прощает небрежности и требует соблюдения ряда непременных условий.

         Местоположение. Солнечное, открытое место – почти как в настоящих Альпах. А вот от ветра растения желательно защитить – ведь сажают на альпийские горки самые разные цветы, не только горные. Основа. Хорошо, если на нужном месте окажется естественная возвышенность – тогда для изготовления альпийской горки своими руками придется работать значительно меньше. Внизу должен быть пористый материал для дренажа – керамзит, щебень; в ход пойдет любой твердый строительный мусор: шлак, битый кирпич.

         Почва. Должна быть плодородной и рыхлой. Желательно смесь торфа и песка – ведь она годами не будет перекапываться, но должна пропускать к корням кислород и влагу. Укладывают слоями, проливая каждый водой и выжидая, чтобы земля заполнила все пустоты. Иначе впоследствии альпийская горка преподнесет сюрприз: камни осядут и покривятся, почва провалится вместе с растениями. На устоявшийся почвенный слой укладывают камни, и т. д.

         Главная опасность, подстерегающая любителей делать альпийские горки своими руками – банальные сорняки. Ведь это не обычная огородная грядка, которую можно перекапывать пару раз в год до основания и избавляться от непрошеных сожителей. Поэтому уничтожить их нужно раз и навсегда, используя все возможные механические и химические способы борьбы. Размер. Также имеет значение. Зависит от многих факторов: пожеланий хозяина, расположения окружающих предметов и свойств ландшафта, размера участка, наконец. Альпийская горка, сооруженная своими руками, вынуждена быть миниатюрной, но это отнюдь не умаляет её ландшафтообразующую роль.

         Форма. Альпинарий может напоминать устремленный ввысь горный пик либо, наоборот, лишь немного выдающуюся над окружающей местностью каменистую гряду. Однако, по негласным правилам, ярусов должно быть не менее 3-х. А вот симметрия альпийской горке противопоказана. Ведь это не добропорядочная чинная клумба, а уголок необузданной природы. Отлично украсит альпийскую горку вырытый своими руками колоритный валун.

         Растения. Тут выбор владельца ограничен спецификой альпийской горки. Здесь предпочтительны цветы многолетние, покрывающие почву либо выделяющиеся над плоскостью, но соразмерные с составляющими горку камнями. Удобны луковичные, вечнозеленые растения, мхи, миниатюрные кустарники.

        Чтобы устроенная своими руками альпийская горка никогда не уподоблялась «Лысой горе» цветы подбирают по срокам их цветения. Тогда со сменой сезонов альпинарий будет лишь плавно менять цвета, каждый раз переливаясь новой гаммой оттенков. Пролески, подснежники, крокусы, гусиный лук, тюльпаны и примулы передадут эстафету ветренице дубравной, ирисам, флоксам, астильбе, колокольчикам, очитку, маргариткам, барвинку и астильбе. Это лишь малая часть списка для выбора, полностью перечислить все сочетания невозможно. Кроме цветковых растений есть множество декоративнолиственных, весь год покрывающих горку сплошным ковром (молодило, мох, брусника), а также низкорослые кустарники (астильба, азалия, вереск, карликовые розы).

         Преимущество альпийской горки по сравнению с обычной клумбой – в том, что у неё имеется солнечная и теневая стороны. Поэтому на горке уживутся как светолюбивые, так и теневыносливые растения. А за счет рельефа они не загораживают друг друга. Самым трудным при устройстве альпийских горок своими руками – организовать, в подражание японцам, струящуюся по ней или блистающую живым зеркалом воду. Обычно небольшой водопад комбинируют с прудиком. В непосредственной близости к воде высаживают влаголюбивые растения.

        Завершающим штрихом при устройстве горки будет засыпка всей свободной поверхности почвы гравием или подобным ему материалом. Так не перегреется почва в жаркие дни под лучами солнца, не укоренятся семена сорняков, да и влага с поверхности испаряется куда медленнее. После этого остается лишь ждать, когда посаженные растения разрастутся, и горка обретет свой законченный вид – такой, какой и был вами задуман[6].

   Весь  комплекс озеленения пришкольного участка  должен состоять, в зависимости от его территории, из учебно-опытного плодово-ягодного сада и огорода, декоративных и защитных древесно-кустарниковых  насаждений, цветников, газонов и  живых изгородей.В плодово-ягодном  саду следует иметь растения в  ассортименте, рекомендованном для  данного района, а также высаживать по возможности плодовые деревья  лучших сортов, являющиеся новыми и  перспективными. На этом участке школьники  под руководством преподавателя  выполняют все работы по уходу  за растениями, проводят фенологические наблюдения, учитывают урожай каждой культуры в отдельности.

   Участок декоративных культур располагают  вблизи школьного здания. Ассортимент  растений здесь должен быть по возможности  разнообразным, чтобы учащиеся могли  познакомиться с морфологическими и биологическими особенностями  различных древесно-кустарниковых  и цветочных растений. Для этого  рекомендуется производить групповые  и одиночные посадки растений на фоне газона со свободным их размещением. Среди этих насаждений может быть устроен уголок тихого отдыха с беседкой, столами и скамьями. В местах отдыха высаживают деревья с широкими кронами  для защиты от солнечных лучей. 

     

   Рис.Схема озеленения пришкольного участка: 1 — здание школы, 2 — хозяйственный двор; 3 — спортивный комплекс; 4 — уголок отдыха; 5 — площадка для игр; 6 — участок цветоводства; 7 — защитные рядовые посадки деревьев; 8 — бирючина; 9 — цветочные рабатки; 10 — группы декоративных кустарников на газоне; 11 — группа роз; 12 — группа берез; 13 — ель голубая

         Если здание школы расположено в отступе от красной линии, то перед фасадом желательно создать газон и разбить в нем цветник из летников и многолетников с участием красиво цветущих кустарников и. отдельных высоко-декоративных форм деревьев (плакучая шелковица, пирамидальные туи, можжевельники, шаровидный клен остролистный, клен Шведлера, пурпурнолистная слива Писсарда и др.).

        Все площадки на школьном участке изолируют друг от друга живыми не стригущимися изгородями из чубушника, сирени, жимолости татарской, спиреи Ван-Гутта и др. Живыми изгородями обсаживают также хозяйственный двор или хозяйственные отдельные строения. Деревья и кустарники следует располагать на таком расстоянии от здания школы, чтобы они не затеняли окон (деревья на расстоянии 5—10 м, кустарники — 1,5—5 м — в зависимости от высоты растений). Для изоляции участка школы от окружающей его территории необходимо создать на его границе плотные 2—3-рядные полосы из деревьев и кустарников.

          Нельзя допускать в посадки на пришкольном участке ядовитых растений.

   Площадь озеленяемого участка определяют из расчета 20—40 кв. м на одного ученика  — в зависимости от этажности  школьного здания. Общая площадь  озеленения должна занимать не менее 40—45% всего пришкольного участка. 
 
 

   
    
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

         Итак, мы исследовали тему «Функциональное зонирование территории школы». На основании вышеприведенного исследования можно сделать ряд выводов:

          Под функциональным зонированием и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях, как подчеркивают педагоги, чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.

        Обустройство пришкольной территории не должно быть одинаково стандартным, будничным. Здесь важен творческий подход и фантазия. Ведь, в конце концов, тропинки, которыми ребенок ходит каждый день, цветы, высаженные у бордюров, деревца под окнами, скамейки и качели – все эти детали отложатся в памяти детей и через долгие годы светлыми воспоминаниями о школьных и чудесных годах будут согревать их сердца.

        Функциональное зонирование школьного дворика – это не просто комплекс работ по благоустройству и озеленению территории, это взгляд в будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Литература

   1. Лунц, Л.Б. Городское зелёное строительство [Текст] / Л.Б.Лунц. - М.:Город, 1975.

   2. Машинский, Л.О. Город и природа (городские школы) [Текст] / Л.О.Машинский -  М.: Культура, 1996.

   3. Новикова, Ю.В. Природа и человек[Текст] / Ю.В.Новикова. - М.: Aгpопромиздат, 1988.

   4. Николаев, В.А. Эстетическое восприятие ландшафта [Текст] / В.А. Николаев // Вестн. Моск. yн-та. Сер. 5. Гeoгp. 1999. № 6.

   5. Николаев, В. А. Гармонические каноны природы [Текст] / В.А. Николаев // Вестн. Моск. ун-тa. Сер. 5. Гeoгp., 2002. № 2.

   6. Николаев  В. А. Феномен пейзажа [Текст] / В.А. Николаев / / Вестн. Моск. ун-тa. Сер. 5. Гeorp. 2002. № 6.

   7. Сычева, А.В. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды [Текст] / А.В. Сычева,  Н.Т. Титова. - Минск: Высшая школа, 1984.

Информация о работе Функциональное зонирование территории школы