Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:29, контрольная работа
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.
1.Понятия об организационных формах обучения и основная их классификация. Функции форм обучения.
2.Развитие форм обучения в дидактике и их дальнейшее совершенствование в современных условиях.
3. Дополнительные формы организации обучения: экскурсия, консультация, факультативы, домашняя самостоятельная работа, дополнительные занятия, учебные конференции, семинары, лекции, практикумы.
4. Формы внеклассной работы: предметные кружки и клубы по интересам, конкурсы, олимпиады, выставки и др.
5. Самообразование учащихся.
294
современного развития
В
Европе и США в начале XX века было
опробовано много систем обучения,
направленных на обеспечение индивидуальной
активной самостоятельной учебной
работы школьников. Наиболее радикальной
из них являлась система индивидуализированного
обучения, впервые примененная учительницей
Еленой Паркхерст в первом десятилетии
XX в. в городе Дальтон (штат Массачусетс).
Эта система вошла в историю педагогики
и школы под названием дальтон-план. Ее
же, нередко именуют лабораторной или
системой мастерских.
Педагогическое
кредо автора этой системы, Е.Паркхерст,
сводилось к следующему: успех учебной
деятельности зависит от приспособления
темпа работы в школе к возможностям каждого
ученика, его способностей; традиционная
организация обучения, в которой превалирует
деятельность преподавания над деятельностью
учения, заменяется организацией, где
центральной является самостоятельная
учебная деятельность учащихся, а функции
учителя сводятся только к тактичной организации
этой деятельности. В связи с этим классы
как таковые заменяются лабораториями
или предметными мастерскими, уроки отменяются,
отменяются объяснения учителем нового
материала. Ученик занимается в лабораториях
или мастерских индивидуально на основе
полученного задания от учителя и при
необходимости обращается за помощью
к учителю, который постоянно находится
в этих лабораториях и мастерских.
Задания
выдавались учащимся на год в самом
начале Учебного года по каждому предмету.
Годовые задания затем
Получив
годовые и месячные задания, учащиеся
письменно обязывались
295
того, как следует выполнять задания,
отмечал
ход выполнения учащимися положенных
заданий.
Дальтон-план
получил высокую оценку видных американских
педагогов - супругов Дьюи и быстро
стал распространяться в практике работы
школ многих стран, но прижиться ему
не было сувдено ни в одной стране
мира.
Так,
в СССР в 20-е годы использовалась
модификация Дальтон-плана под
названием бригадно-
Значит
ли это, что Дальтон-план был лишен
отдельных достоинств? Нет! К его
достоинствам следует отнести прежде
всего то, что он позволял приспособить
темп обучения к реальным возможностям
учеников, приучал их к самостоятельности,
развивал инициативу, вовлекал в поиски
рациональных методов работы и др. Но,
как справедливо утверждал в свое время
великий русский педагог К.Д. Ушинский,
- пустая голова не мыслит. А Дальтон-план
мало способствовал систематическому
овладению учащимися системы знаний. Они
были у них фрагментарны, не охватывали
всего объема необходимой и достаточной
информации о природе, обществе, технике
и культуре. Кроме того, Дальтон-план порождал
нездоровое соперничество среди учащихся,
зачастую приводил к затрате много времени
на выполнения заданий. Все это обусловило
то, что в педагогической действительности
он не получил широкого распространения
даже в период его интенсивной популяризации
Дж.Дьюи, а впоследствии и вовсе был от-
296
вергнут. Отголоски его
Суть
плана Трампа как системы организационных
форм обучения сводится к тому, чтобы максимально
стимулировать индивидуальное обучение
с помощью гибкости форм его организации.
При таком обучении сочетаются занятия
в больших аудиториях, в малых группах
с индивидуальными занятиями. Лекции с
использованием современных технических
средств (телевидения, ЭВМ и др.) для больших
групп в 100—150 человек читают высококвалифицированные
преподаватели, профессора. Малые группы
в 10—15 человек обсуждают материалы лекции,
ведут дискуссии. Здесь делаются дополнения
к тому, что было услышано на лекции. Занятия
в малых группах ведут либо рядовой учитель,
либо лучший ученик из группы. Индивидуальная
работа проводится в школьных кабинетах,
лабораториях. Время проведения означенных
видов занятий распределяется так: на
лекционные занятия отводится 40% учебного
времени; на занятия в малых группах - 20%,
на индивидуальную работу в кабинетах
и лабораториях - 40%. Классы как таковые
отменяются, состав малых групп непостоянный,
он постоянно меняется. Система требует
слаженной работы учителей, четкой организации,
материального обеспечения.
План
Трампа получил широкую известность
в США благодаря активной рекламе.
И тем не менее по этому плану
работает в настоящее время небольшое
количество экспериментальных школ. Массовые
же школы применяют в своей работе лишь
отдельные элементы этого плана: обучение
бригадой учителей, использование помощников
учителей, не имеющих педагогического
образования, занятия в больших аудиториях,
организация самостоятельной работы учащихся
в кабинетах.
На
Западе в развитие плана Трампа имеются
"неградуированные классы": ученик
по одному предмету может учиться
по программе пятого класса, а по
другому предмету быть в третьем
классе. Имеются проекты и ведутся
эксперименты по созданию "открытых
школ": обучение проходит в учебных
центрах с библиотеками, мастерскими,
что ведет к разрушению самого института
"школа".
В настоящее время повсеместно,
Из
этого беглого исторического
анализа их развития можно констатировать,
что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная
система и что она действительно является
ценным завоеванием педагогической мысли
и передовой практики работы массовой
школы. Ее преимущества перед другими
системами обучения проявляются прежде
всего в том, что при массовом охвате детей
школьного возраста учебными занятиями
классно-урочная система обеспечивает
организационную четкость и непрерывность
работы учащихся и стимулирующее влияние
классного коллектива на учебную деятельность
каждого ученика; предполагает тесную
связь обязательной учебной и внеучебной
работы школьников; обеспечивает возможности
сочетания массовых, групповых и индивидуальных
форм учебной работы; она, о чем уже упоминалось
выше, экономична, особенно по сравнению
с индивидуальным обучением.
Вместе
с тем не следует забывать, что
оправдавшееся вовсе не навсегда
остается неизменным, что в нем
нет никаких недостатков. О том,
что классно-урочная система, будучи
одной из самых передовых, содержит
в себе и целый ряд недостатков,
которые необходимо изживать, свидетельствуют
многочисленные высказывания ученых-педагогов
и учителей-практиков о необходимости
совершенствования обучения как в общеобразовательной,
так и в системе профессионально-технического
образования. В частности отмечается,
что школа далеко не полностью использует
большие возможности урока в организации
учебной работы учащихся, в воспитании
идейно-нравственных качеств школьников,
подготовке их к жизни, труду, трудовой
профессиональной деятельности и др. При
этом указывается, что основной причиной
этому является недостаточность разработки
теории организационных форм обучения,
особенно урока как основной формы организации
учебного процесса в классно-урочной системе
обучения.
Классно-урочная
система обучения включает в себя
наряду с уроком целый комплекс форм
организации учеб-
298
ного процесса. К ним относятся:
лекции, семинарские занятия,
Важнейшей
особенностью перечисленных выше форм
организации обучения является и
то, что на любой из них учащийся учится
работать: слушать, обсуждать вопросы
при коллективной работе, сосредотачиваться
и организовывать свою работу, высказывать
свои суждения, выслушивать других, опровергать
их доводы или соглашаться с ними, аргументировать
свои доказательства, дополнять чужие,
составлять конспекты, компоновать тексты
докладов, составлять библиографию, работать
с источниками знания, организовывать
свое рабочее место, планировать свои
действия, укладываться в отведенное время
и т.д.
При
групповой работе школьники усваивают
элементы организационной деятельности
лидера, сотрудника, подчиненного, формируют
опыт вступать в контакты с окружающей
средой взрослых - в естественные деловые,
производственные и социальные отношения,
адаптироваться к производственному,
жизненному ритму. Большую роль выполняют
организационные формы обучения и в воспитании
учащихся, где главным выступает характер
самоуправления личностью.
3. Дополнительные формы
организации обучения:
экскурсия, консультация,
факультативы, домашняя
самостоятельная работа,
дополнительные занятия,
учебные конференции,
семинары, лекции, практикумы
В
современной школе настолько
сильна традиция классно-урочной организации
обучения, что многим другим, причем
самым разнообразным, формам учебной
работы стремятся придать урочную форму.
Так появляются урок-игра, урок-путешествие,
урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все
же многие виды полезной деятельности
или невозможно осуществить за партой,
или просто нельзя уложить в 45 минут. Их
и именуют «другими» (в отличие от урока),
иногда дополнительными формами учебной
работы.
Экскурсия
-- форма обучения, сопряженная с
выходом за пределы школы для
изучения предметов и явлений
в их естественном виде. Задачи проведения
экскурсий разнообразны: наблюдение
за объектами для расширения познавательной
базы, для анализа, обобщения знаний и
знакомства с их практическим использованием.
Разнообразны и виды экскурсий: наблюдения
за процессами, встречи с людьми, которые
выполняют общественные и государственные
функции, являются носителями народных
традиций, свидетелями исторических фактов.
Экскурсии
могут быть предметными и комплексными
(межпредметными). По тематике они могут
носить историко-краеведческий (экскурсии
в музей), художественно-образовательный
(картинная галерея, памятники архитектуры),
производственный (лаборатории, предприятия),
экономико-правовой характер (органы власти
и управления) и т.д.