Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа
Данная работа посвящена вопросу формирования понятий на уроках обществознания, в ней решаются следующие задачи:
- анализируется работа с понятиями на уроках обществознания;
- рассматриваются новые подходы к формированию обществоведческих понятий;
- дается пример формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества».
Введение…………………………………………………………………………3
1. Работа с понятиями на уроках обществознания…………………………..4
2. Методы формирования понятий……………………………………………12
2.1.Ассоциативный метод формирования понятий…………………….12
2.2. Индуктивный метод формирования понятий……………………..14
2.3. Дедуктивный метод формирования понятий……………………….14
2.4. Инвентивный метод формирования понятий………………………15
3. Новые подходы к формированию обществоведческих понятий………….16
4. Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………27
Работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся. Не случайно Л.Выготский подчеркивал, что сознание базируется на понятийном мышлении: "образование понятий раскрывает перед подростком мир общественного сознания и приводит с неизбежностью к интенсивному развитию и оформлению...психологии и идеологии"1.
2. Методы формирования понятий
К основным методам формирования понятий относятся индуктивный и дедуктивный (см. рис.1).
Рис.1 Индуктивный и дедуктивный методы формирования понятий
Они, как правило, выступают совместно, но один из них может быть ведущим. Рассмотрим особенности четырех методов: ассоциативного, индуктивного, дедуктивного, инвентивного (Л.Б. Ительсон).
2.1.Ассоциативный метод формирования понятий
Вытекает из ассоциативной теории, с точки зрения которой существенные признаки – это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.
Логика образования понятия в этом случае схематично может быть представлена в виде следующей цепочки:
Предметы – восприятия – понятие – слово.
Эта теория
обучения понятиям имеет
Таким образом, формирование
понятия – это результат
Основные этапы формирования понятия:
1)Обобщение неосознанных представлений предметов или явлений некоторого класса;
2) Выделение и осознание наиболее бросающихся в глаза признаков;
3) Выделение и осознание существенных признаков;
4) Понятие связывается со все большим числом объектов, углубляется, обобщается.
Ассоциативный
метод заключается в
Следует отметить,
что в процессе образования
понятия ассоциативным методом
от учащихся требуется умения
проводить наблюдения, анализ, синтез,
сравнение, абстрагирование, т.
2.2. Индуктивный метод формирования понятий
Сходен с ассоциативным, однако с принципиально важными добавлениями: исходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению. Образование понятий происходит в следующей последовательности:
В данном случае
легко выделить необходимость
различных операций мышления
на том или ином этапе; на
втором этапе необходимы
2.3. Дедуктивный метод формирования понятий
Предполагает знакомство
с общими систематизирующими принципами,
а затем с более частными и
конкретными фактами как
На уроках
истории в 5-9 классах продолжается
работа с перечисленными
2.4. Инвентивный метод формирования понятий
Заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения, для выработки новых классификационных объектов. Введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт.
Учитель создает
благоприятные условия для
3. Новые подходы к формированию обществоведческих понятий
Хотелось бы обратить внимание на новые подходы к технологии обществоведческого образования. Весьма результативной является в этой связи методика внетекстовых операций с базовыми понятиями курса. Она позволяет систематизировать изученный материал, диагностировать степень усвоения содержания, уровень овладения умениями и навыками по курсу.
Любое обществоведческое понятие, не включенное в текст, вызывает у человека определенный круг ассоциаций. Предположим, что «понятие объекты политики» может разъяснить не каждый. Один даст поверхностное определение, да и то неправильное. Другой же, пояснит все подробно, приведет конкретные примеры. От чего это зависит? Конечно же, от развитости у него понятийного мышления.
Исследования последних лет показали, что операции с понятиями могут выступать методами развивающего обучения. Что же дает ученику такая методика в области обществоведческого образования?
Во-первых, у обучаемых создается целостное, обобщенное представление об обществе посредством поэтапного знакомства с основами разных наук.
Во-вторых, у детей развивается абстрактно-логическое мышление, а в их сознании отражаются те причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию.
В-третьих, на уроках обществознания формируется эвристическое мышление, создается прочная основа для творчества в дальнейшем.
В-четвертых, активизируется познавательная деятельность самого ученика, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.
Методика операций с базовыми понятиями включает в себя следующие этапы работы:
-узнавание термина;
-определение его понятия;
-раскрытие содержания и объема понятия;
-установление связей этого понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями;
-раскрытие практических действий, которые можно совершить с этим понятием.
Все эти операции с понятиями носят простой характер. Однако существуют и более сложные виды работы с определенными понятиями:
-показ того, как толкуют понятия разные авторы;
-объяснение генезиса этого понятия;
-показ того, как используется это понятие в других науках;
-отыскание синонимов понятия и т.д.
Вот некоторые примеры того, как можно использовать метод терминологических моделей на уроках обществознания. В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны заранее, понятийные графы, блок-схемы, модели, где отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.2
Задание 1.
Даем ребятам следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление.
Вопросы:
1. Определить, к какому разделу курса они относятся.
2. Дать определение понятия
«право», раскрыть его
3. Выделить термины, отражающие систему права, и расположить их в дедуктивном порядке.
4. Найти в списке термины, отражающие их в индуктивном порядке.
5. Составить схему, отражающую
взаимосвязь этих понятий.
Ответы:
1. Понятия относятся к правовой области общественных отношений, затрагивая разные сферы жизни общества (экономику, политику).
2. Право - система общеобязательных правил поведения, формально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер.
Закон - это высший юридический акт государства, в котором выражается право.
3. Схема представляется наоборот, начиная с «нормы права».
право публичное гражданское норма права
частное
уголовное
4. Формирование понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»
План изучения нового материала
1. Политика. Социальная природа политической власти.
2. Структура и функции политической системы. Взаимосвязь политической системы и окружающей среды.
3. Типы политических систем.
Цель уроков — дать общую, целостную характеристику современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, показать их комплексное воздействие на окружающую среду и комплексное реагирование на происходящие в ней изменения, раскрыть значимость демократической системы в жизни человека и общества.
Урок начинается с характеристики сущности политики. Опорой являются знания учащихся, полученные при изучении темы «Политическая деятельность».
Затем ставится вопрос:
Что такое политическая власть и каково ее общественное предназначении? Учитель излагает три точки зрения по этому вопросу:
1. Политическая власть — это навязанная обществу самодовлеющая сила, которая с помощью принуждения заставляет большинство граждан из страха подчиняться своим решениям, принося только беды и несчастья.
2. Политическая власть не навязывается обществу, а, напротив, создается им для урегулирования многообразных социальных интересов и возникающих конфликтов, достижения общественного согласия. Однако это согласие основано на страхе, т. е. носит принудительный, насильственный характер по отношению к членам общества.
3. Политическая власть — это необходимая обществу организованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок и стабильность общества. Она, как и любая власть вообще, предполагает повелевание одних и подчинение других.
Вместе с тем, средствами властного повелевания может быть не только сила, но и авторитет, право, традиции и др. Поэтому подчинение власти далеко не всегда основано на страхе. Оно может быть основано на внутреннем согласии с ней, личной заинтересованности гражданина в реализации политических целей.