Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена вопросу формирования понятий на уроках обществознания, в ней решаются следующие задачи:
- анализируется работа с понятиями на уроках обществознания;
- рассматриваются новые подходы к формированию обществоведческих понятий;
- дается пример формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Работа с понятиями на уроках обществознания…………………………..4
2. Методы формирования понятий……………………………………………12
2.1.Ассоциативный метод формирования понятий…………………….12
2.2. Индуктивный метод формирования понятий……………………..14
2.3. Дедуктивный метод формирования понятий……………………….14
2.4. Инвентивный метод формирования понятий………………………15
3. Новые подходы к формированию обществоведческих понятий………….16
4. Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Мое формирование понятий на уроках обществознания.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Работа с понятиями на уроках обществознания…………………………..4

2. Методы формирования  понятий……………………………………………12

2.1.Ассоциативный метод  формирования понятий…………………….12

2.2. Индуктивный метод  формирования понятий……………………..14

2.3. Дедуктивный метод  формирования понятий……………………….14

2.4. Инвентивный метод формирования понятий………………………15

3. Новые подходы к формированию обществоведческих понятий………….16

4. Формирования понятий при  изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»…………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основная  задача средней школы состоит  в том, чтобы ввести подростка  в систему наук, познакомить с  основами научных знаний. Любая же наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается  по понятийному принципу.

Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку  без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. При этом диалектика познания такова, что "всякое новое знание является в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения прежнего опыта", а потому "всякая такая облочка может оказаться слишком узкой для того, чтобы включить в себя новый опыт". Поэтому часто старые понятия наполняются новым содержанием, и появляется потребность в их пересмотре, уточнении, иногда переосмыслении.

Именно  поэтому школьнику, чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие  соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках  и в других научных пособиях и  книгах.

Данная  работа посвящена вопросу формирования понятий на уроках обществознания, в ней решаются следующие задачи:

- анализируется работа с понятиями  на уроках обществознания;

- рассматриваются новые подходы к формированию обществоведческих понятий;

- дается пример формирования понятий при  изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества».

 

 

1. Работа с понятиями  на уроках обществознания

 

Любое понятие имеет свое содержание, которое состоит из связи  существенных и несущественных признаков, объем которых заключает в  себе единичные и общие категории. И, наконец, отдельное понятие соотносится  с другими понятиями так или  иначе, обособляется ли оно от них  или составляет с ними группу понятий. Таким образом, в структуру понятия  входят и связи, соединяющие в  той или иной степени данное понятие  с другими. Наличие таких связей заставляет обратить внимание на взаимоотношение  понятий друг с другом, на их соподчинение.

При формировании, например, всеобщих понятий, которые формируются  на протяжении изучения всего курса, нужно поначалу обозначить наиболее характерные и отличительные  свойства признаков, входящих в данное понятие. Но при этом, хотя понятие  еще и не до конца сформировано, нельзя забывать о фиксации этих признаков, подведении промежуточных итогов. Иначе  целый этап при формировании понятия  выпадет из логической цепочки и  затруднит дальнейший процесс формирования понятия. Затем понятие необходимо постоянно уточнять и углублять, а не стараться дать одно или несколько  определений его, опираясь лишь на часть  изученных признаков и связей между ними. Только после выделения  существенных признаков можно, дать определение оговорив то, что нужно также учитывать и несущественные признаки, как нюансы, придающие различию или сходству близких понятий оттенки смысла.

Работу по формированию понятийного  аппарата следует начинать с самого начала изучения предмета. Причем понятие  не должно быть просто заучено, способствовать его усвоению и запоминанию может своеобразное мини-исследование.

Алгоритм его построения определяется тем, что понятийное мышление состоит как минимум из трех операций:

1) интуитивного выделение сущностного  признака;

2) установления категориальной принадлежности;

3) формирование логической связи  между явлениями. 

Но, говоря о многоуровневости процесса, важно не потерять последовательности этапов формирования понятий. Итак, в начале необходимо опираться на знания и личный опыт учащихся, затем необходимо уяснить структуру понятия и его признаки, только после этого следует давать научное определение понятия и установить связь этого понятия с другими. Только при соблюдении данной последовательности этапов формирования понятия учащиеся смогут правильно оперировать понятием.

Необходимо отметить и  то, что на каждом отдельно взятом этапе  понятие нельзя считать сформированным. Только при удачном и последовательном прохождении всех уровней можно  говорить о сформированности понятия. Через установление первоначального отличия одного предмета от другого, через простое перечисление признаков, через усвоение существенных признаков и, наконец, через обобщение этих существенных признаков и установление связей между ними и формируется понятие. При этом показателем сформированности понятия, так или иначе, остается свобода и правильность использования его учеником.

Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем - нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов. Кроме того, работа над понятиями должна быть организована так, чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более что мышление человека понятийно.

а) Этапы работы над понятиями:

-Знакомство (изучение),

-Изучение знания понятия,

-Раскрытие "веера смыслов,"

-Выявление этимологии понятия,

-Диалектика содержания понятия,

-Определение исходного понятия,

-Трансформация содержания и определение современного значения,

-Определение существенных признаков,

-Выработка определения при помощи наводящих вопросов, работы с текстом и т.д.,

-Ролевая игра,

-Закрепление (усвоение),

-Решение логических задач,

-Исправление текста с "ошибками",

-Тестирование,

-Тренинг на запоминание,

-Игровые формы ("Умники и умницы", "Выборы", "Политические

дебаты",

-Контроль (знание и понимание),

Диктант ,тест, решение задач, задания, направленные на проверку умения применять понятия.

Контроль: поурочный, промежуточный, итоговый. 
б) Приемы формирования понятий.

Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются, как известно:

  • анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства);
  • синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа);
  • сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам);
  • обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии). 
    С учетом сказанного могут быть выделены некоторые приемы педагогической технологии работы с понятиями. Очевидно, что лежащие в их основе логические приемы применяются при этом с учетом целей обучения и особенностей конкретного вида учебной деятельности.

Вот как может быть организована работа над понятием "государство". 
1. Предложим учащимся назвать по одному-два слова, которые определяли понятие "государство", и мы получим список определяющих слов и словосочетаний:

народ, население, люди;

флаг, герб, гимны;

земля, территория; власть, закон, управление;

 казна; собственность; 

независимость, суверенитет.

2. Попросим выделить из  списка наиболее существенные  и необходимые признаки, т.е. такие,  без которых не может существовать  понятие. Это будут определяющие  признаки:

территория,

население,

управление,

власть,

суверенитет. 
3. Существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятия "государство".

Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

Содержание понятий может  быть определено через их сравнение. 
Парламентская республика - форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика - форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.Здесь выделяется и сравнивается один существенный признак - принадлежность верховной власти.

К определению содержания понятий и их отличительных признаков  можно подойти через обобщение  выделенных признаков. Учащимся предлагается заполнить следующую таблицу.

Таблица1

Форма правления

Вопросы

Абсолютная монархия

Парламентская монархия

Республика

Кто олицетворяет верховную  власть?

Монарх

Монарх

Выборные лица и органы власти

Как приобретается власть?

Передается по наследству

Через выборы

Кто (что) ограничивает власть?

Никто

Парламент

В современных гос-вах существует система сдержек и противовесов


 

Ответив на вопросы, учащиеся смогут самостоятельно дать определения, например:

Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть находится в руках одного человека, передается по наследству и не ограничивается представительными органами.

Как самостоятельный и  достаточно простой можно использовать этимологический метод, т.е. поиск  происхождения слова, его первоначального  смысла. Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами Древней Греции и Рима, что нашло отражение в частях слова, приставках, корнях и прямом переводе значения. Поэтому важно знание широко распространенных приставок (ин-, де-, дез-, а-, ан-, интер-, ре-, би- и другие) и корней двусоставных терминов (авто-, кратия-, фило-, фобия-, био- и другие). Например, анархизм (греч. An-без, archia-власть) - идея безвластия, без государственного устройства общества; плебисцит (лат. plebs - простой народ и scitum - решение, постановление) - всенародное голосование.

в) Формы проверки знаний. Возможны традиционные методы контроля: опрос, фронтальный опрос, диктант. Существуют и  другие формы, позволяющие проверить и отследить уровень понимания понятий, например: 
1. Соедините стрелками названия государств и соответствующие им особенности общества. Впишите необходимые понятия.

Страны:     Особенности общества:

Китай      Конфуцианство

Египет      Законы Хаммурали

Индия      Касты

Афины      Фараон

 

2. Соотнесите определения  и понятия.

Таблица2

А) Привилегия

А) Утверждение о нанесении  оскорбления, несправедливости. Подается в правовые органы

Б) Ограничение

Б) Законно признанные требования. Любое законное требование должно быть удовлетворено


 

 

Окончание табл.2

 

В)Требование

 

В) Признание каких либо особых требований в силу каких-либо причин

Г)Право

Г) Объяснение для неудовлетворения протекции

Д)Нарушение

Д Признание права

Е)Ответственность

Е) Действие , результатом которого

Является потеря права


 

3. Выполнение тестовые задания:

Какой стиль руководства  выражен в следующих словах Г.Форда: "Крупный бизнес слишком велик, чтобы позволить себе быть человечным. Мне жаль того беднягу, который настолько  слаб, что ему всегда нужна атмосфера  доброжелательности на работе":

а) демократический;

б) авторитарный;

в) либеральный.

Источником рационального  лидерства является:

а) происхождение;

б) харизма;

в) законная процедура.

Конфликт - это:

а) отсутствие согласия между  членами социальной общности по поводу коллективных устремлений и целей;

б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие социальные или профессиональные позиции, награды и т.п.

в) столкновение людей и  групп, в котором они, исходя из их собственных (действительных или мнимых) интересов, стремятся оттеснить  и порой даже уничтожить друг друга.

4. Проведение анкетирования  (анкета для учащихся с целью  определения уровня усвоения  понятийного аппарата в ходе  учебной деятельности на уроках  обществознания) на различных этапах обучения.

Информация о работе Формирования понятий при изучения темы «Политическая система и ее роль в жизни общества»