Формирования игровой деятельности у детей с нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Психолого-педагогическую особенности детей с нарушениями речи.
Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Влияние игровой деятельности на коррекцию речевых нарушений.

Работа содержит 1 файл

дидактическая игра как метод обучения математики школьников с ТНР.docx

— 30.33 Кб (Скачать)

  Дидактическая игра - одна из форм коррекционного обучающего воздействия на ребенка. В то же время - основной вид деятельности детей. 

  3.2 Специфика  руководства играми. 

  В коррекционной  работе важными методологическими  принципами являются: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход. Главный  метод это вовлечение ребенка  в игровой процесс, где незаметно  для него самого будет производиться  обучение правильной речи. 

   Отмечая  большую роль взрослых в развитии  детей, Е.И. Тихеева указывает,  что участие воспитателя в  играх детей не должно ограничиваться  организацией обстановки, подбором  игрового материала. Воспитатель  должен проявлять интерес к  самому процессу игры, давать  детям новые, с новыми ситуациями  связанные слова и выражения;  разговаривая с ними по существу  игр, влиять на обогащение их  языка. 

  Игровая деятельность, в отличие от игровых  упражнений, предполагает определенную систему взаимоотношений играющих, где имеется ролевое распределение, развитие и завершение игры, а также  оценка исполнения роли каждого играющего. Характер игры, ролевое распределение, речевая активность детей, степень  самостоятельности зависит от возраста детей, психофизических возможностей и этапа логопедической работы. При  этом следует учитывать основные дидактические принципы педагогики воспитания: постепенное усложнение сюжета игры, речевого материала и  методики проведения. Для детей особое значение имеют игры, которые формируют  активное поведение детей, их общение  со сверстниками и взрослыми. 

  Используя игровую деятельность в коррекционных  целях, необходимо помнить, что перенос  реальности в игру, а затем перенос  игры в реальность позволяет ребенку  вживаться в роль и вести себя соответственно этой роли. Это позволяет  ребенку приобретать умение менять свое поведение в зависимости  от ситуации, ориентироваться в поведении  партнеров, гибко использовать как  средства вербального, так и невербального  общения. Игровая деятельность, применяемая  в коррекционных методиках воспитания личности, позволяет идентифицировать себя с положительным героем, занимать активную позицию, позволяющую ребенку  самовыражаться. 

  В ролевой  игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка с логопедом, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для подражания в общении в повседневной жизни. Большую роль играют речевые игры (с готовым сюжетом, ролевыми словами и действиями) и ролевые стихи, которые дети запоминают и используют для своих игр. На начальных этапах воспитатель становится инициатором игры, в дальнейшем дети используют знакомый материал самостоятельно. 

  Таким образом, для формирования игровых  умений у детей с нарушениями  речи необходима специфичная коррекционная  работа, направленная на обогащение словаря, запоминание словесных моделей, соответствующих игровой ситуации, с постепенным усложнением игрового материала. 

   Заключение. 

  Формирование  речи, как и развитие других психических  процессов, неразрывно связано с  игровой деятельностью, которая  для дошкольника является ведущей. Дети с речевыми нарушениями трудно осваивают так значимую для них  игровую деятельность, тем не менее, она имеет большое значение в  развитии ребенка. Поэтому для таких  детей, имеющих отставание в развитии различных компонентов игровой  деятельности, важнейшим условием коррекции  является специально организованная, поэтапная, систематическая, комплексная  работа по формированию игровых навыков  и умений. 

   Список  литературы: 

  Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Просвещение, 1983. 

  Выготский Л.С. Лекции по психологии.- СПб.:СОЮЗ, 1997. 

  Жукова  Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., Просвещение, 1994. 

  Инновации - в логопедическую практику./Методическое пособие для дошкольных образовательных  учреждений./Сост. О.Е.Громова. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2008. 

  Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.П.. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004. 

  Калягин В.А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. -- М.: Издательский центр «Академия», 2006. 

  Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. -- М.: Владос, 2001. - 224 с. 

  Кондрашова  Т.М. Использование театральной игры в работе с дошкольниками с  ОНР III уровня. / Т.М.Кондрашова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№1.-С.17-18. 

  Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях  для детей с нарушениями речи./ под ред. Ю.А. Гаркуши. - М.: Институт общегум.-ых ис-ний, 2002. 

  Леонтьев  А.Н. Избранные психологические произведения. в 2-х Т. - М.: Педагогика, 1983 // Электронная библиотека - http://yanko/lib/ru/. 

  Миронова  С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для  детей с нарушениями речи. - М.: АПО. 1993 - с. 37-47. 

  Миронова  С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение. 1991. - с.82-95. 

  Основы  специальной психологии: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 

  Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. 

  Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. - М. 1949. //Электронная библиотека - http://yanko/lib/ru/. 

  Смирнова  Л., Ткаченко Г. Корекционно-развивающие игры.//Дошкольное воспитание.-2001.-№3.-С.52-65. 

  Соловьёва Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями./Л.Г.Соловьёва.//Дефектология.-2007.-№4.-С.37-45. 

  Терентьева  В.И. Социально-психологические особенности  детей с нарушениями речи 6-7 лет.//Дефектология.-2000.-№4.-С.74-77. 

  Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализированных игр // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8. - с.55-58. 

   Специальная  дошкольная педагогика: Учебное  пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер,Е.А. Екжанова и др.; Под ред.Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001. 

  Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера. 2005. -с. 168-171. 

  Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи.//Дефектология.-1993.-№2. 

  Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе  детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада в 2-х частях. Пособие для  студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных  учреждений, воспитателей детских садов  родителей. - М.: Издательство «Альфа»,1993. 

  Эльконин Д.Б. Психология игры.// Электронная библиотека - http://yanko/lib/ru/.

Информация о работе Формирования игровой деятельности у детей с нарушениями речи