Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:58, контрольная работа
Психолого-педагогическую особенности детей с нарушениями речи.
Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Влияние игровой деятельности на коррекцию речевых нарушений.
Введение
Психика
формируется и проявляется в
деятельности. Этот принцип единства
сознания и деятельности, ставший
одним из центральных в отечественной
психологии, был сформулирован Л.С.
Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. подчеркивают в своих работах, что развитие психики зависит не от деятельности вообще, а от деятельности, которая на определенной стадии развития является ведущей, обуславливающей главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности, которые в свою очередь подготовляют переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Такой ведущей деятельностью у дошкольников является игра.[9] М.Л.Панфилова подчеркивает также, что общение и взаимодействие детей становится частью и условием игровой деятельности.[14,15]. Поэтому нарушение речи у ребенка предполагает наличие у него особенностей психического развития, развития игровой деятельности.
Целью
данной работы будет изучение проблем
формирования игровой деятельности
у детей с нарушениями речи.
Для этого рассмотрим следующие
вопросы:
- психолого-педагогическую особенности детей с нарушениями речи;
- особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
- влияние
игровой деятельности на
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика
детей
с нарушениями речи.
Рассматривая особенности психического развития детей с тяжелыми нарушением речи, такие ученые как Левина Р. Е., Филичева Т. Б. и Чиркина Г. В., Стребелева Е.А., Калягин В.А., Усанова О.Н. и др., отметили следующие общие особенности психического развития таких детей.
Дети
с речевыми нарушениями обычно имеют
функциональные или органические отклонения
в состоянии центральной
У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса). Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость.
Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели, утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи, с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в познавательной деятельности.
Дети
с функциональными отклонениями
в состоянии ЦНС эмоционально
реактивны, легко дают невротические реакции
и даже расстройства в ответ на замечание,
негативную оценку, неуважительное отношение
со стороны педагога и детей. Их поведение
может характеризоваться негативизмом,
повышенной возбудимостью, агрессией
или, напротив, повышенной застенчивостью,
нерешительностью, пугливостью. Все это
в целом свидетельствует об особом состоянии
центральной нервной системы детей, страдающих
речевыми расстройствами.
Глава 2. Особенности развития игровой деятельности
детей
дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи.
Эльконин Д.Б. отметил, что «игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап -- умственных действий с опорой на речь».[24,гл.6,п.3]
Рассмотрим
особенности сюжетно-ролевой
Изучение взаимодействия детей с нарушениями речи в игровых ситуациях методом «мгновенного картрирования» обнаружило следующие особенности.
Среднее количество контактов с отдельными детьми в течение игровой деятельности у детей с ОНР и у детей с нормальным развитием (объем общения) существенно не различается. При этом дети с нарушениями речи чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются в основном на более низком уровне общения по сравнению со здоровыми детьми. Преобладают невербальные формы общения, в основном бессюжетные подвижные игры.
Здоровые дети проявляют большее постоянство во взаимодействии с партнерами. Их общение более продолжительно и отличается, как правило, развернутым игровым сюжетом. Здоровые дети взаимодействуют между собой в основном вербально, с выраженными ролевыми отношениями и иерархией статусов.
Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Из-за нарушения общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, ребенок в игре быстро утомляется. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой. [6,150] Терентьева В.И. также отмечает, что у детей с нарушением речи количественно (по числу контактов) общение отличается от общения детей с нормальным развитием, «но по содержанию значительно проигрывает».[18]
Также более выраженная объективная тяжесть речевого дефекта осознается детьми лучше, чем легкая его степень.
Для
детей с алалией, у которых
нередко наблюдается и
Заикающиеся дети в игре робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают зрителями или берут на себя в играх подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда бывает, что заикающийся дошкольник в играх проявляет неуместное фантазерство, отличается резонерством, некритичен к своему поведению.
В
приведенной ниже таблице отметим
особенности каждого компонента
сюжетно-ролевой игры детей с
тяжелыми нарушениями речи, отмеченные
в исследованиях:
Компоненты игры
Особенности
игровой деятельности у детей
с тяжелыми нарушениями речи
Замысел игры, постановка игровых целей и задач
Самостоятельно
не начинают игр.
Смысл
игры для них - совершение действий
с игрушками. Даже в лучшем случае
их игра носит процессуальный характер
с элементами сюжета.
Содержание игр
Совершают
предметно-игровые, отобразительные действия.
Стереотипность.
Предпочтение
подвижным играм.
Речевое
сопровождение игры бедно или
отсутствует.
Сюжет игры
На
бытовые темы. В основном отображаются
негативные аспекты семейных взаимоотношений.
Отсутствие
развернутого сюжета
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
Нечеткое
разделение ролей.
Выполняют
второстепенные роли в игре с детьми
с нормальным развитием.
Не
обращают внимания на то, чем занимается
находящийся рядом с ними ребенок,
не вступают с ним в общение, взаимодействие
или общаются опосредованно, через
взрослого.
Игровые действия
Игровые
действия детей бедны, однообразны
и с несформированностью действий
замещения,
в основном
без самостоятельного речевого сопровождения,
могут состоять из 1-3 коротких игровых
цепочек.
Процессуальный
характер игры.
Правила игры
Нечеткое
соблюдение правил.
Усложнение
правил может привести к распаду
игры.
Таким
образом, исследователи игровой
деятельности детей дошкольного
возраста с нарушениями речи отмечают
заметное отставание и несформированность
компонентов сюжетно-ролевой игры. С.А.
Миронова считает, что игра как ведущая
деятельность дошкольника имеет большое
значение для физического, умственного,
нравственного и эстетического воспитания
детей с недоразвитием речи. Поэтому необходима
специальная коррекционная работа по
формированию игровых умений у детей с
речевыми нарушениями.
Глава
3. Формирование игровых умений
у дошкольников с нарушением
речи.
3.1 Виды
игр и их роль в коррекционном
воспитании.
Согласно
классификации детских игр по
П.Ф. Лесгафту (позже его идеи получили
развитие в работах Н.К. Крупской)
детские игры делятся на две группы
[4]: творческие игры и игры с правилами.
К творческим
играм относятся игры, в которых
ребенок проявляет свою выдумку,
инициативу, самостоятельность. Творческие
игры делятся на: режиссерские; сюжетно-ролевые;
театрализованные; игры со строительным
материалом.
«Для
того чтобы заинтересовать воспитанников
(дети с ОНР III уровня) на занятиях, удержать
их внимание, раскрепостить, развить
творческие способности, логическое мышление,
память, связную речь, помочь им преодолеть
трудности в обучении, в систему
коррекционной работы по развитию речи
включаются элементы театрализованной
игры. Использование игрушек, пальчиковый
театр, театр картинок.»[8]
Особой
группой игр являются игры
с правилами. Это группа игр
специально создана народной
и научной педагогикой для
решения определенных задач
1. по
содержанию: математические, природоведческие,
речевые и др.
2. по
дидактическому материалу:
Подвижные
игры классифицируются:
1. по
степени подвижности игры: малой
подвижности, средней
2. по
преобладающим движениям игры: с
прыжками, с перебежками и др.
3. по
предметам, используемым в
Среди
дидактических и подвижных игр
бывают сюжетные игры, в которых
играющие выполняют роли. В играх
с правилами, ребенка привлекает
игровой процесс, желание выполнять
игровые действия, добиваться результата,
выигрывать.
В развитии
речи большое значение имеют игры
с дидактическими и образными
игрушками.
Огромное
значение имеют словесные игры. В
словесных играх дети учатся описывать
предметы, отгадывать по описанию, по признакам
сходства и различия, учатся мыслить
о вещах, с которыми в данное время
не действуют.
Информация о работе Формирования игровой деятельности у детей с нарушениями речи