Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: Определить наиболее эффективные методы и формы воспитания толерантности у подростков во ВДК.
Объект исследования: Процесс воспитания подростков в условиях временного детского коллектива.
Предмет исследования: Методы и формы воспитания толерантности у подростков во временном детском коллективе.
Задачи исследования:
Введение
Глава I. Теоретические аспекты воспитания толерантности
1.1 Современные подходы к понятию толерантности
1.2. Процесс воспитания толерантности
1.3. Основные приемы воспитания толерантности и их классификация
1.4. Временный детский коллектив. Его особенности и специфика процесса воспитания толерантности в нем.
Глава II. Практические методы и формы воспитания толерантности во ВДК
2.1. Программа формирования толерантных установок у подростков во временном детском коллективе
2.2. Обобщение собственного педагогического опыта работы воспитателем во ВДК
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Психологическая зона сложна тем, что является самой тонкой, деликатной, по-своему трудно доступной педагогу, ибо связана с порой трудно объяснимым душевным приятием или неприятием ребенком личностных параметров того или иного человека – сверстника или взрослого.
Зона ценностная – приемлемость или осуждение значимых смыслов, установок, образцов, исповедуемых сверстниками (взрослыми), группами сверстников, общественными объединениями; это – сфера мировоззрения, если допустима такая характеристика детства.
Известные трудности связаны и с зоной коммуникативной, когда кто-то не приемлет тот или иной круг общения, особенно вынужденного (в одном классе, кружке и пр.) или чью-то манеру общения, его содержание, интонацию, стиль.
Наконец, все эти зоны будто пересекаются, воплощаются в пространстве зоны поведенческой – в реальном проявлении остальных: взаимоотношениях субъекта толерантности и различных его объектов. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный [11].
Выделенные зоны показывают, как часто мы сталкиваемся в жизни с проблемой интолерантного поведения. По мнению профессора Г.Д. Дмитриева: «Сегодня, когда объективная реальность заставляет более пристальное внимание уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, мы говорим о необходимости этнической толерантности, понимая под ней «принимающую» внутреннюю установку личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность межэтническим контактам. Мы считаем этническую толерантность доминантой культуры межнациональных отношений, а уровень ее сформированности – ведущим интегрирующим критерием определения уровню развития культуры межнациональных отношений у учащихся…» При этом Дмитриев выделил следующие уровни развития толерантности:
1) Обучение толерантности. Этот уровень предполагает развитие у индивида терпимости в отношении культурных особенностей других этносов и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они вызывают негативную реакцию.
2) Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку. Принимая различия, подросток признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и окружающих.
3) Уважение культурных различий – третий уровень поликультурного становления личности, предполагающий высокую оценку другой культуры.
4) Утверждение культурных различий. Это последний уровень и достичь его всех сложнее. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности [16].
Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее реализуемое состояние. Поэтому еще одной особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие а) готовности б) подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность – практические умения коммуникации и понимания, умение разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, динамичную – обновляющуюся или новую среду [11, 36].
На мой взгляд, человек имеет право на разные мнения по отношению к другим людям. Воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно и негативно: мы не можем и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относится иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, что бы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ситуацию сосуществования, а воспитание толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.
Обобщая все выше сказанное, следует выделить, что существует следующие зоны проявления толерантности: религиозная, этническая, психологическая, ценностная, коммуникативная, поведенческая. При воспитании толерантности следует помнить о двух задачах – это развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, а так же о толерантности самого педагога, так как мы должны производить мотивацию своим личным образом жизни.
1.3. Основные приемы воспитания толерантности и их классификация
Начнем рассмотрение приемов воспитания толерантности с выявления закономерностей в зависимости от возраста. Проследив логику занятий от младшего возраста к старшему, заметим, что в начале преобладают игровые формы, направленные на работу в группах, микро группах. В старшем возрасте необходимо формировать у подростка своей точки зрения на проблему толерантности и давать ему право выбора, а педагог должен создать такие условия, в которых подросток выберет путь толерантного поведения.
Наиболее благоприятные для воспитания толерантности являются коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом и различные игровые формы. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:
▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;
▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;
▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;
▪ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры – одна из самых эффективных форм создания такой атмосферы. Они дают ведущим возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных процессах. Игры могут значительно усилить мотивацию участников, способствуют пониманию сложных взаимосвязей. Они помогают социализации и развитию личности участников и дают им возможность проверить на практике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Применение игр позволяет ведущим полнее реализовать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении. Однако, прежде всего, игры доставляют удовольствие. В свою очередь удовольствие – лучший ответ на вопрос о мотивации. Это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации – все то благодаря чему работа в группе становится более спонтанной, концентрированной и полной сюрпризов [35].
При воспитании толерантности все занятия должны быть взаимосвязаны и разработаны в соответствии с основными принципами воспитания в педагогике. Поэтому при воспитании необходимо тщательно выбирать приемы, которые мы используем, и представлять их педагогический потенциал в целостном виде, т.е. видеть сходство и отличие между ними, знать их место в процессе формирования личности. Отвечать этим требованиям дает возможность классификация приемов воспитания, которых можно выделить три группы.
Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.
Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп. Группа здесь понимается, как микрогруппы, которые организуются, обычно, по интересам и увлечениям. Задача педагога состоит в организации любой эстафеты, которые многие привыкли проводить, но с учетом этих групп, что бы разные представители оказывались в одной игровой команде.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Здесь может подойти тренинговая игра «горячий и холодный стул», в ходе которой ребята должны про каждого члена коллектива сказать положительные и отрицательные качества участника. Задача педагога в этой игре, следить за ее ходом и контролировать высказывание ребят и создавать условия, что бы ребята учились находить в каждом хорошее, а отрицательные качества объяснять, как обычное качество человека, которое нам не нравится, а другой его считает положительным и подводить ребят к положительному восприятию всех окружающих нас людей.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером»
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.
Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.
Прием «Мизансцена» состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.
Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием. «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему», Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Прием «Обнажение противоречий». Разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Информация о работе Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе