Формирование спортивного коллектива

Автор: t****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 09:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение спортивного коллектива; поведения, эмоционального настроя отдельного члена коллектива и влияние всего этого на коллектив в целом. В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как «Что такое коллектив», «Основные отличительные черты спортивного коллектива» и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1 ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВ………………………………………………….. 4
2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА……… 5
3 КОНФЛИКТЫ В КОМАНДЕ……….……………………………………..… 8
4 ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА……………………..…………….……...……… 10
5 ЗАДАЧИ ТРЕНЕРА………….……………………………...……………….. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 14

Работа содержит 1 файл

формирование спортивного коллектива.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По педагогике ФК и С 
 
 
 
 
 

ФОРМИРОВАНИЕ  СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнил: студент 216 гр., Колпакова Е.Д.

                                                  Проверил: доцент, к.п.н., Драговоз Л.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3

1 ЧТО  ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВ………………………………………………….. 4

2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА……… 5

3 КОНФЛИКТЫ  В КОМАНДЕ……….……………………………………..… 8

4 ПРИЧИНЫ  КОНФЛИКТА……………………..…………….……...………  10

5 ЗАДАЧИ  ТРЕНЕРА………….……………………………...……………….. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 13

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 14 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Целью данной работы является изучение спортивного коллектива; поведения, эмоционального настроя отдельного члена коллектива и влияние всего этого на коллектив в целом. В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как «Что такое коллектив», «Основные отличительные черты спортивного коллектива» и др.

    В задачи реферата входит:

            - изучить психологию спортивного  коллектива, социально- психологические черты;

            -    выяснить из-за чего происходят конфликты в коллективах, найти причины их возникновения и описать действия тренера при подобных ситуациях.

 

     1 ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВ

    Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определённым образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:

  1. устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;
  2. отчётливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;
  3. относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;
  4. структурированностью – определённой степенью чёткости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;
  5. организованностью, то есть упорядоченностью, подчинённостью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;
  6. открытостью – то есть готовностью к принятию новых членов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА 

    Социально-психологический климат коллектива – это характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

    Социально-психологический климат коллектива связан с определённой эмоциональной окраской психологических связей между членами коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

    Социально-психологический  климат это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Учёные зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идёт интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определённых личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, и норм.

    Другой  стороной, характеризующей динамику социально-психологического климата коллектива являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъёмы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения» несёт в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.

    В психологическом климате проявляются  эмоциональное состояние группы и отдельных спортсменов, межличностные отношения, конфликты между членами группы. Хороший психологический климат связан с целенаправленной деятельностью команды, продуктивным продвижением к достижению общей цели, с преодолением препятствий различной степени трудности, временных неудач, ошибок, непредвиденных обстоятельств и др.

    Каждый  спортсмен вносит свой вклад в  психологический климат коллектива и ощущает на себе его влияние. У спортсменов в зависимости  от степени удовлетворённости положением в команде, взаимоотношениями с  партнёрами и тренером возникают преобладающие настроения, которые включаются в общий эмоциональный настрой группы. Господствующий бодрый, мажорный, или упаднический, тревожный, или спокойный тон жизни команды по механизму «заряжения» воздействует на спортсменов, в значительной степени определяя их самочувствие, поведение, результаты деятельности. Во многом эмоциональная жизнь команды зависит от тренера, от его умения вдохновлять, защищать, ободрять, в меру радоваться и огорчаться, поощрять, порицать и т.п.

    Психологический климат – важнейший показатель сформированности спортивной команды как коллектива. Однако, оценивая психологический климат команды, следует учитывать не только эмоциональную сторону жизни, но и нравственные нормы, ценности, господствующие ней. Например, радость победы, достигнутой нечестными путями, может свидетельствовать о благоприятном психологическом климате. Поэтому групповые моральные нормы и эмоциональная жизнь – это две неразрывно связанные между собой характеристики психологического климата коллектива. Его точнее даже называть морально-психологическим климатом. Чем он лучше, тем дисциплинированнее, сплочённее, самоотверженнее команда, тем серьёзнее отношение его членов к делу, тем ярче выражены между ними отношения деловой зависимости, дружба и товарищество, активное участие в общественно полезной деятельности, лучше спортивные достижения.

    Создание  высоконравственного морально-психологического климата в коллективе класса на школьных уроках физической культуры особенно существенно. Ведь именно здесь возникают разнообразные ситуации, позволяющие воспитывать у учащихся способность к сопереживаниям, огорчению за неудачи, состраданию к слабости, умение радоваться победам и т.п. Учитель физической культуры в первую очередь должен быть озабочен формированием моральных норм и созданием позитивной эмоциональной обстановки на уроке.

 

     3 КОНФЛИКТЫ В КОМАНДЕ 

    В конфликте участвуют как минимум  двое при возможном присутствии  подстрекателей, разнимателей, наблюдателей и прочих.

    Суть  конфликта может быть в разной оценке ситуации или мотивационный конфликт.

    Разная  оценка, вызывающая спор и напряженные  отношения требует доказательств  и времени на их предоставление, спор перерастает в конфликт при  необходимости принимать решения  на основе этой оценки и подчиняться группе. Если тренер видит, что недостаток культуры спора приводит детей к конфликту, то необходимо вмешаться и попросить детей перейти к доказательной форме ведения переговоров особенно в состоянии усталости на маршруте. Конфликты на основе эмоциональной усталости и физического перенапряжения лечатся увеличением дистанции общения.

    Но  очень часто существуют мотивы, дающие предпосылки для конфликта: ревность, зависть, радость от унижения другого, травли.

    При невозможности развести конфликтующих, надо найти и ликвидировать причину. Пути выхода из конфликта при существовании мотива могут не принести результата и только закамуфлируют и углубят процесс раздражения.

    При подчинении слабого сильному в приказном  порядке слабый будет поставлен  на гране отчаяния и может будет  искать способ уничтожить сильного.

    При разъединении конфликтующих, но не ликвидации мотива, оно должно быть абсолютным – нет в пределах видимости  вообще.

    При примирении с сохранением мотива спора – примирение лицемерно  поверхностное.

    Мотивы  конфликта надо искать как внутри самой личности, так и внешние.

    Когда ребенок умеющий мыслить самостоятельно сталкивается фактом, что он не вписывается  в установленные стандарты, он испытывает душевный дискомфорт. Все другие тоже обладают индивидуальностью, но набор мнений и эталонов не столь существенен для них и они спокойно меняют его под давлением даже не осознавая своей зависимости. А ребенка-диссидента гнетет и утомляет страх перед поражением, он вынужден разбираться гений он или неполноценный, потому что ощущает себя со своим личным мнением одиноким во враждебном мире.

    Первый  вариант поведения – это ограждение своих мыслей и поступков от управления группы, то есть отторжение. Второй вариант – совершенствование себя до недостижимого эталона. Неудовлетворенное состояние собой у такого ребенка все равно останется, потому что его идеал как линия горизонта всегда недостижим, но реальные результаты побед на соревнованиях могут оказаться выше лидеров группы.

 

     4 ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА 

    Из-за непорядочного, нечестного, недоброго, несправедливого отношения одного человека к другому в группе людей  часто возникают конфликты. Погасить их, снять напряженность и отчужденность, можно лишь поборов межличностное недоверие и вызвав, напротив, доверие людей друг к другу.

    Внутри  спортивной команды независимо от вида спорта (индивидуальные лыжи это или  футбол) снять межличностную предубежденность можно различными способами. В их основе лежит моделирование ситуаций, в которых люди начинают ощущать себя равными по статусу. Достичь этого можно, например, ролевыми играми в виде социально-психологического тренинга. Такие игры и тренинги направлены на стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов между теми людьми, которые в общении друг с другом испытывают недоверие и отчужденность. Это достигается путем развития у каждого члена группы таких качеств, как способность правильно воспринимать и адекватно оценивать людей, умений и навыков межличностного общения.

    Также имеет большое значение личный пример. Если в группе имеются люди, чьим мнением индивид дорожит, то, наблюдая за их отношением к тем людям, к  которым он сам испытывает неприязнь, он может изменить свое отношение. Такое  наблюдение обогатит его индивидуальный опыт общения.

    В последнее время в процессе изучения эмоционально-мотивационных вопросов регуляции человеческого поведения  в малых группах особое внимание привлекло такое явление, как  возникающая у индивидов в  группе так называемая «ситуационная тревожность». Явление тревожности может возникать в группе в случае, например, неблагоприятных эмоциональных, подозрительных отношений, недоверия друг к другу и отчужденности. Для преодоления подобной тревожности используются те же методы, что и для предупреждения конфликтов, а именно выработка взаимного доверия и открытости.

    При внимательном рассмотрении различных  внутригрупповых конфликтных ситуаций мы увидим, что, в зависимости от типа такого конфликта, он может и  не иметь положительного выхода. Подобный конфликт называется конфликтом безысходности. При этом возможен вариант полной противоположности – традиционное отношение людей друг к другу. Один из индивидов может относиться к партнеру по группе положительно, но встречать в ответ отрицательное отношение хотя бы из зависти. Пока один из партнеров не изменит своего отношения, конфликт является неразрешимым. Естественно, что острее переживать болезненность ситуации будет тот, чье доброжелательное отношение встречает в ответ отчужденность и недоверие. К сожалению, подобный конфликт, как правило, можно разрешить лишь одним способом – полным разрывом отношений между сторонами.

Информация о работе Формирование спортивного коллектива