Формирование социально-бытовЫх навыков у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать программы воспитательно-коррекционной работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы форирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Педагогические подходы к проблеме формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 17
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 21
2.1. Диагностика уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 21
2.2. Организация работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 25
2.3 Динамика сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 29
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения ……………………………………………………………... 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПЕДААГОГИКА.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

 

 

Поскольку социально-бытовые  навыки, осуществляемые в дошкольном учреждении, должны не прерываться  и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Динамика  сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста

 

Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность  системы занятий направленных на формирование социально-бытовых навыков  у младших дошкольников.

Задачи:

1) провести исследование;

2) обработать  полученные данные.

Для решения  поставленных задач были использованы методики, что и в констатирующем эксперименте.

Для проверки эффективности  проделанной нами работы на формирующем  этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в Приложения 3, 4.

Наметилась  резкая положительная динамика и  у детей из экспериментальной  группы, т.к. воспитатели стали часто  в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению социально-бытовых навыков.

Данные эксперимента занесены в протокол (приложение), которые  были подвержены количественной и качественной обработке и занесены в таблицу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей  экспериментальной и контрольной  группы до и после эксперимента

Время исследования

уровни

высокий

средний

низкий

 

До эксперимента

10

7

3

После эксперимента

12

8

0


 

Рисунок 2. Уровень сформированности социально-бытовых  навыков

Из приведенной  выше таблицы и гистограммы видно, что по сравнению с констатирующем этапом эксперимента детей с высоким уровнем социально-бытовых навыков увеличилось на 2 человека, детей со средним уровнем – на 1 человека, а детей с низким уровнем социально-бытовых навыков нет. Таким образом, проведенная воспитательно-педагогическая работа навыков положительно повлияла на уровень сформированности социально-бытовых навыков у дошкольников.

Таким образом  после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОУ, которая  включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

Для участия  в экспериментальном исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 5 человека в каждой. Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную.

Анализ результатов  показал, что у большинства детей  экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка навыки не сформированы.

В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны  мероприятия по формированию у детей  экспериментальной группы социально-бытовых  навыков.

Существенной  частью педагогического процесса по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Таня проснулась», «Мишка обедает», «Помоги подобрать посуду для Мишки». 

Для проверки эффективности  проделанной нами работы на формирующем  этапе эксперимента был использован  тот же диагностический материал. В контрольной группе изменения  произошли незначительные. Наметилась резкая положительная динамика и  у детей из экспериментальной группы, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению социально-бытовых навыков.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, краткий обзор основных положений  проблемы социального развития позволяет  сделать следующие выводы:

1) В трудовом  воспитании дошкольников большое  место занимает развитие социально-бытовых  навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей.

2) В ходе обучения  социально - бытовым навыкам воспитатель  формирует у детей желание  выполнять самостоятельно все  то, что им посильно, приходя на  помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

3) Существуют  различные методы формирования  социально-бытовых навыков у детей  дошкольного возраста, выбор которых  осуществляется в соответствии  с особенностями ребенка, с  конкретными условиями и т.д.  Овладение данными навыками способствует  развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

4) Формирование  социально-бытовых навыков происходит  постепенно и планомерно. Очень  важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками  социально-бытовыми навыками – эффективное  средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость[5].

Для участия  в экспериментальном исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 5 человека в каждой. Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную.

Анализ результатов показал, что у большинства детей экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка навыки не сформированы. По результатам проведенного исследования  у большинства детей контрольной группы навыки не сформированы. В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места.

В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны  мероприятия по формированию у детей  экспериментальной группы социально-бытовых навыков.

Для проверки эффективности  проделанной нами работы на формирующем  этапе эксперимента был использован  тот же диагностический материал. В контрольной группе изменения  произошли незначительные. Наметилась резкая положительная динамика и у детей из экспериментальной группы, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению социально-бытовых навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 2010-240с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 2011 -160с.
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2010-121с.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., Изд-во: «Педагогика», 1991
  5. Вязовкина, Л.М. Критерии самообразовательных достижений школьника [Текст] / Л.М. Вязовкина //Директор школы. – 2006. № 10. – С.67-72
  6. В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов н/Д: Феникс, 2011-672с.
  7. Гальцова, Л. «Я всегда иду в школу с радостью…»: динамика самооценки и познавательной мотивации детей 6-8-ми лет при разных стилях общения учителя [Текст] / Л. Гальцова // Учитель. – 2006. № 1. – С. 50-54Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 2010-256с.
  8. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2009-32с.
  9. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2011-№ 1-51-52с.
  10. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2009-№ 11-35-39с.
  11. Кирой, Р.И. Комплексный анализ физического, психологического развития и успешности обучения детей младшего школьного возраста [Текст] / Р.И. Кирой, Л.М. Кацнельсон, Т.С. Колмякова// Валеология. – 2006. - № 2. – С. 51-55
  12. Костяк, Т.В. Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления у дошкольников и младших школьников [Текст] /  Т.В. Костяк // Психология обучения. – 2005. - № 10. – С.39-42
  13. Кротова, Л.М. Опыт изучения учебной самооценки школьника в условиях разноуровнего обучения [Текст] / Л.М. Кротова// Педагогическая мастерская. – 2007. - № 1. – С. 17-24.
  14. Кузьмина, З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи [Текст] / З.В. Кузьмина. – Москва, 1973
  15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология.: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Изд-во: «Сфера», 2001
  16. Кулагина, И.Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах [Текст] / И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психология обучения. – 2011. - №2. – С. 13-23.
  17. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2011-467с.
  18. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2010 -12 с.
  19. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб пособие./Под редакцией Логиновой В.И. - М.:Просвещение, 2010-159с.
  20. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2010-63с.
  21. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 2011-175с.
  22. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 2011-256 с.
  23. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2011-№14-13-17с.
  24. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011-240с.
  25. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2011-141с.
  26. Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2009-96с.
  27. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2010-№10-53-59с.
  28. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-2011-№9-13-17с.
  29. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад.шк, 2011-144с.
  30. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-2012-№ 1-15-20с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков  у детей 


 

Имя, фамилия  ребенка

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Кол- во баллов

Сформированность  навыка опрятной еды

(в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность  навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)

Кол-во баллов

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком

( в баллах)

Общее кол-во баллов

Уровень сформированности

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

А.Айрат

1

1

1

1

1

1

2

8

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

7

2

24

Н

Г. Катя

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

14

2

44

С

М. Ваня

2

2

2

2

1

1

2

12

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

14

3

43

С

К.Настя

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

14

3

45

С

Информация о работе Формирование социально-бытовЫх навыков у детей