Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать программы воспитательно-коррекционной работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы форирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Педагогические подходы к проблеме формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 17
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 21
2.1. Диагностика уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 21
2.2. Организация работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 25
2.3 Динамика сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 29
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения ……………………………………………………………... 37
Поскольку социально-бытовые навыки, осуществляемые в дошкольном учреждении, должны не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
2.3 Динамика
сформированности социально-
Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность системы занятий направленных на формирование социально-бытовых навыков у младших дошкольников.
Задачи:
1) провести исследование;
2) обработать полученные данные.
Для решения поставленных задач были использованы методики, что и в констатирующем эксперименте.
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в Приложения 3, 4.
Наметилась резкая положительная динамика и у детей из экспериментальной группы, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению социально-бытовых навыков.
Данные эксперимента занесены в протокол (приложение), которые были подвержены количественной и качественной обработке и занесены в таблицу.
Таблица 3
Уровень сформированности
социально-бытовых навыков у
Время исследования |
уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
До эксперимента |
10 |
7 |
3 |
После эксперимента |
12 |
8 |
0 |
Рисунок 2. Уровень сформированности социально-бытовых навыков
Из приведенной выше таблицы и гистограммы видно, что по сравнению с констатирующем этапом эксперимента детей с высоким уровнем социально-бытовых навыков увеличилось на 2 человека, детей со средним уровнем – на 1 человека, а детей с низким уровнем социально-бытовых навыков нет. Таким образом, проведенная воспитательно-педагогическая работа навыков положительно повлияла на уровень сформированности социально-бытовых навыков у дошкольников.
Таким образом
после проведенного нами эксперимента
мы можем говорить о том, что рациональная
организация обстановки в ДОУ, которая
включает не только обеспечение воспитательно-
Выводы по 2 главе
Для участия
в экспериментальном
Анализ результатов показал, что у большинства детей экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка навыки не сформированы.
В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы социально-бытовых навыков.
Существенной частью педагогического процесса по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Таня проснулась», «Мишка обедает», «Помоги подобрать посуду для Мишки».
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал. В контрольной группе изменения произошли незначительные. Наметилась резкая положительная динамика и у детей из экспериментальной группы, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению социально-бытовых навыков.
Заключение
Таким образом, краткий обзор основных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:
1) В трудовом
воспитании дошкольников
2) В ходе обучения социально - бытовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
3) Существуют
различные методы формирования
социально-бытовых навыков у
4) Формирование
социально-бытовых навыков
Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость[5].
Для участия
в экспериментальном
Анализ результатов показал, что у большинства детей экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка навыки не сформированы. По результатам проведенного исследования у большинства детей контрольной группы навыки не сформированы. В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места.
В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы социально-бытовых навыков.
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал. В контрольной группе изменения произошли незначительные. Наметилась резкая положительная динамика и у детей из экспериментальной группы, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению социально-бытовых навыков.
Список использованной литературы
Таблица 1. Сформированность
культурно-гигиенических
Имя, фамилия ребенка |
Сформированность навыка мытья рук (в баллах) |
Кол- во баллов |
Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) |
Кол-во баллов |
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) |
Кол-во баллов |
Уровень сформированности навыка пользования носовым платком ( в баллах) |
Общее кол-во баллов |
Уровень сформированности | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||||||
А.Айрат |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
2 |
24 |
Н |
Г. Катя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
44 |
С |
М. Ваня |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
3 |
43 |
С |
К.Настя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
3 |
45 |
С |
Информация о работе Формирование социально-бытовЫх навыков у детей