Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать программы воспитательно-коррекционной работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы форирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Педагогические подходы к проблеме формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 17
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 21
2.1. Диагностика уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 21
2.2. Организация работы по формированию социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 25
2.3 Динамика сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста 29
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения ……………………………………………………………... 37
•Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторов: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторов: этнокультурные условия, климат; макрофакторов: общество, государство, планета, космос).
•Системно-структурный
подход предполагает организацию работы
по социальному развитию дошкольников
в соответствии с целостной педагогической
системой взаимосвязанных и
•Комплексный
подход предполагает взаимосвязь всех
структурных компонентов
•Деятельностный
подход позволяет определить доминанту
взаимоотношений ребенка с
•Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей. Ниша — это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость[5].
1.2 Особенности
формирования социально-
На четвертом
году жизни у ребенка повышаются
активность и целенаправленность действий,
разнообразнее и
В дошкольном возрасте у детей активно развиваются социально бытовые и социально – коммуникативные навыки.
Выделяют следующие группы социально – бытовых навыков, которыми дети должны овладеть в дошкольном возрасте:
1. Навыки по уходу за собой:
умение одеваться, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться туалетом.
2. Навыки, относящиеся к питанию:
умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.
3. Элементарные движения:
Умение вытирать ноги при входе в помещение с улицы , сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д.
4. Навыки, относящиеся к ручному труду:
Умение держать иглу, сделать узелок на нитке, пришить пуговицу, сшить для куклы одежду, постирать для куклы и т.д.
5. Уход за помещением:
Умение открыть окно, открыть дверь ключом, вытирать пыль, постелить постель, зажечь и выключить свет.
«Программа
воспитания в детском саду» раскрывает
объем социально бытовых
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.
Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх типа «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.
Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! – заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.
Огромное трудолюбие и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать его развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
Эффективным приемом
может стать положительный
Весьма действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжеты воспитатель может придумать сам.
Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие ( как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки ( небрежность, неряшливость и т.д.).
Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Хозяйственно-бытовой труд в данном возрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда не сложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Формирование
у ребенка потребности
В течение дня важно найти для каждого ребенка полезное и важное дело. Можно дать одно и тоже поручение нескольким детям одновременно, например протереть стулья. Это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом.
Со второго полугодия детям начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки. После этого, как ребенок освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используются дидактические игры.
1.3. Педагогические
условия формирования
В ходе обучения социально - бытовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
Для успешного формирования социально-бытовых навыков необходимы следующие педагогические условия:
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем - втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер [25; 132].
Таким образом, процесс формирования социально – бытовых навыков тесно связан с процессом формирования социально – коммуникативных навыков.
Возможности самореализации
личности в общении, особенности
ее поведения в различных
Социально-бытовые навыки
представляют собой «индивидуально-
Информационная деятельность проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.
Интерактивная деятельность представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.
Перцептивная деятельность проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга (взаимовосприятие).
Информация о работе Формирование социально-бытовЫх навыков у детей