Формирование словаря детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: дидактическая игра и лексические упражнения, как средство формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования
сформулированы следующие задачи:
1. Изучить основы формирования словаря детей среднего дошкольного возраста.
2. Подобрать дидактические игры и лексические упражнения направленные на формирование словаря детей.
3. Проанализировать методики направленные на формирование словаря детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Исследования в области развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………
Задачи и содержание словарной работы в детском саду…………
2.1 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте………………………………………………………………….
Дидактические игры и лексические упражнения - методы словарной работы……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КККРР 2011.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5-6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные [6].

Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают  береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями [6].

Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

 Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что? Солнце.

 Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 6-7 лет: “Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”.

 Подбор обстоятельств. Учиться можно как? хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы. Высказывания детей 6-7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля -еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький. [6]

Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети -вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Пришел почтальон: он принес... . Надо распилить дрова; где наша...? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне...».Затем предложения составляли сами дети, а доканчивала - руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...» [21].

Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно  должно быть не слишком элементарно  и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям  хорошо известные и интересные, в  таких занятиях могут принимать  участие и маленькие дети.

Распространение предложений. Руководительница говорит: «Садовник поливает... (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений [21].

Добавление придаточных  предложений(подведение к будущим упражнениям по грамматике). Руководительница читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.

Предложения детей 5-6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что  очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в  ясли, потому что мама поступила  на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая Погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая. Мама пошла на рынок:, чтобы  купить картошки и мяса».

Если занятия ведутся  с детьми, умеющими читать, то главное  предложение пишется на доске. Запись будет выглядеть так:

Кошка взобралась на дерево

Какое? -почему? зачем? -когда? -

 Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд-паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево-- ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это? [20]

 Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их во фразы.

 Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы – голоса.

 Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака Залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».

Следует добиваться, чтобы  дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и  усложняли их. Л. Н. Толстой делал  это упражнение еще интереснее, превращая  его в игру.

 Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно констатировать, что:

1) Научные исследования  ряда психологов и педагогов  показали, что именно дошкольное  детство является особенно сензитивным  к усвоению речи.

Развитие речи и словаря  детей, овладение богатствами родного  языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

2) Развитие словаря понимается  как длительный процесс овладения  словарным запасом, накопленным  народом в процессе его истории. 

3) Прежде всего, бросаются  в глаза количественные изменения  в словаре ребенка. В 1 год  малыш активно владеет 10-12 словами,  а к 6 годам его активный  словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.

4) Говоря о качественной  характеристике словаря, следует  иметь в виду постепенное овладение  детьми социально закрепленным  содержанием слова, отражающим  результат познания. Этот результат  познания закрепляется в слове,  благодаря чему осознается человеком  и передается в процессе общения  другим людям.

5) В силу наглядно-действенного  и наглядно-образного характера  мышления ребенок овладевает  прежде всего названиями наглядно  представленных или доступных  для его деятельности групп  предметов, явлений, качеств, свойств,  отношений, которые отражены в  словаре детей достаточно широко.

6) Сегодня принято выделять  четыре основные задачи по  развитию словаря:

1) обогащение словаря  новыми словами, усвоение детьми  ранее неизвестных слов, а также  новых значений ряда слов, уже  имеющихся в их лексиконе;2) закрепление  и уточнение словаря; 3) активизация  словаря; 4) устранение из речи  детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

7) Задача воспитателя  максимально оптимизировать процесс  развития речи и обогащения  словаря. Применяя различные методики  преподавания развития речи и  обогащения словаря можно добиться  более ощутимых результатов, при  использовании в работе дидактических  игр и лексических упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие речи и словаря  детей, овладение богатствами родного  языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Результаты исследований изменили подходы к содержанию и методам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания детей об элементах языковой действительности, языкового общения, обеспечивающие лингвистическое развитие ребенка. Задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.) Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи [11].

Развитие речи и словаря  детей, овладение богатствами родного  языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников [12].

 Развитие словаря понимается  как длительный процесс овладения  словарным запасом, накопленным  народом в процессе его истории. 

 Прежде всего, бросаются  в глаза количественные изменения  в словаре ребенка. В 1 год  малыш активно владеет 10-12 словами,  а к 6 годам его активный  словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.

 Говоря о качественной  характеристике словаря, следует  иметь в виду постепенное овладение  детьми социально закрепленным  содержанием слова, отражающим  результат познания. Этот результат  познания закрепляется в слове,  благодаря чему осознается человеком  и передается в процессе общения  другим людям.

 В силу наглядно-действенного  и наглядно-образного характера  мышления ребенок овладевает  прежде всего названиями наглядно  представленных или доступных  для его деятельности групп  предметов, явлений, качеств, свойств,  отношений, которые отражены в  словаре детей достаточно широко.

 Сегодня принято выделять  четыре основные задачи по  развитию словаря:

1) обогащение словаря  новыми словами, усвоение детьми  ранее неизвестных слов, а также  новых значений ряда слов, уже  имеющихся в их лексиконе;

2) закрепление и уточнение  словаря; 

3) активизация словаря; 

4) устранение из речи  детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

 Задача воспитателя  максимально оптимизировать процесс  развития речи и обогащения  словаря. Применяя различные методики  преподавания развития речи и  обогащения словаря можно добиться  более ощутимых результатов, при  использовании в работе дидактических  игр и лексических упражнений.

   На следующем этапе исследования мы предполагаем провести

обследование словаря  детей среднего дошкольного возраста . С этой целью

необходимо составить  методику обследования словаря, выделить критерии и 

уровни сформированности словаря детей среднего дошкольного  возраста,

Провести обследование и  проанализировать полученные результаты.

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. – с.27-43.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.
  4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в общении детей. – М., 2001
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2_е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  8. Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. – 415 с.
  9. Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
  10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
  11. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2003. – 176 с.
  12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
  13. Жукова Н.С.Формирование устной речи. – М., 1994
  14. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. С. 3-5
  15. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 1975
  16. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980
  17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979
  18. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980. – 32 с.
  19. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 9. – с. 49-55.
  20. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 240с.
  21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984.
  22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
  23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 1 59 с.
  24. Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, – Л ., 1987
  25. Швачкин Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л., 1948. С. 94-95.

Информация о работе Формирование словаря детей среднего дошкольного возраста в ДОУ