Формирование самоконтроля в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системности в реализации целостного развития личности, подготовка её к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям и уровню коммуникативной и информационной культуры.
В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются повышение качества образования в учреждениях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования самоконтроля в начальной школе
Понятие самоконтроля………………………………………………………5
Самоконтроль как деятельность учащихся, способствующая их развитию……………………………………………………………………...9
Формирование самоконтроля в учебной деятельности…………………..12
Выводы по главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование у младших школьников самоконтроля в процессе
обучения решению текстовых задач
Виды работ, способствующие формированию самоконтроля…………...19
Текстовая задача – как средство формирования самоконтроля…………25
Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике……………………………………………………………………..29
Выводы по главе…………………………………………………………………...37
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

последняя курсовая МПМ 4 вариант.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

    Существуют  приемы, формирующие самоконтроль у  учащихся в учебной деятельности такие как:

    • комментирование детьми выполняемого задания (в том числе коллективное комментирование -«цепочкой»)
    • сопровождение комментариев действиями (например, показать руками целое на схеме, провести пальчиками по полоске и т.д.)
    • работа с задачами, не имеющими решения;
    • определение причин анализируемых ошибок;
    • выяснение того, какие ошибки могут быть;
    • поиск, придумывание «ловушек» разных видов, обучение этому других;
    • нахождение и исправление ошибок (в тексте, схеме и т.д.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы по главе

     Из всего выше сказанного следует,  что самоконтроль – это свободное,  сознательное, лишенное внешнего  принуждения регулирование своего  поведения, его мотивов и побуждений. Становление самоконтроля – один  из центральных механизмов социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразования  этих норм во внутренние механизмы саморегуляции.  Благодаря самоконтролю у ребенка развиваются такие важные качества личности как: трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной перед ним цели, а также добросовестность и самостоятельность в выполнении порученной ему работы, что очень важно для будущей  учебной и профессиональной деятельности каждого человека. Формирование самоконтроля в учебной деятельности является процессом последовательным постепенным, имеющим свои определенные цели, этапы и задачи. Существуют методические разработки, приемы и способы формирования самоконтроля, которые внедряются  в учебный процесс и благодаря их реализации ученики изначально приобретают навыки самоконтроля, помогающие им в дальнейшем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формирование у младших школьников самоконтроля в процессе обучения решению текстовых задач 

2.1. Виды работ, способствующие  формированию самоконтроля

    Существуют некоторые приемы, способствующие  развитию самоконтроля на уроках  математики на разных его этапах. Вот некоторые из них:

      • выделение элементов букв, опорных точек и выбор удобного

      направления движения руки

      • составление «цепочкой» задачи по данной схеме
      • обратные задачи
      • подбор вопроса к данному условию задачи
      • решение задач с неполными или избыточными данными
      • составление для одноклассников задач с неполными или избыточными данными;
      • выделение частей и целого
      • «лучики» в буквенно-графической модели
      • фиксация количества знаков в  многозначном числе;
      • фиксация  места переполнения цифр в разрядах стрелками;
      • определение количества цифр в результате сложения или вычитания многозначных чисел  точкой

    Для формирования самоконтроля у ребенка следует обучить его приему – проверка решения. Оно начинается с того, учитель пишет столбик примеров, в которых ученик должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются с правильными. Например, так: 2+3=5; 4-2=2; 5-3=3; 4+2=6; 5+2=7; 7+2=8.

  Для  проверки ученику дают красный  карандаш. Против  верных  ответов  он ставит плюс, а неверные  зачеркивает, надписывая нужное  число сверху.

    На втором этапе занятий ученик  сам пишет несколько примеров  так, чтобы  одни были правильны,  другие - нет. Листок откладывается на 2-3 дня (для забывания), затем проверяются так же, как раньше проверялось задание, подготовленное  учителем. Все  эти занятия проводятся в форме игры « в учителя».

  Когда  ученик научится  быстро и точно  проверять примеры  (записанные как учителем, так и им самим), нужно побудить его применять выработанный навык по отношению ко всем  математическим  заданиям.

   За исправления никогда не  следует ругать, так как  самоисправления  – это первая форма самоконтроля.    

    Кроме данных приемов на практике распространены  некоторые способы и упражнения по развитию самоконтроля у школьников. С целью формирования навыка самоконтроля и коммуникативных умений в ходе изучения математического материала учителя начальной школы создают в классах математическую картотеку, содержание которой должно соответствовать Государственному стандарту по математике. Математическая картотека состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов и информационных карточек по следующим разделам: арифметические действия, задачи, геометрический материал, величины, алгебраический материал.

На карточках-вопросах учащиеся помещают задания, придуманные  или взятые из дополнительных источников (книг, журналов, Интернета). На карточках-ответах учащиеся записывают образцы решения данных заданий. Информационные карточки включают материал, необходимый для ответа на вопрос, помещенный в первой карточке. На первом этапе работа строится таким образом: ученик выбирает карточку-вопрос, с которой хотел бы работать, отвечает на вопрос в своей тетради или на чистой карточке, а затем проверяет свой ответ  по карточке-ответу и оценивает его.

Примерные карточки

Карточка-вопрос

Проведи в каждом треугольнике 2 отрезка  так, чтобы на каждом рисунке получилось 6 треугольников 

Обозначь  отрезки буквами  и запиши названия полученных треугольников.

Карточка-ответ

       

      ADC,DKC,KBC,АКС,DВС,АBC       ABE, AEF,AFC,ABE,AEC, ABС

Информационная карточка

Каждой  точке можно дать «имя», чтобы  различать эти точки. Для этого  принято около точки ставить  одну из заглавных букв. Обозначить точку значит назвать ее какой-нибудь буквой.

Буквенные обозначения позволяют коротко  и ясно фиксировать результаты решения, кратко формулировать многие объяснения и задачи.

При обозначении  фигур следует употреблять заглавные  буквы латинского алфавита (некоторые  из них пишутся и произносятся на русском и латинском языках одинаково: А, О, М, Е, К, Т).

 Отрезок  – часть прямой линии, заключенная между двумя точками.

Треугольник – это  многоугольник, у которого три вершины и три стороны.

    Эффективность работы по составлению  математической картотеки обуславливается  наличием уже сформировавшихся  в процессе обучения  таких первоначальных умений и навыков, как чтение текста, поиск нужного задания, умение пользоваться рисунками, схемами, чертежами, таблицами, составление заданий по аналогии.

      Работа с математической картотекой  может происходить следующим  образом: ученик берет карточку-вопрос, отвечает на него в тетради, изучив предварительно материал в информационной карточке, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу. Такая работа окажет положительное влияние на формирование самоконтроля у младших школьников.    

   Кроме этого с первого класса  можно применять на уроках  математики  так называемую «мозаику».  Это  нехудожественная аппликация, а решение примеров. Заключается  эта работа в  следующем:  берутся две карточки одинакового  размера и расчерчиваются на  одинаковые прямоугольники. На одной  карточке пишутся примеры, а на другой,  в соответствующих местах, ответы. На обратной стороне  карточки  с ответами наклеиваются забавные рисунки, и разрезается карточка по линии разметки. Получается таблица с примерами  и отдельные карточки с ответами.  Решая пример, ученик находит ответ и кладет его на место примера. Так заполняется вся таблица. Потом каждый ответ переворачивается, и если все примеры решены, верно, то получится рисунок. Детям очень нравится эта работа. Этот вид работы дает учителю возможность проверить весь класс за минимальное количество времени, а тратить время на проверку не надо, так как ученик проверит себя сам, что конечно способствует  развитию самоконтроля  у учащихся.

    С целью формирования самоконтроля и навыков устных вычислений используются серии дидактических игр. Например, игра « Математические пазлы», которые состоят из: а) поля с ответами, на котором собирается какое-либо изображение; б) пазлов с заданиями. Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку, и набор пазлов, с одной стороны, которых изображен фрагмент картинки, а с  другой - числовое выражение. Ученик должен вычислить значение выражения, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если все вычисления выполнены правильно, то получится, например, иллюстрация к сказке «Теремок». Побеждает учащийся, справившийся с заданием  первым.

     Игра «Лесенка». Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого, задание дается в виде лесенки. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так примеры, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Например, на первой ступеньке пример «5-4» и отсюда ответ на пример совпадает с номером ступеньки. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

  Игра «Число-контролер» Ученики получают карточки с примерами:

      2-1=           3-1=          0+3=           9-9=

      1+1=          7-7=          5-3=                  

   Решив данные примеры, они могут  себя проконтролировать – сумма  всех ответов равняется числу 10.

   Подобные  упражнения содержат  в себе большие возможности  для развития у детей приемов  самоконтроля; особенно являются  продуктивными те из них, где  ребенок имеет возможность сопоставлять  учебные действия и их конечный  результат с заданным образцом.

    Другая форма  работы над  самоконтролем предполагает следующее:  ученики разбиваются на пары  и работают с карточками, на  одной стороне которых  записаны  примеры на таблицу умножения  и деления, а на  другой –  ответы. Учащиеся решают примеры,  откладывая  в сторону карточки с числовыми выражениями, значения которых найдены неправильно. Учитель оценивает работу, например, по заучиванию таблицы умножения и деления на  «5»  следующим образом: за одну ошибку ставится «4», за две ошибки-«3», за три и более ошибки – незачет. Результаты  опроса вывешиваются ежедневно на доске. Дети видя свои результаты, и если, например в графе «Таблица умножения на 5 » у ученика нет отметки (незачет), то он понимает, что именно эту таблицу он должен повторить. Ученикам не надо говорить, какие примеры им надо решать, чтобы исправить свои отметки только на «5». Они сами  находят на перемене перфокарты с табличными случаями умножения и деления  и быстро пишут  ответы в тетрадях. Такая работа позволяет  учителю иметь полную картину успеваемости учащихся, своевременно проводить необходимые корректирующие мероприятия и развивает самоконтроль у учащихся.     

   Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся могут узнать о своих достижениях или  промахах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

   Учитель  может внедрять на уроке математики  задания с карточками. На каждой карточке записано задание из учебника. Делается 20-30 карточек такого вида:  
 
 
 

Учитель решает задание всего один раз, а  ответы  записывает в тетради  самоконтроля. Вот так: В-1: 5,8  3-7,6   5-7,10   

                             В-2: 4,7  4-8,9   6-8,11

   Проверять такие карточки по  тетради самоконтроля у учителя  может каждый ученик, начиная  со 2 класса. Учитель проверяет все  тетради класса за несколько  минут. Обычно в карточках предлагается 2-3 задачи, можно брать и примеры.  Тогда  дети будут писать только ответы, а учитель по ответам проверит решение  у ребенка.

Информация о работе Формирование самоконтроля в начальной школе