Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа
Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системности в реализации целостного развития личности, подготовка её к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям и уровню коммуникативной и информационной культуры.
В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются повышение качества образования в учреждениях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания.
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования самоконтроля в начальной школе
Понятие самоконтроля………………………………………………………5
Самоконтроль как деятельность учащихся, способствующая их развитию……………………………………………………………………...9
Формирование самоконтроля в учебной деятельности…………………..12
Выводы по главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование у младших школьников самоконтроля в процессе
обучения решению текстовых задач
Виды работ, способствующие формированию самоконтроля…………...19
Текстовая задача – как средство формирования самоконтроля…………25
Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике……………………………………………………………………..29
Выводы по главе…………………………………………………………………...37
Заключение
Список литературы
Существуют приемы, формирующие самоконтроль у учащихся в учебной деятельности такие как:
Выводы по главе
Из всего выше сказанного
Глава
2. Формирование
у младших школьников
самоконтроля в процессе
обучения решению текстовых
задач
2.1. Виды работ, способствующие формированию самоконтроля
Существуют некоторые приемы, способствующие
развитию самоконтроля на
направления движения руки
Для формирования самоконтроля у ребенка следует обучить его приему – проверка решения. Оно начинается с того, учитель пишет столбик примеров, в которых ученик должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются с правильными. Например, так: 2+3=5; 4-2=2; 5-3=3; 4+2=6; 5+2=7; 7+2=8.
Для
проверки ученику дают красный
карандаш. Против верных ответов
он ставит плюс, а неверные
зачеркивает, надписывая
На втором этапе занятий
Когда ученик научится быстро и точно проверять примеры (записанные как учителем, так и им самим), нужно побудить его применять выработанный навык по отношению ко всем математическим заданиям.
За исправления никогда не
следует ругать, так как самоисправления
– это первая форма
Кроме данных приемов на практике распространены некоторые способы и упражнения по развитию самоконтроля у школьников. С целью формирования навыка самоконтроля и коммуникативных умений в ходе изучения математического материала учителя начальной школы создают в классах математическую картотеку, содержание которой должно соответствовать Государственному стандарту по математике. Математическая картотека состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов и информационных карточек по следующим разделам: арифметические действия, задачи, геометрический материал, величины, алгебраический материал.
На карточках-вопросах учащиеся помещают задания, придуманные или взятые из дополнительных источников (книг, журналов, Интернета). На карточках-ответах учащиеся записывают образцы решения данных заданий. Информационные карточки включают материал, необходимый для ответа на вопрос, помещенный в первой карточке. На первом этапе работа строится таким образом: ученик выбирает карточку-вопрос, с которой хотел бы работать, отвечает на вопрос в своей тетради или на чистой карточке, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу и оценивает его.
Примерные карточки
Карточка-вопрос
Проведи в каждом треугольнике 2 отрезка
так, чтобы на каждом рисунке получилось
6 треугольников
Обозначь отрезки буквами и запиши названия полученных треугольников.
Карточка-ответ
ADC,DKC,KBC,АКС,DВС,АBC ABE, AEF,AFC,ABE,AEC, ABС
Информационная карточка
Каждой точке можно дать «имя», чтобы различать эти точки. Для этого принято около точки ставить одну из заглавных букв. Обозначить точку значит назвать ее какой-нибудь буквой.
Буквенные обозначения позволяют коротко и ясно фиксировать результаты решения, кратко формулировать многие объяснения и задачи.
При обозначении
фигур следует употреблять
Отрезок – часть прямой линии, заключенная между двумя точками.
Треугольник – это многоугольник, у которого три вершины и три стороны.
Эффективность работы по
Работа с математической
Кроме этого с первого класса
можно применять на уроках
математики так называемую «мозаику».
Это нехудожественная
С целью формирования
Игра «Лесенка». Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого, задание дается в виде лесенки. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так примеры, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Например, на первой ступеньке пример «5-4» и отсюда ответ на пример совпадает с номером ступеньки. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
Игра «Число-контролер» Ученики получают карточки с примерами:
2-1= 3-1= 0+3= 9-9=
1+1= 7-7= 5-3=
Решив данные примеры, они
Подобные упражнения содержат
в себе большие возможности
для развития у детей приемов
самоконтроля; особенно являются
продуктивными те из них, где
ребенок имеет возможность
Другая форма работы над
самоконтролем предполагает
Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся могут узнать о своих достижениях или промахах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.
Учитель
может внедрять на уроке
Учитель решает задание всего один раз, а ответы записывает в тетради самоконтроля. Вот так: В-1: 5,8 3-7,6 5-7,10
В-2: 4,7 4-8,9 6-8,11
Проверять такие карточки по
тетради самоконтроля у
Информация о работе Формирование самоконтроля в начальной школе