Формирование русской педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Взгляды К. Д. Ушинского и его вклад в развитие русской педагогики.

Работа содержит 1 файл

развитие речи.docx

— 28.71 Кб (Скачать)

 

Русская демократическая  педагогика формировалась под воздействием взглядов на воспитание революционных  демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В воспитании нового человека — гражданина, патриота, революционного борца они отводили большое место родному языку, художественному слову и считали, что такое воспитание должно начинаться с малого возраста. 
          Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом К. Д. Ушинским. Материалистические взгляды великого педагога проявлялись в понимании исторической и социальной роли языка и мышления, а также их происхождения. Язык, по утверждению К. Д. Ушинского, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке. 
К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!»  
К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога. 
Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды К. Д. Ушинекого на необходимость «подготовительного» обучения детей до поступления в школу. Ушинский выделял два вида обучения: систематическое, или методическое, с семи лет и подготовительное, которое ребенок дошкольного возраста может получать в семье, детском саду, «малолетней» школе.  
        Подготовительное обучение, в том числе развитие языка, должно быть посильным (до получаса в день), доступным, занимательным, разнообразным. 
         В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно. 
           К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитания детей, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы, рекомендуемой «Программой воспитания в детском саду» для чтения и рассказывания детям, включены его рассказы «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние лучи».) 
Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. 
         Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания. Идеи К. Д. Ушинского нашли горячих последователей среди видных деятелей дошкольного воспитания того времени — А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Конради, осуществлялись в практике работы первых детских садов в России начиная с 60-х годов XIX в.

Ушинский считал, что воспитание будет подлинно народным и по своей направленности, и по своему содержанию в целом, если им руководит сам народ, если сама система народного образования зависит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.

Принцип народности Ушинского содержит следующие элементы:

1. Воспитание должно быть народным. Это, прежде всего значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ.

   2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из основных принципов воспитания.

3. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его счастье, за его прогресс.

5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные», - писал Ушинский.

6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопустимо [6, стр. 11] .

  Эти требования Ушинского,  пронизывающие всё его педагогическое  учение, являются прогрессивными  не только для того времени,  когда жил Ушинский, но они  во многом сохраняют свою жизненность  и актуальность и для наших  дней.

Центральное место в педагогической системе Ушинского занимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания  человека. Язык является созданием самого человека, созданием народа, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» [13, стр. 271-272].

  В слове, в языке народа  сокрыты все думы и чаяния  народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое,  на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения.   Он указывал на большое значение произведений народного  творчества  в деле воспитания и обучения  детей.  На  первое  место  ставил  он  русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.

  Ушинский придерживается принципа, что язык является сокровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности народа на протяжении всей его истории, а потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для жизни народа и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нравственного воспитания, развития детей в духе народности. Основным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается»  [3, стр. 147].

  Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно являться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.

  Большое значение  Ушинский придавал родному языку также и в деле изучения явлений природы родной страны и воспитания в детях любви к родной земле. Он считал, что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает природа родной страны. Язык, который облекает чуждую детям природу, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.   

  Подчёркивая роль  родного языка в общем развитии  ребёнка, Ушинский писал: «Не  условным звукам только учится  ребёнок, изучая родной язык, но  пьёт духовную жизнь и силу  из родимой груди родного слова.  Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» [3, стр. 148].  

  Таким образом, Ушинский  придавал огромное образовательное значение - изучению родного языка. Но не меньшую, если не большую роль отводил Ушинский родному языку и для нравственного воспитания детей. Придавая решающее значение родному языку в деле развития детей, Ушинский, естественно, главное внимание уделял построению начального обучения исключительно на родном языке. Он считал родной язык не только главным предметом, но и основой всех предметов обучения в начальной школе. Он доказывал,  что  школа,  обучающая  на  чужом  языке,  задерживает естественное развитие сил  и  способностей  детей,  что  она  бессильна  и бесполезна для развития детей и народа.

  По  мнению  Ушинского,  родной  язык  «является  величайшим  народным наставником, учившим  народ тогда, когда не было  еще ни книг, ни  школ»,  и   продолжающим учить его и тогда,  когда появилась цивилизация.  Исходя  из  того,  что  родной  язык  «есть   единственное   орудие, посредством которого мы  усваиваем идеи,  знания,  а   потом  передаем  их»,  К.Д.Ушинский  считал  главной  задачей   элементарного  обучения  овладение  родным языком. Родной язык в  народной  школе,  по  мнению  Ушинского,  должен  составлять  «предмет  главный,  центральный,  входящий  во  все  другие   предметы   и собирающий в  себе их результаты».

Для дошкольного возраста Ушинский создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра - деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников.

В "Родном слове" представлены рассказы, стихи, статьи, простые по изложению, доступные для понимания, являющиеся ценным средством умственного, нравственного и эстетического  воспитания детей.

Интересны его мысли по улучшению воспитательной работы детских  садов:

-не надо переутомлять  детей "сидячими занятиями", больше давать свободного времени  для самостоятельной деятельности;

-преждевременное обучение  утомляет мозг ребенка, вселяет  неуверенность в свои силы;

-запаздывание в обучении  обусловливает отставание в развитии  детей;

-считал необходимым разработать:  учебные занятия детей, "предшествующие  книжному обучению"; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре.

Эти положения помогли  точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности  работы детского сада и школы.

К. Д.Ушинский выделил требования к личности детской "садовницы". Важное значение придавал семье, отмечал огромную роль родителей в развитии и воспитании личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записать  и проанализировать игры из пособия  Е.И. Тихеевой (4-5), которые актуальны  на сегодняшний день.

Дидактическая игра «Где был Петя?»

Вариант 1.

Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую  игру, которая заставит их вспомнить  все, что они видели в своем  детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит  в каждой комнате, чем в ней  занимаются. Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада.

Примерное описание (данное детьми).

Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого  белья. Мария Ивановна гладила его  утюгом. Гудела стиральная машина. (прачечная).

Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл  на пианино. Комната была большая  и светлая.(зал).

Воспитатель предупреждает, что надо описывать только то, что  Петя мог увидеть в здании детского сада.

Вариант 2.

Можно усложнить игру. Воспитатель  при её повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя  на участок детского сада. Дети описывают  участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок  одной группы от участка другой. Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать  одно и то же различными словами. Так, например, ребенок описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и  увидел на полочках банки с разными  фруктами, соками, компотами. В мешках была морковь, а в большом ящике  – картошка. Там было прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагает подумать и  сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый  склад», «В кладовую», «В овощехранилище». Воспитатель подтверждает правильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назвать по-разному».

Вариант 3.

Можно предложить более сложный  вариант.

Воспитатель говорит детям:

- Мы с вами хорошо  знаем наш город (или станицу). Мы ходили на экскурсию, видели  какие учреждения, здания, улицы  есть в городе (станице). А вот  Петя только недавно приехал  к нам. Расскажите, где он побывал  и что он увидел. А мы отгадаем.

Дети рассказывают о библиотеке, школе, кинотеатре, главной улице. Воспитатель  помогает детям выделить наиболее существенные отличительные черты описываемого объекта. Например, Ира дала такое  описание: «Петя зашел в дом. Там  было много полок с книгами. Люди стояли и рассматривали их». По этому  описанию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или  библиотеке. Воспитатель уточняет: «Книги там продавали или выдавали?»  «Выдавали» - отвечает ребенок. «Куда  же попал Петя?» «В библиотеку».

Вариант 4.

В следующий раз воспитатель  предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, если бы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике и так далее, используя имеющиеся у них  знания, полученные в детском саду и дома.

Вариант 5.

Воспитатель говорит детям  о том, что Петя очень любит  читать книги, и предлагает:

Информация о работе Формирование русской педагогики