Формирование положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов через внедрение в учебный процесс технологии развит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 16:03, творческая работа

Описание работы

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния уровня развития мышления у первоклассников определилась необходимость формирования положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов. Автора заинтересовала технология развития критического мышления.

Содержание

Информация об опыте……………………………………2

Технология опыта…………………………………………8

Результативность опыта………………………………….13

Библиографический список……………………………...16

Работа содержит 1 файл

Опыт Черномуровой.docx

— 83.54 Кб (Скачать)
Критерии Показатели Диагностический инструментарий
1.Уровень  развития мышления 1.Умение обобщать

2.Умение  анализировать

3.Словесно-логическое  мышление

4.Умение  исключать лишнее

  Методика Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу»,

Методика  изучения словесно - логического мышления Э.Ф. Замбацявичене (субтесты 1, 2, 3, 4) 

2.Развитие  критического мышления 1.Наличие навыков  и компетенций продуктивной работы  с информацией

2.Наличие  умения устанавливать  логически-понятийные  связи.

Анализ продуктов  учебной деятельности

(кластеры, таблицы, маркировка текста)

3.Применение  навыков критического мышления  в различных  типах заданий Наличие  компетенций, проявляемых  в ходе обучения в  начальных классах, включая урочную  и внеклассную деятельность. Карта динамики успешности обучения

Результативное  участие обучающихся в различных  интеллектуальных конкурсах, викторинах и т.д.

 

                     Уровень развития  мышления определялся в баллах:

Уровень Количество  баллов
Высокий 90 и больше
Возрастная  норма 70-89
Близкий к норме 50-69 
Низкий 30-49
 
 

Сравнительный анализ развития уровня мышления по годам  обучения:

Уровень               развития Начало 1-го класса Конец 1-го класса 2 класс 3 класс Конец 2-й  четверти     4 класса
Высокий 9,1 % 9,1% 13,6 % 18,2 % 22,7 %
Норма 45,4 % 50 % 54,5 % 59,1 % 63,6 %
Близкий к норме 13,6 % 13,6 % 9,1% 4,54 % 9,1 %
Низкий 31,8 % 27,3 % 22,7 % 18,2 % 4,5 %
 

 

           Сравнительный анализ данных показал, что к концу первого полугодия 4 класса  количество обучающихся, показывающих высокий уровень и уровень развития соответствующий норме, вырос от 9,1% до 22,7% и  от 45,4 % до 63,6%, что соответствует ожидаемому результату. Количество обучающихся с низким уровнем снизилось с 31.8% в первом классе до 4.5% в первом полугодии 4 класса.

     Уровень развития критического мышления изучался выявлением освоенности  приёмов составления кластера, маркировки текста, таблиц и других продуктов учебной деятельности. Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать  логически-понятийные связи оценивалось по уровням:

  Уровень      Параметры Баллы
Высокий Полное отражение  темы в продукте учебной деятельности и установление логически-понятийных связей 10 баллов
Средний Неполное отражение  темы в продукте учебной деятельности и установление логически-понятийных связей 7-9 баллов
Низкий  Неумение  устанавливать логически-понятийные  связи и отражать тему в продукте учебной деятельности Меньше 7 баллов

     Развитие  умения учащихся работать с информацией  представлены в процентном  соотношении  за 2-й , 3-й и 4-й (1 полугодие) классы в  таблице:

     Сравнительный анализ умения систематизировать  материал :

     Уровень                развития      2 класс      3 класс      4 класс

     (1-е  полугодие)

     Высокий      27,2%      36,4%      40,9%
     Средний      45,4%      50%      54,5%
     Низкий      27,2%      13,6%      4,5%

     Сравнительный анализ  умения устанавливать  логически - понятийные связи:

Уровень                                                       развития      2 класс      3 класс      4 класс                   ( 1-е полугодие)
     Высокий      22,72%      31,8%      36,4%
     Средний      50%      59,1%      59,1%
     Низкий      27,2%      9,1%      4,5%

       

 

           Результаты диагностики исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более половины  учащихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить логически-понятийные связи

Результаты  творческих конкурсов

 

п/п

Ф.И. Год Название конкурса Уровень конкурса Занятое место
1 Саков Илья 2009 Конкурс «Если  бы не было электричества» в номинации  «Очарование поэзии» районный призер
2 Белых Валерий  2011 Конкурс исследовательских  работ и творческих проектов «Я –  исследователь» районный призер
 

           Технология развития критического мышления  – универсальная, проникающая, «надпредметная», открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В её основе – ведущие теории современного образования, разработанные выдающимися советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. В этом смысле её можно назвать интеграционной технологией, которая обеспечивает целостный, системный подход к обучению, воспитанию и развитию личности.                                        

                                          Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс,1996.                   

2.   Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.                                                                                                           

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.

4.  Загашев И.О.,«Умение задавать вопросы». – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2005.                  

5. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения //   Директор школы. –1999. – № 2.– C. 50–55.                                                                                     6.  Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое   осмысление: [Из опыта работы гимназии  N 177   Санкт-Петербурга в рамках международгого проекта]                                                                                 7. Осипова А.А.   Технология развития критического мышления: теоретические основы и применение в учебном процессе. СПб. 2001.                 

8. Российская педагогическая энциклопедия.  гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

9. Халперн  Д. . Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. 

                                     Интернет ресурсы                                                                                                                          10. Дэвид Клустер «Что такое критическое мышление?» http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm

11. Загашев И.Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками» http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm  
 
 

Информация о работе Формирование положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов через внедрение в учебный процесс технологии развит