Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 16:03, творческая работа
В ходе анализа результатов изучения исходного состояния уровня развития мышления у первоклассников определилась необходимость формирования положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов. Автора заинтересовала технология развития критического мышления.
Информация об опыте……………………………………2
Технология опыта…………………………………………8
Результативность опыта………………………………….13
Библиографический список……………………………...16
МОУ
«Ракитянская средняя
общеобразовательная
школа№1»
Формирование
положительной динамики
развития мышления учащихся
начальных классов
через внедрение
в учебный процесс
технологии развития
критического мышления
Черномурова Нина Александровна,
учитель
начальных классов
Ракитное
Информация об опыте……………………………………2
Технология опыта…………………………………………8
Результативность опыта………………………………….13
Библиографический список……………………………...16
Приложение
к опыту…………………………………….17
Тема опыта: «Формирование положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов через внедрение в учебный процесс технологии развития критического мышления».
Автор
опыта: Черномурова Нина Александровна,
учитель начальных классов муниципального
общеобразовательного учреждения « Ракитянская
средняя общеобразовательная школа №1»
п. Ракитное Белгородской области.
Условия возникновения и становления опыта.
Автор опыта работает в МОУ « Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1», которая была открыта в 1917 году. В школе учатся дети из поселка Ракитное, сёл Центральное и Борисполье. Социальный состав родителей учащихся неоднороден: рабочие, служащие, частные предприниматели, интеллигенция и другие представители социальных групп. Средний возраст родителей учеников класса 29- 35 лет, большинство из них имеют полное среднее или средне – специальное образование(62,7%), высшее образование - 37,3% родителей . 34,7% учеников класса воспитываются в неполных семьях. Большая часть родителей заинтересована в том, чтобы их дети получили полноценное качественное образование. В МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» созданы для этого все условия, что позволило школе стать базовой. Расположение школы в центре поселка позволяет ей активно сотрудничать с домом детского творчества, детской школой искусств, дворцом культуры «Молодежный», ДЮСШ, краеведческим музеем, районной детской библиотекой, что расширяет образовательное и воспитательное пространство для школьников.
В 2007 году, после набора в первый класс, была проведена предварительная диагностика готовности к обучению поступающих в школу детей. Для изучения исходного состояния мышления первоклассников была использована методика Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу». По результатам диагностики высокий уровень развития мышления имели 9% обучающихся, норму – 45,4 %, близкий к норме – 13,6 %, низкий –32%. Результаты диагностики обеспокоили учителя, так как они не соответствовали ожидаемым результатам и не удовлетворяли его.
В ходе анализа результатов изучения исходного состояния уровня развития мышления у первоклассников определилась необходимость формирования положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов. Автора заинтересовала технология развития критического мышления.
Актуальность опыта
Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях». Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации; умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию; умения работать с различными видами текстов, способности осуществлять сотрудничество в деятельности.
Благодаря критическому
Таким
образом, актуальность
опыта определяется противоречием
- между существующей потребностью в выпускнике
начальной школы с развитым критическим
мышлением и отсутствием комплексной
методики развития критического мышления
на уроках в начальной школе;
Одним из путей организации продуктивной мыслительной деятельности в начальных классах автор опыта считает использование технологии развития критического мышления.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития мышления учащихся начальной школы посредством внедрения в учебный процесс технологии развития критического мышления, которая направлена на развитие его составляющих: рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с мая 2007года , когда велась предшкольная подготовка детей, по декабрь 2010 года.
I этап – начальный (констатирующий) – май 2007года – октябрь 2007 года.
II этап – основной (формирующий) – ноябрь 2007 – сентябрь 2010 года.
III этап – заключительный ( контрольный) – октябрь 2010 – декабрь 2010 года.
На начальном этапе были обнаружены проблемы, подобраны диагностические материалы и выявлен уровень развития учащихся, в том числе и уровень развития мышления. На формирующем этапе была проведена апробация технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах. Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранной технологии для решения выявленной педагогической проблемы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы учителя по развитию мышления учащихся начальных классов на уроках.
Теоретическая база опыта.
В своей работе автор опирается на позиции Л.С. Выготского, который считает, что «… в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.» Учитель является организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанником. Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, нужно его заинтересовать этой деятельностью, позаботиться о том, чтобы обнаружить, что он готов к ней, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. В образовании главной фигурой, согласно Л. С. Выготскому, является сам ребёнок как субъект собственной деятельности; учитель, пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живёт и действует ребёнок, может направлять и руководить личной его деятельностью с целью дальнейшего развития. Воспитание должно быть организованно так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам [1, с. 203]
Технология развития критического мышления берет свои истоки из проблемного обучения. Однако ключевой составляющей и одновременно недостатком проблемного обучения является доминирующая роль педагога. «Исправить» этот недостаток решили американские ученые Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С.Уолтер, пойдя по пути дальнейшего усиления роли учащегося в проблемном обучении и разработав структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех фаз: вызова, осмысления и рефлексии.
В статье «Что такое критическое мышление» профессор, преподаватель американской литературы из штата Мичиган Клустер Д. даёт обоснование понятию «критическое мышление», сравнивая его с мышлением технократическим и интуитивным. Выделяет особенности критического мышления, показывая возможности его воплощения в различных видах учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяет организации письменной работы. [9]
Кандидат педагогических наук, преподаватель Российского педагогического университета им. А.И.Герцена С. И. Заир-Бек в своей статье «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма» даёт собственную интерпретацию понятия «критическое мышление», указывая взаимосвязь и взаимообусловленность критического и творческого мышления. Автор подробно описывает сущность самой технологии, её возможностей для активизации познавательной деятельности учеников.
Преподаватель психологии из Санкт-Петербурга И.О.Загашев в статье «Умение задавать вопросы» даёт классификацию различных типов вопросов, описывает их функции и методику, развивающую умение задавать вопросы.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн в работе «Развитие критического мышления» выделяет:
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Новизна опыта
Данный опыт является репродуктивно – творческим, так как основан на переработке материала, представленного в педагогической литературе, и соотнесен с собственным педагогическим опытом. Новизна опыта состоит в комбинации элементов таких технологий: технологии обучения в сотрудничестве, технологии критического мышления, применяемой для организации мыслительной деятельности в процессе освоения информации через чтение и письмо, и в широком применении ИКТ. Новой является также и роль учителя на уроке: он становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, помогающим учащимся преодолевать трудности.
Целью педагогической деятельности автора является обеспечение положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов посредством использования технологии развития критического мышления. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
Организация учебно – воспитательного процесса
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской творческой деятельности