Формирование опыта социально – педагогической деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Объект - моей курсовой работы является опыт социально – педагогическая деятельность.
Предмет – ресурсы социально – педагогической деятельности.
Цель – формирование социально педагогической деятельности на примере использовании ресурсов, воспитание, социобучение и образование личности, а также преобразование и оздоровление окружающей среды. Формирование в ней воспитательные отношения. С её помощью социально – педагогическая деятельность регулируются отношения между отдельными личностями и группами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Становление и формирование социально - педагогической деятельности в России……………………………………………………………………………...4 1.1 Становление и формирование института социальной педагогики……………………………………………………………………...5-7
1.2 Цели и направления социально-педагогической деятельности. Объекты социально – педагогической деятельности………………….8-11
2. Социальный опыт – компонент социализации…………………………12
2.1 Стадии проявления и освоение социального опыта подросткам........13
2.2 Культура — носитель социального опыта…………………………14-15
2.3 Обогащение социального опыта подростка в среде………………16-17
2.4 Зависимости, влияющие на социальный опыт подростков…………18
2.5 Средства формирования социального опыта подростков………19-21
Заключение……………………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Курсовая Травянко СоП 3.2 Савченко С.Л..doc

— 132.00 Кб (Скачать)

      Основные направления деятельности социального педагога:

      · Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций. [3]

      · Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.). [3]

  • Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий. [3]
  • Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни. [3]
  • Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы. [3]
  • Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье. [3]
  • Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми. [3]
  • Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка. [3] 
              Важно, чтобы были охвачены все основные направления социально-педагогической работы и деятельности, независимо от ставок специалистов. Но, в связи с тем, что круг и объем обязанностей широк, для более результативной деятельности целесообразно иметь в учреждении несколько социальных педагогов. Распределять их обязанности по профилю деятельности: охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д. Либо разделение обязанностей может идти по классам, группам, параллелям в зависимости от количества учащихся, это — так называемая кураторская система.
 

     Активность  субъекта всегда направленная на конкретный объект.

     В последнее время выделены категории  граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:

  • дети-инвалиды,
  • дети-сироты,
  • дети-правонарушители,
  • дети группы риска,
  • та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации. [3]

     Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.

     Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем  и обязательно выступает в  роли субъекта. Социальный педагог  и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.

     Специализация социального педагога определяется

  • по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образования…);
  • по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами…); [1]
  • или по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительный…). [3]

     За  последние 10 лет определилась система  учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социальный опыт — компонент социализации.

     Проведенный анализ позволил уточнить понимание  категории «социальный опыт». В  различных исследованиях проблем  социализации человека постоянно указывается  на то, что ее компонентом является овладение определенным уровнем  социального опыта, позволяющей  человеку активно сосуществовать в обществе, с одной стороны, удовлетворяя собственные потребности жизнедеятельности, с другой — оказывая определенное влияние на свое окружение.

     В процессе социализации накопление социального  опыта обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами:

  • Первый предполагает освоение и приобретение ценностных ориентации в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравственных норм и эталонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство этого в своем поведении и отношениях с другими.
  • Второй процесс происходит освоение социально и жизненно значимых способов действий с предметами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства. Это проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности. [4]

                      Их сумма и представляет собой социальный опыт, который на каждой возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности.  Характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека, то есть социальный опыт — это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, сложившийся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его жизнедеятельности. [4] 

2.1 Стадии проявление и освоение социального опыта подростком

          Подросток, попадая в различные жизненные ситуации, проявляет уже накопленный уровень социального опыта и осваивает новый. На мой взгляд, соотнося это с процессами социализации подростка, можно сказать, что проявление и освоение опыта проходит несколько стадий, позволяющих подростку адекватно обстоятельствам реализовать себя в этой жизненной ситуации:

     Первая  ситуация — репродуктивная: воспроизведение комплекса освоенных духовно-нравственных ценностей, эталонов взаимодействия с людьми — личностная предадаптация к ситуации.

    Вторая  ситуацмя— адаптивная: рефлексия и самоопределение к возникшей ситуации, приспособление и мобилизация имеющегося гуманитарного опыта к возникшей ситуации — субъективизация в ситуации.

    Третья  ситуация— локально-моделирующая: рефлексия развертывания ситуации, освоение ценностных норм разрешения ситуации, выработка стратегии поведения.

    Четвертая  ситуация— системно-моделирующая: закрепление ценностных норм, возникших  при разрешении ситуации, попытка влияния на разрешение ситуации. [4]

    Данный  процесс носит цикличный характер и детерминирован только индивидуальностью  личности подростка и сложившимся  у него на данный момент уровнем  социального опыта. 
     

2.2 Культура — носитель социального опыта

                 Исследование сущности, форм и особенностей формирования социального опыта подтверждает наше предположение о том, что культура как носитель социального опыта охватывает все способы духовной регуляции развития. Процесс развития человека протекает в многообразии взаимодействия внутреннего пространства человека с пространствами окружающего мира, когда «Я» через собственную деятельность входит в соответствующее пространство внешнего мира: наблюдает за природой, слушает музыку, постигает историю и культуру предков, учится, работает на земле и т.д. [4]

По мнению многих авторов (Бондаревской Е.В., Бедерхановой В.П., Газмана О.С., Князевой М.М., Крыловой Н.Б., Сухомлинского В.А. и других) процесс подобного взаимодействия детерминирован культуросообразной средой жизнетворчества личности, рефлексивным характером процесса развития.Культуросообразная воспитывающая. Среда — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

        Содержанием среды как фактора социального развития личности ребенка выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное и информационное окружение — совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка (Щуркова Н.Е.). Именно это положение и определяет возможности влияния педагогической системы Всероссийского детского центра «Орленок» на формирование социального опыта подростков. Роль субкультуры в формировании жизненного опыта подростка. [1]

            Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, частично альтернативные как взрослой, так и детской формам реагирования. Подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития. Субкультурная среда детского центра не возникает сама собой, она рождается в синтезе культуросообразных форм взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающим, в совместной деятельности и общении взрослых и детей как субъектов культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Обогащение социального опыта подростка в среде.

 Для нас было важным определить комплекс зависимостей, которые прямо или косвенно влияют на процессы проявления и обогащения социального опыта подростка в социальной среде.

Это позволяет  рассмотреть пребывание ребенка  в лагере как его своеобразную гуманитарную практику, направленную, прежде всего на творческое освоение норм и ценностей общения и отношений между людьми.

Выделим несколько интегративных признаков  педагогической системы:

  • общие целевые установки и функции центра дополнительного образования подростков;
  • субкультурные факторы педагогического труда и педагогического взаимодействия, воспитывающей среды центра;
  • личностно ориентированный подход к воспитанию;
  • технологии совместной деятельности, в центре которой личность ребенка;
  • специально организованная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
  • учет особенностей и условий существования временных детских объединений

Вышесказанное позволяет констатировать, что переосмысление определенных традиционных подходов к педагогической деятельности детского лагеря в интенсивной, краткосрочной, имитационной модели проживания становится фактором социально личностного развития подростков, превращает детский центр в гуманитарный центр дополнительного образования, воспитания и самовоспитания, оздоровления (в широком смысле) подростка с учетом его индивидуально личностного опыта и притязаний. Это позволило соотнести педагогические идеи со стратегией развития и реализации проблем детства в Российской Федерации, определить основные направления реализации идеологии педагогического коллектива:

    • во-первых — поддержка, защита, развитие и оздоровление ребенка в условиях воспитательного процесса, направленного на формирование его личности и индивидуальности;
    • во-вторых — разработка и внедрение психолого-педагогических программ, способствующих воспитанию, оздоровлению и развитию подростков в целях приобретения лидерского и социального опыта в общении, отношениях и деятельности.
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование опыта социально – педагогической деятельности в России