Формирование опыта социально – педагогической деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Объект - моей курсовой работы является опыт социально – педагогическая деятельность.
Предмет – ресурсы социально – педагогической деятельности.
Цель – формирование социально педагогической деятельности на примере использовании ресурсов, воспитание, социобучение и образование личности, а также преобразование и оздоровление окружающей среды. Формирование в ней воспитательные отношения. С её помощью социально – педагогическая деятельность регулируются отношения между отдельными личностями и группами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Становление и формирование социально - педагогической деятельности в России……………………………………………………………………………...4 1.1 Становление и формирование института социальной педагогики……………………………………………………………………...5-7
1.2 Цели и направления социально-педагогической деятельности. Объекты социально – педагогической деятельности………………….8-11
2. Социальный опыт – компонент социализации…………………………12
2.1 Стадии проявления и освоение социального опыта подросткам........13
2.2 Культура — носитель социального опыта…………………………14-15
2.3 Обогащение социального опыта подростка в среде………………16-17
2.4 Зависимости, влияющие на социальный опыт подростков…………18
2.5 Средства формирования социального опыта подростков………19-21
Заключение……………………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Курсовая Травянко СоП 3.2 Савченко С.Л..doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Московский  городской психолого-педагогический университет

                  

                             Кафедра социальной педагогики

                                          Курсовая работа 

                               По социальной  педагогике

На тему: Формирование опыта социально – педагогической деятельности в России                 
 
 

                                                               

                                                    Выполнила студентка

                                                                                3 курса группы СоП 3.2

                                                                                Травянко Екатерина

                                                                                Владимировна                      

                                                     Научный руководитель 

    Старший преподаватель

                                                            Савченко С.Л 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                         Москва 2009/2010 уч. год 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Становление и формирование социально - педагогической деятельности в России……………………………………………………………………………...4      1.1 Становление и формирование института социальной педагогики……………………………………………………………………...5-7

1.2 Цели и направления социально-педагогической деятельности. Объекты социально – педагогической деятельности………………….8-11

2. Социальный опыт  – компонент социализации…………………………12

2.1 Стадии проявления  и освоение социального  опыта подросткам........13

2.2 Культура — носитель социального опыта…………………………14-15

2.3 Обогащение социального опыта подростка в среде………………16-17

2.4 Зависимости, влияющие на социальный опыт подростков…………18

2.5 Средства формирования социального опыта подростков………19-21

Заключение……………………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В моей курсовой работе следует исследовать  формирование опыта социально –  педагогической деятельности в России. Выявить и определить её условия, противоречия влияющие на процесс и обобщение, систематизацию материалов на выравнивание приложений. Я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна и интересна в её изучении. Она является звеном социальной педагогической деятельности не только в России, но и зарубежом.

       Объект - моей курсовой работы является опыт социально – педагогическая деятельность.

     Предмет – ресурсы социально – педагогической деятельности.

     Цель – формирование социально педагогической деятельности на примере использовании ресурсов, воспитание, социобучение и образование личности, а также преобразование и оздоровление окружающей среды. Формирование в ней воспитательные отношения. С её помощью социально – педагогическая деятельность регулируются отношения между отдельными личностями и группами.

     Задача – выявить фактор и условия, противоречия негативного влияющие на прочес. Обобщение, систематизация материалов на выравнивание приложений. Исследовать формирование и становление СПД в России. Рассмотреть её формирование, закономерности и становление со всех сторон.

     Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение  личности, человеческие отношения, социокультурные  условия развития. Социально – педагогическая деятельность – это одно из основных понятий социальной педагогики, её теории и практики.  
 
 

1. Становление и формирование социально-педагогической    деятельности В РОССИИ 

     В наше время практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.

     В педагогической сфере в 60 - 70 годы в  странах СССР были предприняты попытки  ввести специалистов, ориентированных  на социально-педагогическую деятельность (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школах, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, общежитий, клубов, комнат школьника и др.). Постепенно формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивалась идея интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности, изменялся характер взаимодействия школы с другими институтами. Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессионально подготовленных кадров, отсутствия научного подхода к решению практических проблем. [1]

     В 90-х годах появился новый уровень  развития социальной педагогики, связанный  с государственным решением проблемы. Для решения проблемы были созданы системы социальных служб с разветвленной инфраструктрурой, а также кадровое обеспечения, введением института социальной педагогики, началом подготовки специалистов в учреждениях образования. 
 

      

     1.1 Становление и формирование института социальной педагогики. 

     Становление института социальной педагогики требовало  решения двух основных задач:

  1. формирование сферы профессиональной деятельности социальных педагогов (Законодательная основа практической деятельности в социальной сфере, сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям, выделение категорий граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь).
  2. создание системы подготовки специалистов для этой сферы - это государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке таких специалистов, требования которых относятся к основным профессиональным образовательным программам, а также к условиям их реализации, нормативы учебной нагрузки и общие требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, квалификационная характеристика социального педагога.

     Наука - это синтез теории и практики. Под практическим аспектом педагогической науки понимается содержание педагогической деятельности. "Мы в особенности четко убежденны в том, - отмечает Г.Е. Журакивский, - что если теория педагогической деятельности есть наука, то сама педагогическая деятельность... - это искусство".[1]

     В качестве практического аспекта  социально-педагогической науки выступает  социально-педагогическая деятельность.

     Исследованием теории деятельности занимались философы (М.С. Каган, А.В. Маргулис и др.), социологи (И.С. Кон, Н.Ф. Наумова и др.), психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.М. Леонтьев, А.В. Петровский и др.) и педагоги (Г.И. Щукина и др.). [1]

     Вопросами определения содержания, методики и  технологии воспитательной деятельности посвятили свои работы: М.А. Галагузова, В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский, И.Д. Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.О. Малько, Л.И. Мищик, С.Г. Хлебик и прочие научные работники. [1]

     Любая деятельность, в том числе и  социально-педагогическая, имеет свою структуру. Каждый элемент, который органически связанный и взаимодействует с другими – это субъект или объект, который превращается в цель или действие. И отвечает сформулированным задачам и средствам (то есть, по определению О.М. Леонтьева, операции). "Эти единицы человеческой деятельности, - отмечает дальше О.М. Леонтьев, - и образовывают ее макроструктуру" . [2]

     Термин "субъект" впервые появился в  работах античных философов, а только в конце 20-х гг. XX ст. начал использоваться в отечественной социально-педагогической науке. В философской литературе под субъектом понимают организатора практической деятельности, которая направленная на объект. Ведущими субъектами социальной работы выступают "социальные педагоги", "социальные работники" и "специалисты по социальной работе".

     Понятие "социальный работник" возникло в зарубежной социально-педагогической науке в конце X1X ст., а "социальный педагог" - в 20-е гг. XX столетия.

     В России первые социальные школы были основаны в Петербурге в 1911 году при Психоневрологическом институте. Но в этот период, как свидетельствует анализ работ известных педагогов (П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, О.Г. Калашникова, С.Т. Шацкого и некоторых других), в отечественной социально-педагогической науке термины "социальный педагог" и "социальный работник" еще не использовались, в отличие от зарубежной. А.Б. Залкинд назвал их "общественные воспитатели". [1]

     Вопрос  о соотношении понятий "социальный педагог" и "социальный работник" еще до конца не выяснен. Например, В.Г. Бочарова отождествляет эти термины.

     По  определению большинства ученых (И.Д. Зверева, Б.П. Битинас, А.Й. Капская, Л.И. Катаева и др.) между социальным педагогом и социальным работником существует принципиальная разность: "социальный работник" значительно более широкое в сравнении с термином "социальный педагог". К социальным педагогам относят людей, которые имеют специальное педагогическое образование и осуществляют свою деятельность преимущественно в школах и других образовательных учреждениях, то есть речь идет о специалисте, который работает с детьми и молодежью. [1]

     А социальный работник, кроме непосредственной педагогической деятельности, профессионально  может заниматься работой в любой  другой социальной сфере (в отделах  социального обеспечения, в военных частях, на производстве, Биржах) и выполнять более широкие функции (помощи, защиты, реабилитации, охраны).

     "Специалист  по социальной деятельности - лицо, которое имеет специальное образование и осуществляет практическую социальную работу с разными категориями детей и молодежи и социальными группами".

     "Специалист  по социальной деятельности, - отмечается и в "Социальной педагогике" под редакцией Л.Г. Кузнец, И.Д. Зверевой и С.Р. Хлебик, - социальный работник или социальный педагог, занятый в сфере социальной работы, просветительно-воспитательной, культурно-разрешительной деятельности, который имеет специальное образование, специальную квалификацию, знание и опыт социальной роботы с отдельными группами людей". О.И. Холостова отмечает, что: "должность "специалист по социальной работе" - эквивалент принятой в мире должности "социальный работник". [2]

     1.2 Цели и направления социально-педагогической деятельности. Объекты социально-педагогической деятельности.

      Цели деятельности социального педагога — содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка. Основные направления социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами. [2]

Информация о работе Формирование опыта социально – педагогической деятельности в России