Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 01:25, дипломная работа
Изучение иностранного языка в школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора .
Согласно Программе обучения иностранным языкам, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения.
Введение…………………………………………………………………………3-5
Теоритическая часть
Глава 1.Коммуникативные учебные универсальные действия.
Требования ФГОС к предмету иностранный язык на ступени среднего (полного) общего образования……………………………………………...….6-7
1.2. Коммуникативные учебные универсальные действия…………………8-10
Глава 2. Обучение диалогу и формирование коммуникативных учебных универсальных действий.
2.1. Понятие диалогической речи………………………………………...…11-14
2.2. Формирование коммуникативных учебных универсальных действий посредством диалога……………………………………………………...….15-16
Глава 3. Психологические особенности младших школьников.
3.1. Психологические особенности возраста младшего школьника……...17-22
3.2.Актуальность диалогической речи у возрастной категории младшего школьного возраста…………………………………………………...…………23
Заключение………………………………………………………………...…24-26
Практическая часть
4.1 План исследования (доделать)…………………………………………….
4.2 Анализ ситуации (доделать)………………………………………………
4.3 Ход исследования………………………………………………………...
4.4 Заключение(доделать)………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….……..
Краевое
государственное бюджетное
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
Минусинский
педагогический колледж имени А.С.
Пушкина
Специальность
050303 Иностранный язык
Формирование
коммуникативных учебных
универсальных действий
при обучении диалогической
речи у школьников начальных
классов на уроке английского
языка.
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель
______________________________
Выполненная работа
представлена «_______» ___________________200___г.
Заместитель директора
по научной работе ______________________________
(Ф.И.О., подпись)
М.П.
Минусинск,
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Теоритическая часть
Глава 1.Коммуникативные
учебные универсальные
Требования ФГОС
к предмету иностранный язык на ступени
среднего (полного) общего образования……………………………………………..
1.2. Коммуникативные
учебные универсальные
Глава 2. Обучение
диалогу и формирование коммуникативных
учебных универсальных
2.1. Понятие диалогической речи………………………………………...…11-14
2.2. Формирование
коммуникативных учебных
Глава 3. Психологические
особенности младших
3.1. Психологические особенности возраста младшего школьника……...17-22
3.2.Актуальность
диалогической речи у
Заключение……………………………………………………
Практическая часть
4.1 План исследования (доделать)…………………………………………….
4.2 Анализ ситуации (доделать)………………………………………………
4.3 Ход исследования………………………………………………
4.4 Заключение(доделать)…………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Изучение иностранного языка в школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора .
Согласно Программе обучения иностранным языкам, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения.
Основной целью обучения английскому языку в школе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке. В процессе диалогического общения принимают участие более двух учеников, между которыми происходит многократный обмен мнениями, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
Рассмотрение вопросов, связанных с раскрытием резервных возможностей диалога как интерактивного процесса создания межличностного иноязычного пространства, является актуальным не только для исследования проблем общения в контексте учебно-познавательной коммуникативной деятельности, но и современного понимания содержания и форм культурно-досуговой деятельности на иностранном языке.
Понятие диалога
не является новым. Под диалогом понимается
определенная форма речи, при которой
в равной степени активны все
ее участники. Психологическое содержание
понятия диалога гораздо
Анализ существующих исследований в современной психологической науке, посвященной диалогу как высшему уровню общения, позволяет выделить следующие его психологические детерминанты: активное диалогическое отношение к собеседнику; признание неповторимости и уникальности личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение, принятие другого; доброжелательность и доверительность в отношениях партнеров по общению как выражение любви друг к другу; эмоциональная и личностная открытость партнеров друг другу; искренность в выражении чувств, переживаний в общении с партнером; ориентация на актуальное состояние личности по принципу «Здесь и теперь»; творческий характер активности, совершаемой в общении; свобода от стереотипов прошлого, непредвзятость взглядов, мыслей по отношению к другому человеку.
Тема нашего исследования звучит следующим образом: формирование коммуникативных учебных универсальных умений при обучении диалогической речи у школьников начальных классов на уроке английского языка.
Цель исследования: изучение влияния диалогической речи на формирование коммуникативных учебных универсальных действий у школьников начальных классов на уроке английского языка.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений при диалогической речи.
Предмет исследования: диалогическая речь как условие, формирующее коммуникативные учебные универсальные действия.
Гипотеза: обучение диалогической речи будет способствовать формированию коммуникативных навыков у школьников 2 класса при условиях:
-
соответствия возрастным и
- систематичного использования;
-
содержания материала
В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую и
2. Проанализировать влияние обучения диалогической речи на формирование коммуникативных учебных универсальных умений.
Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых как: Ляховицкого М.В; Миролюбова А.А; Рахманова И.В; Цейтлин В.С; Пассова Е.И; Л.П. Якубинского.
В целях реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1.Теоритические
1) анализ методической литературы
2)анализ
психолого-педагогической
2. Эмпирические
1) Наблюдение
2) анкетирование учащихся
3) беседа с учителем
3. Интерпритационные
Качественная
и количественная обработка эмпирических
данных
Глава 1.Коммуникативные учебные универсальные действия.
1.
Требования ФГОС
к предмету иностранный
язык на ступени
среднего (полного)
общего образования
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской системе высшего образования - главное событие ближайших лет в школе. В связи с введением новых стандартов изменились требования ко всем школьным дисциплинам, включая иностранный язык.
Требования к дисциплине иностранный язык (второй иностранный язык) (базовый уровень):
1) сформированность
коммуникативной иноязычной
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение
порогового уровня владения
4) сформированность
умения использовать
Согласно ФГОС основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций.
Он как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. При этом термин коммуникативность не сводится только к установлению с помощью речи социальных контактов, это приобщение личности к духовным ценностям других культур. И таким образом, целью обучения иностранным языкам становится обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению.
Таким
образом, материалы ФГОС подчёркивают
важность владения диалогической речью
как один из аспектов формирования коммуникативной
компетенции школьников.
1.2. Коммуникативные учебные универсальные действия.
Исходя из требований к результатам
освоения образовательной программы
основного общего образования личностные
результаты должны отражать формирование
коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой
и других
видах деятельности.В составе основных
видов универсальных учебных действий,
соответствующих ключевым целям общего
образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный;3) познавательный;
4) коммуникативный. Относительно темы
нашего исследования позвольте нам более
подробно охарактеризовать коммуникативные
учебные универсальные действия.
К коммуникативным учебным универсальным
действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль,
коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами английского
языка. Коммуникативные учебные универсальные
действия обеспечивают социальную компетентность
и учет позиции других людей, партнеров
по общению или деятельности; умение слушать
и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
и взрослыми.
Учитель иностранного языка обучает детей
способам речевой деятельности, поэтому
коммуникативная компетенция – одна из
основных целей обучения иностранному
языку.
Чтобы сформировать
социальную компетенцию, нужно предоставить
учащимся возможность мыслить, решать
какие-либо проблемы, которые порождают
мысли, рассуждать над возможными путями
решения этих проблем, а язык выступал
бы в функции формирования и формулирования
этих мыслей.
Чтобы учащиеся воспринимали язык как
средство межкультурного взаимодействия,
необходимо не только ознакомить их со
страноведческой тематикой, но искать
способы включения их в активный диалог
культур, чтобы они на практике могли познавать
особенности функционирования языка в
новой для них культуре.
Вот почему так важно обращаться к методу
проектов на этапе творческого применения
языкового материала.
Как уже говорилось, в основе диалога лежит
какая-то проблема. Чтобы её решить, учащимся
требуются не только знания языка, но и
владение большим объёмом разнообразных
предметных знаний, необходимых и достаточных
для решения данной проблемы. Кроме коммуникативных
действий, к которым относятся: ведение
дискуссии; слушание и слышание собеседника;
отстаивание своей точки зрения, подкреплённой
аргументами; нахождение компромисса
с собеседником; лаконичное изложение
своих мыслей, школьники должны действовать
интеллектуально и творчески. То есть,
должны уметь работать с текстом, анализировать
информацию, выделять главную мысль, находить
не одно, а несколько решений проблемы,
прогнозировать последствия того или
иного решения.
Таким образом, для грамотного использования
диалогического метода требуется значительная
подготовка, которая осуществляется не
только на уроках иностранного языка,
а в целостной системе обучения в школе.
Коммуникативные действия в диалогической
речи являются наиболее важными. Так как
диалог подразумевает работу не одного
человека, а двух, очень ценным является
умение слушать и слышать. Диалог на этапе
творческого применения языковых навыков
особенно важна, так как для решения проблемы,
лежащей в основе диалога, учащийся начинает
задействовать свои коммуникативные качества,
которые в процессе выполнения проекта
развиваются и совершенствуются. Учащиеся
учатся прогнозировать, тем самым предвосхищая
шаги, ведущие к неправильному решению,
или конфликту взаимодействующих лиц.