Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 05:50, доклад
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится математике.
Формирование
ключевых компетенций
школьников на уроках
математики
Актуальности
проблемы. В последнее время все
чаще высказывается идея о том, что
ученик должен не вообще получать образование,
а достигнуть некоторого уровня компетентности
в способах жизнедеятельности в человеческом
обществе, чтобы оправдать социальные
ожидания нашего государства о становлении
нового работника, обладающего потребностью
творчески решать сложные профессиональные
задачи.
В Концепции
модернизации Российского образования
и Национальной образовательной инициативе
«Наша новая школа» в качестве приоритетных
направлений обозначен переход к новым
образовательным стандартам. Которые,
в свою очередь, подразумевают вместо
простой передачи знаний, умений и навыков
от учителя к ученику развитие способности
учащегося самостоятельно ставить учебные
цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения,
работать с разными источниками информации,
оценивать их и на этой основе формулировать
собственное мнение, суждение, оценку.
Одним из условий решения современных
задач образования является формирование
ключевых образовательных компетенций
учащихся. Большая роль при этом отводится
математике.
Перед
школьным учителем математики остро
стоит проблема необходимости использования
таких моделей обучения предмету,
которые позволят выпускнику школы
получить систему знаний соответствующую
современным Российским и международным
требованиям. К настоящему времени
разработаны и используются в образовательной
практике технологии трансформирования
знаний, умений и навыков, проблемного,
программированного, разноуровневого,
адаптивного, модульного обучения и др.
В науке
термин «компетенции» на сегодняшний
день не имеет строгого определения
Большинство современных ученых
под компетенциями понимают
комплекс обобщенных способов действий,
обеспечивающий продуктивное выполнение
деятельности, способность человека на
практике реализовать свою компетентность.
Компетенции широкого спектра использования,
обладающие определенной универсальностью,
получили название ключевых. Формирование
ключевых компетенций совершается у субъекта
в процессе осознанной деятельности.
При
определении состава ключевых компетенций
была взята за основу классификация
ключевых образовательных компетенций
А.В. Хуторского.
Хуторским
А.В. выделяются следующие ключевые
образовательные компетенции: Ценностно-смысловая
компетенция, общекультурная компетенция,
учебно-познавательная компетенция, информационная
компетенция, коммуникативная компетенция,
социально-трудовая компетенция, компетенция
личностного самосовершенствовании.
Формирование
ключевых компетенций в образовательном
процессе школьников на уровне уроков
математики рассматривается как
особым образом организованная модель
взаимодействия участников образовательного
процесса на уровне «учитель–ученик»,
«ученик–ученик».
При
формировании ценностно-смысловой
компетенции
При
проведении урока учитель стремится
к тому, чтобы ученик четко
для себя представлял, что и как
он изучает сегодня, на следующем занятии
и каким образом он сможет использовать
полученные знания в последующей жизни.
- Перед
изучением новой темы учитель
рассказывает учащимся о ней,
а учащиеся формулируют по
этой теме вопросы, которые
начинаются со слов: «зачем», «почему»,
«как», «чем», «о чем», далее совместно
с учениками оценивается самый интересный,
при этом стремится к тому, чтобы не
один из вопросов не остался без ответа.
Если регламент урока не позволяет ответить
на все вопросы, ученикам предлагается
дома поразмышлять над вопросами и
в последующем на уроках или во внеурочное
время учитель обязательно возвращается
к ним. Данный прием позволяет ученикам
понять не только цели изучения данной
темы в целом, но и осмыслить место урока
в системе занятий, а, следовательно, и
место материала этого урока во всей теме.
- Иногда
учитель предоставляет
- Использует
тестовые конструкции,
- Вовлекает
учащихся в предметные олимпиады,
которые включают в себя
нестандартные задания, требующие применения
учеником именно предметной логики, а
не материала из школьного курса.
- Предлагает
ученикам для решения задачи,
встречающиеся в определенной
профессиональной среде.
При
формировании общекультурной
компетенции
Многие
учителя знают, что ученики, уверенно
использующие некоторое умение на одном
предмете, далеко не всегда смогут применить
его на другой дисциплине. Для преодоления
этого барьера нужна специальная работа,
в которой учитель помогает ребенку прояснить
задачу, выделить предметную составляющую,
показать применение известных способов
в новой ситуации, новых обозначениях.
Возможны
следующие пути решения этой проблемы:
- для
формирования грамотной,
- во
время устной работы всегда
следить за грамотностью речи
учеников и просить об этом
самих учащихся, если допускается
ошибка в устной речи, то указать
на нее учитель просит сначала
учеников, и только если они
затрудняются это сделать, оказывает
помощь;
- предлагать
ученикам для решения задачи,
в условии которых могут быть
умышленно пропущены единицы
измерении;
- использовать
задачи со скрытой
- использовать
задания с информационно –
познавательной направленностью;
- использовать
исторический материал при
- практиковать
задавать для домашней работы
составление текстовых задач по уравнению,
схеме. Анализ составленных задач происходит
на уроке учениками с использованием
слов: по сравнению с…, в отличие от…,
предположим, вероятно, по-моему…, это
имеет отношение к…, я делаю вывод…, я
не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача
состоит в…
При
формировании учебно-познавательной
компетенции
- Особенно
эффективно данный вид
- Создание
проблемных ситуаций, суть которых
сводится к воспитанию и
- При
формировании данного вида
При
формировании информационной
компетенции
Для развития
данного вида компетентности учитель
использует следующие приемы:
- при
изучении новых терминов
- подготовка
собственных презентаций, с использованием
материала из разных источников, включая
Internet
- школьные
учебники по математике
- использует
тестовые конструкции с
- предоставляет
учащимся возможность
- использование
задач прикладного характера.
Вследствие чего у учащихся
не только формируется информационная
компетенция, но и накапливаться жизненный
опыт. Благодаря таким задачам, школьники
видят, что математика находит применение
в любой области деятельности.
При
формировании коммуникативной
компетенции
Для развития
этой компетенции учитель использует
следующие методы и приемы:
- решение
задач, примеров с
- устное
рецензирование ответов
- использование
на уроках математических
- использование
тестовых конструкций
- использование
работы в группах, например: рассказать
соседу по парте правило,
- сдача
различных устных зачетов.
При
формирование социально-трудовой
компетенции
Наилучшему
развитию данной компетенции способствуют
следующие приемы:
- контрольные
работы различного рода, например
с использованием электронных
тестовых конструкций;
- тесты
по усовершенствованию устного
счета
(устные
тестовые конструкции);
- задания
социально-трудового характера;
- проведение
различных исследований;
- составление
тестов самими учащимися.
При
формировании компетенции
личного самосовершенствования
- С целью
формирования данной
- С целью
развития данного вида
Информация о работе Формирование ключевых компетенций на уроках математики