Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:04, статья

Описание работы

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

Работа содержит 1 файл

экология.docx

— 39.24 Кб (Скачать)

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

Перечислим еще ряд  условий, необходимых для психологического комфорта ребенка в детском саду:

  • личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;
  • активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;
  • развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);
  • активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

Семинар дал возможность  педагогам ДОУ изучить методику формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей дошкольного  возраста. Педагогам представилась  замечательная возможность посмотреть практическую работу по формированию естественнонаучных представлений  у детей. Все мероприятия в  рамках семинара проведены методически  грамотно, с использованием новых  методов и приёмов работы с  детьми дошкольного возраста.

Условия реализации и внедрения  опыта.

Предлагаемый материал может  быть использован во всех возрастных группах ДОУ. Его реализация осуществляется в системе организованных индивидуальных занятий, совместной и самостоятельной  деятельности, в кружковой работе.

Перспективы применения опыта  в массовой практике.

Материал данного семинара поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских  программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой  природы.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗВАНИЯ  
 
ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
 
Утверждение идей устойчивого развития на основе становления у человека новой мировоззренческой позиции по отношению к природе невозможно без системынепрерывного экологического образования. К сожалению, в настоящее время, на важнейшем, самом первом переходном этапе (дошкольник-младший школьник), звено непрерывной цепи эко-образования оказывается не вполне прочным. Тому есть несколько причин: 
 
- в образовательных системах дошкольного и начального школьного возраста акцент делается на разные виды деятельности - игровую и учебную соответственно. В учебном плане начальной школы при этом доминирует вербальная подача информации и недостаточное использование методов внедрения полученных знаний в практику, особенно в городских школах;  
 
- прослеживается явный недостаток сквозных экологических программ по дошкольному и начальному школьному образованию, основанных на интеграции психофизического, духовно-эстетического и интеллектуально-познавательного направлений развития личности ребенка; 
 
- образовательные пространства начальной школы и детского сада в подавляющем большинстве случаев не пересекаются, личностное преемственное взаимодействие между педагогами отсутствует.  
 
В результате на начальных этапах в целом оказывается недостаточно отлаженным механизм формирования основ экологического мировоззрения, заключающийся в логической цепи “чувство – знание – понимание – убеждение - мировоззрение”. 
 
Тем не менее, определенная позитивная деятельность по осуществлению преемственности в экологическом образовании дошкольников и младших школьников возможна и при сложившейся ситуации. 
 
Удачным моментом является расширение сети создаваемых в последние годы комплексов “Детский сад - начальная школа”, реализующих принцип непрерывного экологического образования и воспитания. В подобных комплексах проводится работа по внедрению инновационных эколого-образовательных технологий, отрабатываются наиболее эффективные методы организации личностно-ориентированной педагогики в работе с детьми. Эффективность деятельности в таких образовательных учреждениях многократно возрастает при условии включения в штат педагога дополнительного образования по экологии. Становится возможной организация кружковых и факультативных занятий при четко скоординированной работе всех участников экологизированного педагогического процесса. Это позволяет, не перегружая сетку основных занятий, использовать неограниченно широкий спектр адекватных приемов и методов, расширяющих и углубляющих все сферы развития личности ребенка и, в первую очередь - уровень его экологической культуры.  
 
В дошкольном возрасте для детей характерно преобладание правополушарного типа мышления, когда они знакомятся с окружающим миром через эмоционально-чувственное восприятие всего того, с чем сталкиваются в природе. На этой ступени задача - дать воспитанникам почувствовать мир и восхититься им. Организацию образовательного процесса возможно определенным образом видоизменить: через все виды деятельности дошкольников (экологическую прогулку, музыкальную, изобразительную деятельность, развитие речи и т.д.) проходит общая экологическая тема недели. У младших школьников закрепляются те знания, которые были даны детям на дошкольной ступени и вводятся экологические понятия с постепенным углублением и расширением их содержания. 
 
Успешной реализации задач экологического воспитания способствует грамотная организация предметно – развивающей среды. В нашем Муниципальном образовательном учреждении прогимназия № 421, сочетающем в себе начальную школу и детский сад, имеется зимний сад, живой уголок, в группах и классах создается экологическая предметно - развивающая среда, которая видоизменяется в зависимости от интересов и масштаба знаний ребенка. Организация досугового общения и ухода воспитанников за животными и растениями, во время которых происходит позитивный контакт детей с объектами природы, способствует развитию сопереживания к заботам живых существ, готовности прийти к ним на помощь и ограничить свои потребности ради их блага (Рис. 1, 2). 
 
Немаловажна также выработка единых подходов к экологическому воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера в повседневной жизни. Родители и воспитатели должны в связи с этим сами понимать суть экологических проблем и причин их порождающих, вовлекать детей в совместную природосозидательную деятельность. Очевидно, что в данном аспекте существенную роль играет регулярное консультативное взаимодействие специалиста-эколога с педагогическим коллективом учреждения и взрослыми членами семей воспитанников. 
 
Результаты проведенного нами анализа состояния экологического образования в прогимназии № 421 г. Н. Новгорода перекликаются с выводами, приводимыми в научной и популярной литературе. С одной стороны дети успешно усваивают необходимый минимум соответствующих возрасту экологических знаний. С другой - прослеживается разрыв между уровнем теоретической подготовки детей и применением получаемых ими знаний на практике. Создавшуюся ситуацию, на наш взгляд, может скорректировать больший объем практических методов, применяемых педагогами. Немаловажную роль при этом приобретаетвзаимодействие во внешней социально-педагогической среде. 
 
Налаживание контактов по инициативе педагогов, заинтересованных в результативности преемственной работы по экологическому образованию и воспитанию детей возможно в разных формах. Инициативные группы учащихся начальных классов могут совместно с педагогами подготовить и провести увлекательные экологические досуги для малышей, как на базе дошкольного учреждения, так и с приглашением детсадовцев в гости в свой класс. В нашем учреждении было успешно разработано и проведено познавательно-развлекательное мероприятие такого рода “В гостях у маленькой хозяйки”, посвященное теме разных способов размножения растений. Инициативной группе третьеклассников был предложен сценарий. Под руководством педагогов (эколога, учителя начальной школы и дошкольного воспитателя) школьники пригласили к себе в гости воспитанников подготовительной группы детского сада и в игровой интерактивной форме занимались с ними посадками овса - семенами, герани - черенком, лука - луковицей. Сценарий предусматривал закрепление освоенных способов размножения и посадки растений посредством выстраивания дошкольниками технологических схем процесса на фланелеграфе. Элемент театрализации - школьники играли роли Овса, Лука и Герани, позволил эффективно и корректно осуществлять контролирующую роль старших детей над младшими на всех этапах совместной деятельности.  
 
Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников и младших школьников, а также членов их семей в массовых экологических акциях. Одной из самых любимых среди детей и взрослых стала кампания по учету пернатых во время “Международных дней наблюдений птиц”, ежегодно объявляемая Союзом охраны птиц России. Как правило, участие в этой акции становится первым шагом в любительскую орнитологию людей разных возрастов - от младших дошкольников до пенсионеров. В назначенные даты желающие, а их обычно набирается несколько десятков человек, ведут наблюдения за птицами в городском парке под руководством педагога-эколога или самостоятельно. Отмечается число особей каждого встреченного вида птиц, по результатам наблюдений заполняются анкеты, направляющиеся в координационный центр Союза охраны птиц. Согласованные действия любителей птиц разных профессий, национальностей и возрастов способствуют консолидации различных социальных групп (Рис. 3, 4). 
 
Положительный эффект, создаваемый проведением орнитологических акций в рамках Дней Наблюдений птиц закрепляется в процессе участия в других общественных акциях Союза охраны птиц России. Зимой проводится важная работа по подкормке пернатых. Кормушки мастерятся из вторично используемого бросового материала – пластиковых бутылок, упаковочных коробок и т.п. Природоохранный эффект в результате получается двойным. Ежегодно младшие школьники участвуют в творческих конкурсах Союза, посвященных птице года. Коридоры и классные комнаты украшают детские рисунки птицы – эмблемы того или иного года. На суд компетентного орнитологического жюри Нижегородской области предоставляются тематические работы. В процессе подготовки конкурсных работ дети и помогающие им родители больше узнают об особенностях биологии того или иного вида. Возникает желание если не оказать практическую помощь какой-либо птице, то хотя бы не навредить ей, осознанно включив живое существо в сферу действия этических норм. 
 
На протяжении нескольких лет мы проводим акцию “Сбережем деревья” по сбору макулатуры. Удачно организованная рекламно-просветительская деятельность привлекает к этой стратегически важной экологической практике не только воспитанников Прогимназии, но и членов их семей (Рис.5). В начале учебного года в групповых и классных помещениях помещаются листовки-призывы (Рис. 6, 7). Раз в учебную четверть или полугодие вывешиваются художественно оформленные столбчатые диаграммы, отражающие результативность участия в акции каждого детского коллектива учреждения (Рис. 8). При ежегодном подведении итогов акции участники отмечаются благодарственными письмами и сувенирами. Все это стимулирует активность сбора бумажного вторсырья (Рис. 9). Экологичный режим экономии бумаги в семье и прогимназии становится нормой жизни.

 

 

 


Информация о работе Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста