Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:04, статья
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Перечислим еще ряд
условий, необходимых для психологическо
Семинар дал возможность
педагогам ДОУ изучить методику
формирования элементарных естественнонаучных
представлений у детей
Условия реализации и внедрения опыта.
Предлагаемый материал может быть использован во всех возрастных группах ДОУ. Его реализация осуществляется в системе организованных индивидуальных занятий, совместной и самостоятельной деятельности, в кружковой работе.
Перспективы применения опыта в массовой практике.
Материал данного семинара поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Утверждение идей устойчивого
развития на основе становления у человека
новой мировоззренческой позиции по отношению
к природе невозможно без системынепрерывного экологичес
- в образовательных системах
дошкольного и начального школьного возраста
акцент делается на разные виды деятельности
- игровую и учебную соответственно. В
учебном плане начальной школы при этом
доминирует вербальная подача информации
и недостаточное использование методов
внедрения полученных знаний в практику,
особенно в городских школах;
- прослеживается явный недостаток
сквозных экологических программ по дошкольному
и начальному школьному образованию, основанных
на интеграции психофизического, духовно-эстетического
и интеллектуально-
- образовательные пространства
начальной школы и детского сада в подавляющем
большинстве случаев не пересекаются,
личностное преемственное взаимодействие
между педагогами отсутствует.
В результате на начальных этапах
в целом оказывается недостаточно отлаженным
механизм формирования основ экологического
мировоззрения, заключающийся в логической
цепи “чувство – знание
– понимание – убеждение - мировоззрение”.
Тем не менее, определенная
позитивная деятельность по осуществлению
преемственности в экологическом образовании
дошкольников и младших школьников возможна
и при сложившейся ситуации.
Удачным моментом является расширение сети
создаваемых в последние годы комплексов
“Детский сад - начальная школа”, реализующих
принцип непрерывного экологического
образования и воспитания. В подобных комплексах проводится
работа по внедрению инновационных эколого-образовательных
технологий, отрабатываются наиболее
эффективные методы организации личностно-ориентированной
педагогики в работе с детьми. Эффективность
деятельности в таких образовательных
учреждениях многократно возрастает при
условии включения в штат педагога дополнительного
образования по экологии. Становится возможной
организация кружковых и факультативных
занятий при четко скоординированной
работе всех участников экологизированного
педагогического процесса. Это позволяет,
не перегружая сетку основных занятий,
использовать неограниченно широкий спектр
адекватных приемов и методов, расширяющих
и углубляющих все сферы развития личности
ребенка и, в первую очередь - уровень его
экологической культуры.
В дошкольном возрасте для детей
характерно преобладание правополушарного
типа мышления, когда они знакомятся с
окружающим миром через эмоционально-чувственное
восприятие всего того, с чем сталкиваются
в природе. На этой ступени задача - дать
воспитанникам почувствовать мир и восхититься
им. Организацию образовательного процесса
возможно определенным образом видоизменить:
через все виды деятельности дошкольников
(экологическую прогулку, музыкальную,
изобразительную деятельность, развитие
речи и т.д.) проходит общая экологическая
тема недели. У младших школьников закрепляются
те знания, которые были даны детям на
дошкольной ступени и вводятся экологические
понятия с постепенным углублением и расширением
их содержания.
Успешной реализации задач
экологического воспитания способствует грамотная организация
предметно – развивающей среды. В нашем Муниципальном образовательном
учреждении прогимназия № 421, сочетающем
в себе начальную школу и детский сад,
имеется зимний сад, живой уголок, в группах
и классах создается экологическая предметно
- развивающая среда, которая видоизменяется
в зависимости от интересов и масштаба
знаний ребенка. Организация досугового
общения и ухода воспитанников за животными
и растениями, во время которых происходит
позитивный контакт детей с объектами
природы, способствует развитию сопереживания
к заботам живых существ, готовности прийти
к ним на помощь и ограничить свои потребности
ради их блага (Рис. 1, 2).
Немаловажна также выработка единых
подходов к экологическому воспитанию
в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических
и ценностных ориентаций ребенка происходит,
в большей степени, на основе положительного
примера в повседневной жизни. Родители
и воспитатели должны в связи с этим сами
понимать суть экологических проблем
и причин их порождающих, вовлекать детей
в совместную природосозидательную деятельность.
Очевидно, что в данном аспекте существенную
роль играет регулярное консультативное
взаимодействие специалиста-эколога с
педагогическим коллективом учреждения
и взрослыми членами семей воспитанников.
Результаты проведенного нами
анализа состояния экологического образования
в прогимназии № 421 г. Н. Новгорода перекликаются
с выводами, приводимыми в научной и популярной
литературе. С одной стороны дети успешно
усваивают необходимый минимум соответствующих
возрасту экологических знаний. С другой
- прослеживается разрыв между уровнем
теоретической подготовки детей и применением
получаемых ими знаний на практике. Создавшуюся
ситуацию, на наш взгляд, может скорректировать
больший объем практических методов, применяемых
педагогами. Немаловажную роль при этом
приобретаетвзаимодействие во
внешней социально-педагогической среде.
Налаживание контактов по инициативе
педагогов, заинтересованных в результативности
преемственной работы по экологическому
образованию и воспитанию детей возможно
в разных формах. Инициативные группы
учащихся начальных классов могут совместно
с педагогами подготовить и провести увлекательные
экологические досуги для малышей, как
на базе дошкольного учреждения, так и
с приглашением детсадовцев в гости в
свой класс. В нашем учреждении было успешно
разработано и проведено познавательно-развлекательное
мероприятие такого рода “В гостях у маленькой
хозяйки”, посвященное теме разных способов
размножения растений. Инициативной группе
третьеклассников был предложен сценарий.
Под руководством педагогов (эколога,
учителя начальной школы и дошкольного
воспитателя) школьники пригласили к себе
в гости воспитанников подготовительной
группы детского сада и в игровой интерактивной
форме занимались с ними посадками овса
- семенами, герани - черенком, лука - луковицей.
Сценарий предусматривал закрепление
освоенных способов размножения и посадки
растений посредством выстраивания дошкольниками
технологических схем процесса на фланелеграфе.
Элемент театрализации - школьники играли
роли Овса, Лука и Герани, позволил эффективно
и корректно осуществлять контролирующую
роль старших детей над младшими на всех
этапах совместной деятельности.
Примером удачного
взаимодействия может стать участие дошкольников
и младших школьников, а также членов их
семей в массовых экологических акциях. Одной из самых любимых среди
детей и взрослых стала кампания по учету
пернатых во время “Международных
дней наблюдений птиц”, ежегодно объявляемая Союзом
охраны птиц России. Как правило, участие
в этой акции становится первым шагом
в любительскую орнитологию людей разных
возрастов - от младших дошкольников до
пенсионеров. В назначенные даты желающие,
а их обычно набирается несколько десятков
человек, ведут наблюдения за птицами
в городском парке под руководством педагога-эколога
или самостоятельно. Отмечается число
особей каждого встреченного вида птиц,
по результатам наблюдений заполняются
анкеты, направляющиеся в координационный
центр Союза охраны птиц. Согласованные
действия любителей птиц разных профессий,
национальностей и возрастов способствуют
консолидации различных социальных групп
(Рис. 3, 4).
Положительный эффект, создаваемый
проведением орнитологических акций в
рамках Дней Наблюдений птиц закрепляется
в процессе участия в других общественных
акциях Союза охраны птиц России. Зимой
проводится важная работа по подкормке
пернатых. Кормушки мастерятся из вторично
используемого бросового материала –
пластиковых бутылок, упаковочных коробок
и т.п. Природоохранный эффект в результате
получается двойным. Ежегодно младшие
школьники участвуют в творческих конкурсах
Союза, посвященных птице года. Коридоры
и классные комнаты украшают детские рисунки
птицы – эмблемы того или иного года. На
суд компетентного орнитологического
жюри Нижегородской области предоставляются
тематические работы. В процессе подготовки
конкурсных работ дети и помогающие им
родители больше узнают об особенностях
биологии того или иного вида. Возникает
желание если не оказать практическую
помощь какой-либо птице, то хотя бы не
навредить ей, осознанно включив живое
существо в сферу действия этических норм.
На протяжении нескольких лет
мы проводим акцию “Сбережем деревья” по сбору макулатуры. Удачно
организованная рекламно-просветительская
деятельность привлекает к этой стратегически
важной экологической практике не только
воспитанников Прогимназии, но и членов
их семей (Рис.5). В начале учебного года
в групповых и классных помещениях помещаются
листовки-призывы (Рис. 6, 7). Раз в учебную
четверть или полугодие вывешиваются
художественно оформленные столбчатые
диаграммы, отражающие результативность
участия в акции каждого детского коллектива
учреждения (Рис. 8). При ежегодном подведении
итогов акции участники отмечаются благодарственными
письмами и сувенирами. Все это стимулирует
активность сбора бумажного вторсырья
(Рис. 9). Экологичный режим экономии бумаги
в семье и прогимназии становится нормой
жизни.
Информация о работе Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста