Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:04, статья
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ | ||
|
Тропова Марина Анатольевна, старший воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Одной из центральных задач
дошкольного образования
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Временный государственный
стандарт по дошкольному образованию
определяет раздел в работе с дошкольниками
- формирование элементарных естественнонаучных
представлений. Реализация этого раздела
позволяет заложить базовые знания
у детей, способствует формированию
целостной картины мира. Кроме
того, естественнонаучные представления
являются тем содержанием, которое
в наибольшей степени способствует
развитию детского мышления. Освоение
элементарных естественнонаучных представлений
способствует развитию детской любознательности.
Однако в практике дошкольного воспитания
мы видим, что в ходе занятий дети
практически лишены возможности
задавать вопросы – весь материал
выдается воспитателем в готовом
виде, зачастую без учета интереса
детей. А временные рамки занятия
не позволяют «отвлекаться от темы».
Поэтому особенно актуальным представляется
освоение детьми закономерностей окружающего
мира через элементарное экспериментирование
и исследовательскую
Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования.
С целью повышения
Данная цель определила задачи семинара-практикума:
Актуальность материала определилась теоретическим и практическим значением проблемы, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.
Практическая значимость
семинара – практикума заключается
в том, что педагогам предоставляется
возможность разработать
Семинар-практикум состоял из двух частей:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
В ходе семинара – практикума
представлены задачи, содержание, методы,
формы, общие методические рекомендации
по развитию у детей географических
представлений, элементарных представлений
о Солнечной системе, представлений
о физических свойствах. Предложен
перечень материала для предметно-
Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
На наш взгляд, организация
среды должна учитывать не только
дидактические позиции
Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории созданы в нашем учреждении в каждой группе. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:
Очень важно, чтобы дети исследовали
объекты, которые находятся в
местности, где они живут. Для
активизации детской
В нашем дошкольном учреждении силами педагогов создан мини-музей. Его оснащение направлено именно на освоение дошкольниками элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений - почему идет дождь? Где солнышко ночует?...Для наглядного сопровождения рассказа взрослого целесообразно использовать глобус, карту звездного неба, карту мира для малышей, макет телескопа и ракеты, часы, лупы, весы. Использование таких «недетских» приборов способствует развитию детей. Педагоги изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, интересных находок.
Информация о работе Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста