Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:28, дипломная работа
Цель исследования - разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Объектом исследования учебно-воспитательный процесс по технологии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования практических умений и навыков при обучении технологии
1.1 Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык»
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерской оборудованием
2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской
2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
самоконтроль
учащихся;
использование
на уроке проблемных и творческих
заданий;
проведение выставки детских интересных
разработок, творческих работ;
использование
на уроках графических упражнений.
инструкционно-
плакат
для изучения цветовых сочетаний - цветовой
круг. Цвет играет большую роль в
жизни человека. Чистые, яркие тона
радуют глаз, создают приподнятое
настроение, а мрачные, блеклые и
невыразительные могут
плакат
для изучения способов моделирования
фартука. На плакате показаны различные
варианты моделирования кармана, нагрудника
и нижней части фартука. В процессе
моделирования фартука к
плакат
для изучения пропорций человека. Программой
предусмотрено изучение особенностей
строения детской и женской фигуры. Пропорции
всякого живого организма, развиваясь,
изменяются. Пропорции маленького ребёнка
сильно отличаются от пропорций взрослого
человека. У взрослого размер головы занимает
примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста,
а у ребёнка 0 -5 лет занимает 1/4 или 1/5 часть.
чертеж
фартука с нагрудником и технологическая
карта к нему для учителя, карта включает
в себя те же операции что и инструкционно-технологическая
карта для учащихся.
опорные
схемы по снятию мерок, по типам линий
в чертежах. Опорные схемы –
это выводы, которые рождаются
на глазах учеников в момент объяснения
и оформляются в тетрадях в
виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.
Компактные, опорные схемы, вызывая
живой интерес учащихся, побуждают
их к активному труду, к поиску.
В опорных схемах есть и элемент
игры, и экономия времени и места.
Но главная цель – изложить изучаемое
так, чтобы на основе логических связей
материал стал доступен, отпечатался
в долговременной памяти, а также
произошло осмысление конечной цели
и промежуточных этапов. В каждом
листе опорных схем закодирован
учебный материал по моделированию
и конструированию. Опорные схемы
– это надёжный помощник восприятия,
запоминания, творчества, развития художественно-графических
умений. Когда ученик отвечает на вопрос
учителя, пользуясь схемой, он приобретает
уверенность, снимаются скованность,
страх ошибки. Схема становится алгоритмом
рассуждения, а всё внимание направлено
не на запоминание или
образец
творческого мини-проекта по моделированию
фартука в виде журнала мод
с вариантами фартуков и их конструкцией.
Учащиеся выполняют моделирование
фартука, применяя полученные на уроках
знания, оформляют его в соответствии
с правилами построения композиции.
Перед изготовлением журналов учащимся
можно задать конкретные условия
выполнения, например, выполнить моделирование
фартука, используя контрастные
цвета, родственные цвета и т.
п. Такая форма работы может выполняться
как индивидуально, так и в
малых группах, повышает творческую
активность учащихся, развивает художественные
способности. По окончании можно
провести выставку лучших работ учащихся.
комплекс
мини-упражнений по формированию графических
и художественных умений, содержащих
большое количество графических
построений, по закреплению умений
пользования чертежными инструментами,
а также перед повторением
и изучением таких понятий
как симметрия, масштаб, цвет (приложение
№ 6). Назначение - научиться выполнять
разные геометрические построения, правильно
использовать чертежные инструменты,
оперировать понятиями, сочетать цвета.
карточки-задания
для закрепления и контроля знаний,
умений и навыков по конструированию
и моделированию фартука. Рекомендуется
разработать 2-3 комплекта разноуровневых
карточек. В каждом комплекте карточки
дифференцированы по сложности. Таким
образом, по каждой теме можно применить
карточки, содержащие задания разной сложности,
подбирая их к конкретному классному коллективу
или отдельному ученику. Карточки содержат
вопросы теоретического и практического
характера. Карточки-задания представлены
в приложении № 7.
образец
изделия – фартук. Перед изучением
правил конструирования и
Необходимо
проверить в ходе формирующего эксперимента,
насколько эффективны разработанные
пособия, успешно ли формируются
у учащихся художественно-графические
умения.
Методические
рекомендации для
учителя по проведению
уроков и практических
работ по конструированию
и моделированию
фартука
Наша
задача разработать методические рекомендации
для учителя технологии по проведению
уроков и практических работ по конструированию
и моделированию фартука, представить
планы-конспекты проведенных
Представляется важным, что первые занятия по проектированию и изготовлению фартука должны пробудить интерес школьниц к швейным работам. Увлекательные рассказы о значении одежды в жизни человека, перемежающиеся с показом изделий, выполненных старшеклассницами, призваны заинтересовать девочек, вызвать желание быстрее и лучше усвоить умения по конструированию и изготовлению первого изделия – фартука. На этом этапе обучения, методически оправдано не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а всемерно укреплять уверенность в ученицах, что они смогут отлично справиться с этой работой.
На первых занятиях основным диалектическим правилом учителя должна стать постепенность в овладении приемами в сочетании с неизменной доброжелательностью по отношению к учащимся.
При моделировании изделия учащиеся сталкиваются с понятием эскиза. Необходимо обратить их внимание на требования, предъявляемые к эскизам. Эскиз изделия часто выполняется несоразмерно, непропорционально, то есть не соблюдается одно из требований к нему. Поэтому следует объяснить учащимся, что понятие эскиза в черчении и технологии одинаково.
На уроках по моделированию учитель должен поощрять любую выдумку учениц, так как у них еще не сформирован вкус.
Знакомя
учеников с элементами графической
грамоты, учителю важно выявить,
что они усвоили на уроках технологии,
математики, рисования в начальной
школе, какие знания они приобрели
в ходе кружковой работы. Уроки
по конструированию и
Обобщая ответы, важно подчеркнуть,
что на предприятии ни одно
изделие не изготавливают без
чертежа конструкции. Далее
На
уроках по моделированию и
Например, на уроках по конструированию
фартука при проверке знаний
и умений можно провести
Игровая ситуация помогает
Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.
Можно использовать игру под названием «пазлы». Принцип игры хорошо знаком детям: картину, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Именно по этому принципу можно построить проверку знания учащимися чертежа швейного изделия – фартука.
Чертеж фартука нужно
Важный момент при
Особое внимание должно быть
уделено обучению школьниц
Далее мы представляем
Разработка
урока по моделированию фартука
Тема
урока: «Моделирование
рабочей одежды для
дома (фартуков).
Цели урока:
знакомство с видами фартуков различного назначения и их отделкой, с применением приемов моделирования при изготовлении новых моделей фартуков, знакомство с источником творчества — русским народным костюмом, обобщение и систематизация знания о понятиях: «форма», «контраст», «симметрия», «цвет».