Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:28, дипломная работа
Цель исследования - разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Объектом исследования учебно-воспитательный процесс по технологии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования практических умений и навыков при обучении технологии
1.1 Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык»
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерской оборудованием
2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской
2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Основным
условием успешного формирования умений
является система ориентиров и указаний,
пользуясь которой школьники
выполняют усваиваемое
Первый тип
учения отличается тем, что ученикам
дается в готовом виде неполная система
ориентиров и указаний по сравнению
с той, которую необходимо знать
для правильного выполнения действия.
Такой тип учения характерен для
обычного способа обучения, когда
объяснение того или иного действия
сводится к его однократной
Второй тип учения отличается тем, что ученику в готовом виде дается полная ориентировочная основа действия. Здесь нет «слепых проб», ошибки чаще возникают лишь по невнимательности, становятся случайными и несущественными. Возникает большая экономия времени, сил и материальных средств.
Полную ориентировочную
основу действия можно сконструировать,
оформить и дать ученикам в готовом
виде разными способами. При этом
система ориентиров подбирается
эмпирически, выясняя, какие указания
нужны для правильного
Однако естественно возникает вопрос: можно ли научить самого ученика самостоятельно составлять ориентировочную основу действия для каждого конкретного готового задания? Оказалось, что можно, и тем самым был разработан еще один тип учения.
Третий тип учения отличается тем, что «ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается» [1].
В каждой школе необходимо разработать программу формирования общеучебных умений и навыков по технологии в условиях недостаточной материальной базы. На основе разработанной программы составляется общешкольный план формирования, включенных в программу общеучебных умений и навыков, в котором конкретно указывается, в каких классах, в процессе изучения каких учебных предметов должно осуществляться это формирование. А на основе этого плана каждый учитель в годовой и тематические планы изучения предмета включает в качестве органического раздела формирование соответствующих общеучебных умений и навыков, а также своих узкопредметных умений и навыков.
В школе
и в каждом классе периодически должна
проводиться диагностика
Можно
сделать выводы, что вся деятельность
по обучению умению не должна проходить
в отрыве от усвоения урочной системы
(т. е. программой). Эти два процесса
должны протекать параллельно. Практически
это значит, что при усвоении урочной
темы необходимо подобрать такие
упражнения, задания и т. п., которые
одновременно будут обучать умению.
При этом упражнения могут быть самые
разные, не только по содержанию, но и
по сложности и видам
Подводя итог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на: специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.
Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.
Под
понятием «умение» в нашей работе
мы будем понимать способ выполнения
действия, освоенный субъектом, обеспеченный
совокупностью приобретенных
В первой
главе данной выпускной квалификационной
работы раскрыта психолого-педагогический
анализ понятий «умение» и «навык». Дана
общая характеристика практических умений
и навыков, их анализ и составляющие. Показана
необходимость формирования практических
умений и навыков на уроках технологии.
Так же рассмотрен процесс формирования
практических умений и навыков на уроках
технологии. При увеличении угла резания
строгать становится тяжелее; то же самое
происходит, если мал задний угол ножа.
Тупой нож режет древесину с трудом, на
работу затрачивается больше усилий.
Заключение
Практическим
результатом данной выпускной квалификационной
работы явились разработки методического
материала для учителя
Практически на всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать практические умения и навыки. Но не все учителя придают этой проблеме значение. Дипломная работа систематизировала и сгруппировала основные и необходимые знания по методике обучения технологии: правильно пользоваться чертежными инструментами, выполнять эскизы, технические рисунки, передавать форму, размеры; учащиеся научились пользоваться инструментами для обработки древесины. Проведя формирующий эксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные им задания с легкостью и с интересом.
Знания, умения и навыки, полученные, на уроках технологии дают первоначальные сведения о различных профессиях. Учитель технологии на уроках должен грамотно преподнести материал касающихся основных умений и навыков присутствующих в любых рабочих профессиях, что очень актуально в настоящее время в связи с нехваткой рабочих кадров в России.
Цель
дипломной работы достигнута, поставленные
задачи выполнены и гипотеза подтверждена.
Список используемой литературы
1. Гальперин
П. Я. Четыре лекции по
2. Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки: Проф. учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк. - М.: Просвещение, 1988. - 159.:ил.
3. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
4. Карабанов
И.А. Технология обработки
5. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
6. Кругликов
Г.И. Методика преподавания
7. Лаптев
Г.Г. Элементы графической
8. Обучение технологии в средней школе: 5 - 11 кл.: Метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - (Б-ка учителя технологии).
9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
10. Сидоров В.П. Обработка древесины в процессе обучения технологии / Школа и производство. -2004. -№ 3. -С. 24-26.
11. Степанов Б.А. технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003.- С. 336.
12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
13. Столярное дело: Учеб. пособие для 7 и 8 кл. вспом. шк. / Б.А.Журавлев, - М.: Просвещение, 1989 - 223 с.
14. Талызина
Н. Ф. Педагогическая
15. Технология:
Учебник для учащихся 5 класса
общеобразовательной школы (
16. Технология.
Содержание и образования:
17. Трудовое обучение: Проф. учеб. пособие для 4 кл. сред. шк. / А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
18. Тхоржевский
Д.А. Практикум по курсу «
19. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 287 с.
20. Хуторской
А. В. Современная дидактика: Учебник для
вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с
. Методические
рекомендации по использованию дидактических
материалов на уроках по конструированию
и моделированию фартука
Целью
данного параграфа является рассмотреть
наиболее эффективные формы и
приемы, позволяющие формировать
у учащихся на уроках технологии художественно-графические
умения, представить собственные
дидактические материалы для
проведения занятий по конструированию
и моделированию фартука.
На
изучение конструирования и
снятие
мерок и запись результатов измерений;
построение
чертежа фартука в масштабе 1:4
и в натуральную величину по своим
меркам;
моделирование
фартука выбранного фасона;
подготовка
выкройки к раскрою.
Для
успешного формирования художественно-графических
умений на уроках по конструированию
и моделированию фартука нами
поставлены следующие задачи:
овладение
учащимися знаниями элементарных правил
построения и чтения чертежа, пользования
чертежными инструментами, формирование
навыков моделирования, конструирования,
ознакомление с особенностями оформления
чертежа;
развитие
у детей изобразительных
развитие
конструктивного мышления.
Для
выполнения поставленных задач мы наметили
основные пути их практического осуществления
через:
дифференцированный
подход к учащимся на уроке, который
предполагает наличие достаточного
количества инструкционно - технологических
карт, карточек - заданий,
различных по степени трудности;