Формирование исследовательских умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Объектом исследования учебно-воспитательный процесс по технологии.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования практических умений и навыков при обучении технологии
1.1 Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык»
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерской оборудованием
2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской
2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 56.04 Кб (Скачать)

Основным  условием успешного формирования умений является система ориентиров и указаний, пользуясь которой школьники  выполняют усваиваемое действие. П. Я. Гальперин выделил три типа ориентировочной основы и соответственно три типа учения [1].

Первый тип  учения отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система  ориентиров и указаний по сравнению  с той, которую необходимо знать  для правильного выполнения действия. Такой тип учения характерен для  обычного способа обучения, когда  объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному  словесному описанию по ходу показа. Это  приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом  «проб и ошибок». И на тех участках, где у ученика нет нужных ориентиров, он действует вслепую, часто ошибаясь и лишь в результате многочисленных проб осваивая данное действие. Даже сформированное действие остается для ученика не полностью осознанным, перенос этого  действия в новые объекты, решение  новых задач с помощью этого  действия весьма ограничены.

Второй тип  учения отличается тем, что ученику  в готовом виде дается полная ориентировочная  основа действия. Здесь нет «слепых  проб», ошибки чаще возникают лишь по невнимательности, становятся случайными и несущественными. Возникает большая  экономия времени, сил и материальных средств.

Полную ориентировочную  основу действия можно сконструировать, оформить и дать ученикам в готовом  виде разными способами. При этом система ориентиров подбирается  эмпирически, выясняя, какие указания нужны для правильного выполнения действия слабым учеником.

Однако естественно  возникает вопрос: можно ли научить  самого ученика самостоятельно составлять ориентировочную основу действия для  каждого конкретного готового задания? Оказалось, что можно, и тем самым  был разработан еще один тип учения.

  Третий  тип учения отличается тем, что «ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры  представлены в обобщенном виде, характерном  для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная  основа действия составляется субъектом  самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается» [1].

  В каждой школе необходимо разработать программу  формирования общеучебных умений и навыков по технологии в условиях недостаточной материальной базы. На основе разработанной программы составляется общешкольный план формирования, включенных в программу общеучебных умений и навыков, в котором конкретно указывается, в каких классах, в процессе изучения каких учебных предметов должно осуществляться это формирование. А на основе этого плана каждый учитель в годовой и тематические планы изучения предмета включает в качестве органического раздела формирование соответствующих общеучебных умений и навыков, а также своих узкопредметных умений и навыков.

  В школе  и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика овладения  учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.

  Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить  в отрыве от усвоения урочной системы (т. е. программой). Эти два процесса должны протекать параллельно. Практически  это значит, что при усвоении урочной  темы необходимо подобрать такие  упражнения, задания и т. п., которые  одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые  разные, не только по содержанию, но и  по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени  варьироваться: от нескольких учебных  часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но в любом случае должны быть проверены  все учащиеся.

  Подводя итог, можно обобщить, что учебные  умения и навыки можно разделить  на: специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.

  Для того чтобы у учащихся формировались  необходимые умения нужно поставить  перед ними цель, сформировать мотив  и правильно организовать деятельность.

  Под понятием «умение» в нашей работе мы будем понимать способ выполнения действия, освоенный субъектом, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем  упражнений. Умение создает возможность  выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях.

  В первой главе данной выпускной квалификационной работы раскрыта психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык». Дана общая характеристика практических умений и навыков, их анализ и составляющие. Показана необходимость формирования практических умений и навыков на уроках технологии. Так же рассмотрен процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии. При увеличении угла резания строгать становится тяжелее; то же самое происходит, если мал задний угол ножа. Тупой нож режет древесину с трудом, на работу затрачивается больше усилий.  

  Заключение

  Практическим  результатом данной выпускной квалификационной работы явились разработки методического  материала для учителя технологии по проведению уроков, практических работ  и дидактического обеспечения для  проведения занятий в условиях неполной комплектации школьных мастерских. Разработанные  материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя  технологии на уроках.

  Практически на всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать практические умения и навыки. Но не все учителя придают этой проблеме значение. Дипломная работа систематизировала и сгруппировала основные и необходимые знания по методике обучения технологии: правильно пользоваться чертежными инструментами, выполнять эскизы, технические рисунки, передавать форму, размеры; учащиеся научились пользоваться инструментами для обработки древесины. Проведя формирующий эксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные им задания с легкостью и с интересом.

  Знания, умения и навыки, полученные, на уроках технологии дают первоначальные сведения о различных профессиях. Учитель  технологии на уроках должен грамотно преподнести материал касающихся основных умений и навыков присутствующих в любых рабочих профессиях, что  очень актуально в настоящее  время в связи с нехваткой  рабочих кадров в России.

  Цель  дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены и гипотеза подтверждена.  

  Список  используемой литературы

  1. Гальперин  П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов  вузов. - М.: Книжный дом « Университет», 2000. - 112 с.

  2. Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки: Проф. учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк. - М.: Просвещение, 1988. - 159.:ил.

  3. Ильин  Е.П. Умения и навыки: нерешенные  вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.

  4. Карабанов  И.А. Технология обработки древесины:  Учеб. пособие для учащихся 5 - 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995. - 191 с.: ил.

  5. Климов  Е. А. Основы психологии: Учебник  для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.

  6. Кругликов  Г.И. Методика преподавания технологии  с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

  7. Лаптев  Г.Г. Элементы графической грамоты  на уроках технического труда// Школа и производство. - 2003. - №5. - с 84 - 85

  8. Обучение  технологии в средней школе: 5 - 11 кл.: Метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - (Б-ка учителя технологии).

  9. Рубинштейн  С. Л. Бытие и сознание. Человек  и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.

  10. Сидоров  В.П. Обработка древесины в  процессе обучения технологии / Школа  и производство. -2004. -№ 3. -С. 24-26.

  11. Степанов  Б.А. технология плотничных, столярных,  стекольных и паркетных работ:  Учебник для нач. проф. образования. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003.- С. 336.

  12. Столяренко  Л. Д. Основы психологии. Ростов  н/д. Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.

  13. Столярное  дело: Учеб. пособие для 7 и 8 кл. вспом. шк. / Б.А.Журавлев, - М.: Просвещение, 1989 - 223 с.

  14. Талызина  Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

  15. Технология: Учебник для учащихся 5 класса  общеобразовательной школы (вариант  для девочек) В. Д. Симоненко,  Ю. В. Крупская и др.; Под ред.  В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2003. - 256 с.

  16. Технология. Содержание и образования: Сборник  нормативно-правовых документов  и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304с. - (Современное образование).

  17. Трудовое  обучение: Проф. учеб. пособие для 4 кл. сред. шк. / А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

  18. Тхоржевский  Д.А. Практикум по курсу «Методика  трудового обучения»: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2008 «Преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобр. школы». - М.: Просвещение, 1980. - 112с.

  19. Фридман  Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 287 с.

  20. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с 
 

  . Методические рекомендации по использованию дидактических материалов на уроках по конструированию и моделированию фартука 
 

  Целью данного параграфа является рассмотреть  наиболее эффективные формы и  приемы, позволяющие формировать  у учащихся на уроках технологии художественно-графические  умения, представить собственные  дидактические материалы для  проведения занятий по конструированию  и моделированию фартука. 

  На  изучение конструирования и моделирования  рабочей одежды программой «Технология. Обслуживающий труд» предусмотрено 6 учебных часов: 4 часа - конструирование  фартука, 2 часа - моделирование фартука. Школьницам на этих уроках необходимо усвоить такие основные теоретические сведения: виды рабочей одежды, фартуки в национальном костюме, общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий, типы линий в системе ЕСКД, правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями, понятие о масштабе, чертеже, эскизе, фигура человека и ее измерение, правила снятия мерок, понятие о форме, контрасте, симметрии и ассиметрии, использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.     На уроках предусмотрены следующие практические работы:  

  снятие  мерок и запись результатов измерений; 

  построение  чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим  меркам; 

  моделирование фартука выбранного фасона; 

  подготовка  выкройки к раскрою. 

  Для успешного формирования художественно-графических  умений на уроках по конструированию  и моделированию фартука нами поставлены следующие задачи:                                                                  

  овладение учащимися знаниями элементарных правил построения и чтения чертежа, пользования  чертежными инструментами, формирование навыков моделирования, конструирования, ознакомление с особенностями оформления чертежа;                                                                      

  развитие  у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого  воображения, фантазии, пространственного  мышления, эстетического чувства  и понимания прекрасного; 

  развитие  конструктивного мышления.             

  Для выполнения поставленных задач мы наметили основные пути их практического осуществления  через:                                                                            увлекательную манеру изложения  материала с использованием дидактических  пособий, инструкционных карт по элементам  швейного конструирования, наглядного материала; 

  дифференцированный  подход к учащимся на уроке, который  предполагает  наличие  достаточного   количества инструкционно - технологических   карт,   карточек  -  заданий,  различных по степени трудности; 

Информация о работе Формирование исследовательских умений