Формирование игровых умений в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель:
- Выявить педагогические условия формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Проблемы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе…………………….……..
6
2. История возникновения игры………………………………………. 13
3. Значение игры для всестороннего развития дошкольника……….. 16
4. Характеристика сюжетно-ролевой игры…………………………… 19
5. Педагогические уловия формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста………………
27
Заключение…………………………………………………………... 34
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

формирование игровых умений.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

        Желательно, чтобы  в группе было много конструкторов  и строительного материала, а  также бросового материала –  чтобы дети сами создавали игровую  среду и атрибуты для своих  игр. В группах старшего дошкольного  возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей. Появляются также раннее неизвестные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство» и др. По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей1.

        Важно, чтобы дошкольники ощущали себя полноправными хозяевами в своем игровой уголке. А от воспитателей требуется проявление творчества, чуткости к детской фантазии, рациональность в подборе и размещении игрового материала.

     Общение воспитателя с детьми называется активизирующим, этим подчеркивается, что детей надо побуждать к проявлению инициативы в игре.

     Вступая в активизирующее общение, воспитатель должен учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу ее совершенствования.

     Чтобы активизировать детей, педагог должен знать, какой игровой опыт надо развивать у каждого ребенка. В процессе активизирующего общения он может усложнять содержание игры, обогащать способы игрового отображения действительности, побуждать дошкольников к взаимодействию, а также развивать у них самостоятельность в игре. Воспитатель ставит конкретные задачи руководства и, активизируя детей, решает их.

     Итак, педагог должен сначала рассмотреть  особенности развития игры, исходя из них, выделить задачи педагогического  руководства, далее подобрать комплекс педагогических мероприятий, позволяющий успешно решить поставленные задачи.

     Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. 

 

Заключение

     В дошкольном детстве закладывается  основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется.

     С первого этапа возникновения  игры нужно целенаправленно ее развивать. Важным условием для развития является своевременное решение воспитателем актуальных на данный момент задач педагогического руководства. Знание таких задач позволяет целенаправленно формировать игровую деятельность.

     Воспитатель должен знать теоретические основы игры, возрастные характеристики игры, владеть методами формирования игровых умений сюжетно-ролевой игры.

     Актуальность  формирования игровых умений в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности, ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, необходимостью коррекции межличностных отношений детей средствами игровой деятельности. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что становление и развитие личности значительно предопределяется развитием ребенка в дошкольные годы. В связи с этим особую актуальностью приобретают дальнейшая разработка путей, средств, форм и методов повышения уровня общего развития дошкольников и улучшения их к подготовке к школе.

     Актуальность определяется еще и тем, что в настоящее время с появлением новых информационных технологий на дошкольников обрушился поток разнообразной информации, управлять которым взрослым не просто. С одной стороны, это имеет огромное позитивное значение, т.к. использование новых источников информации позволяет интенсивно расширить кругозор у детей. Но, с другой стороны, дети приучаются пассивно воспринимать информацию, творчески ее не перерабатывая. Поскольку игра, по мнению ученых, является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отображение интересных событий в ней приводит к тому, что происходит их осмысление, присвоение.

     В игре взрослый имеет возможность  осуществлять коррекцию поведения  дошкольников, доступно и понятно  объяснить им, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому  игра при условии грамотного руководства со стороны педагога может превратиться в мощное средство развития современного ребенка.

     В дошкольной педагогике существуют различные  подходы к руководству детской  игрой. Одним из перспективных направлений  является методика комплексного руководства игрой. Комплексное руководство игрой включает четыре взаимосвязанных общим содержанием компонента: ознакомление детей с окружающим миром, обогащение игрового опыта, организацию предметно-игровой среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.

     Игра  формирует психические новообразования, в игре зарождаются новые виды деятельности. Однако для возрождения игры в дошкольном образовательном учреждении одних педагогических разработок не достаточно. Необходимо практически апробировать условия, методы работы с детьми и их родителями.

 

     Список  литературы:

  1. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. – 350 с.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 9-е изд.. доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 416 с.
  3. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160 с.
  4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
  5. Менджерицкая Д. В.. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2005 – 422 с.
  6. Методические рекомендации к « Программа воспитания и обучения в детском саду»/Под. ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - 2-изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-344 с.
  7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.. Как играть с ребенком. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
  8. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. Ы. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.-208 с.
  10. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.-176 с.
  11. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. - ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с.
  13. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/Под. ред. Запорожца А. В. – М., 2006.-342 с.
  14. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 2006.-204 c.

Информация о работе Формирование игровых умений в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста