Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:04, курсовая работа
Цель:
- Выявить педагогические условия формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………… 3
1. Проблемы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе…………………….……..
6
2. История возникновения игры………………………………………. 13
3. Значение игры для всестороннего развития дошкольника……….. 16
4. Характеристика сюжетно-ролевой игры…………………………… 19
5. Педагогические уловия формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста………………
27
Заключение…………………………………………………………... 34
Список литературы………………
Департамент образования города Москвы
ГБОУ
СПО Педагогический колледж №4
Курсовая
работа
Формирование
игровых умений в
сюжетно-ролевых играх
детей дошкольного возраста
Иванова Галина
Константиновна
Специальность №050704 Дошкольное образование Курс 5, группа №
56 Руководитель Семенова Галина Владимировна |
Москва, 2011
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. | Проблемы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе…………………….…….. | 6 |
2. | История возникновения игры………………………………………. | 13 |
3. | Значение игры для всестороннего развития дошкольника……….. | 16 |
4. | Характеристика сюжетно-ролевой игры…………………………… | 19 |
5. | Педагогические уловия формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста……………… | 27 |
Заключение…………………………………………………… |
34 | |
Список литературы…………………………………………………. |
36 |
Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - это особенный период развития ребёнка, в течение которого возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это проявляется в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Одним из эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста является игра. Для дошкольного периода игровая деятельность является ведущей. Органически соединяясь с трудом и обучением, она в наибольшей мере способствует всестороннему развитию ребенка.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются в наибольшей степени не в ходе общения со взрослыми, а в ходе игровой деятельности, в частности, благодаря сюжетно-ролевой игре.
Приступая к созданию советской системы дошкольного воспитания в 20-е годы и разрабатывая формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, Д. В. Менджерицкая, З. М. Богуславская рассматривали игру как форму организации жизни детей и важное средство воспитания.
Основные положения известных педагогов нашли дальнейшее развитие в исследованиях Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой. Проблему развития игровой деятельности также рассматривали такие педагоги и психологи, как Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. С. Спиваковская и другие. В их работах рассматриваются различные аспекты развития сюжетно-ролевой игры и ее влияние на жизнедеятельность дошкольника. Однако анализ работы дошкольных учреждений и периодической печати показывает, что в массовой воспитательной практике детская игра как особая форма деятельности ребенка, как основной метод воспитания недооценивается и в должной мере не используется.
Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка обуславливает необходимость дополнительного исследования и систематизации сведений об этом феномене.
Актуальность темы определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения определенного круга занятий, особенно в старшем дошкольном возрасте. Также актуальность обусловлена необходимостью коррекции межличностных отношений детей средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.
Игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста, основным средством его всестороннего развития.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что становление и развитие личности значительно предопределяется развитием ребенка в дошкольные годы. В связи с этим особую актуальность приобретают дальнейшая разработка путей, средств, форм и методов повышения уровня общего развития дошкольников и улучшения их подготовки к школе.
Педагог
должен знать, что именно игра удовлетворяет
основные потребности ребенка
Игра
формирует психические
Все это способствует выбору темы работы.
Цель:
- Выявить
педагогические условия
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Метод исследования:
- Метод теоретического поиска.
1. Проблемы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе
В
отечественной психолого-
Д. Б. Эльконин, отечественный психолог, подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека".
На протяжении своего развития ребенок постоянно "овладевает" взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого. Ложкой можно попробовать что-то делать (бросать, стучать и пр.), а со взрослым уже не попробуешь... Если что-то плохо сделал, - значит, это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д. Б. Эльконина.
Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.
В коллективной форме сюжетно-ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий (оно - для другого человека) - в этом, по мнению Д.Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.
В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия формирования произвольного поведения, которая продолжается в школьном возрасте.
Итак,
сюжетно-ролевая игра - это деятельность
по ориентации в смыслах человеческой
деятельности. Она ориентировочная по
своему существу. Именно поэтому она и
выносит ребенка на девятый вал его развития
и становится ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте1.
Изучение
детской игры претерпевало на протяжении
истории педагогически
А. Н. Леонтьев, описывал процесс возникновения детской ролевой игры как разрешение противоречия между потребностью в предметной деятельности и степенью развития умений и операций предметной деятельности. Ребенок хочет сам выполнять действия, наблюдаемые им в мире взрослых, но не может осуществить эти действия, так как не обладает соответствующими операциями. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно игре.
Д. В. Менджерицкая, отечественный педагог, расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых: во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства; во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации; в-третьих, развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла; в-четвертых, появление в старшем возрасте плана хотя схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры; в-пятых, усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту1.
Информация о работе Формирование игровых умений в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста