Формирование гуманизма у учащихся средне профессиональных учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию гуманизма, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.
Объект исследования – является процесс формирования ценностей современных учеников.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизма в образовательной среде,
- провести экспериментальное исследование уровня сформированности гуманистической позиции подростков

Содержание

Введение
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизма в образовательной среде
1.1 Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
1.2 Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию уровня гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений
2.1 Выявление уровня сфорсированности гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений
2.2 Содержание работы по повышению уровня гуманистических качеств среди учащихся средне специальных учебных заведений
2.3 Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников
Список используемой литературы:
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

Формирование гуманизма у учащихся СПО (Черемисин)03.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     Европейский гуманизм эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) рождался из сложного симбиоза античной и христианской культур, и оно  составило одну из наиболее впечатляющих страниц истории европейской культуры. Возрождение (франц. – Renaissance, Ренессанс) началось раньше всего в Италии (в 30-е годы XIV века), а затем получило свое распространение по всей Европе и достигло даже Византийской империи.

     Гуманисты выразили требование исторической ситуации: рождение человека активного, предприимчивого, инициативного, способного самостоятельно выковать свою судьбу, не полагаясь на провидение Господа. Человек обучался науке жить по своему собственному разумению.

     В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Линакр, Колет. Развитие гуманистических идей в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478 – 1535), автора «Утопии». Огромную роль в развитии гуманистического мировоззрения в Англии сыграло творчество величайшего драматурга и поэта Вильяма Шекспира (1564 – 1616). Своеобразие и многосторонность шекспировского гуманизма, его подход к человеку как к существу, сотканному из развивающихся, динамических противоречий, позволяют характеризовать Шекспира как глубоко самобытного, гениального мыслителя, занимающего почетное место среди философов Ренессанса.

     Во  Франции гуманистическое движение стало распространяться лишь в начале XVI века. Здесь важнейшими стали темы величия человеческого разума и антиклерикальные мотивы. Мишель Энкейм де Монтень (1533 – 1592) – автор одной из самых мудрых книг мировой литературы – «Опыты». Следуя идеалам стоицизма и вдохновляясь примером Сократа, Монтень учит человека терпеть невзгоды, превозмогать страдания, преодолевать страх перед смертью. Согласно Монтеню, человек, не способный управлять даже собой, жаждет управлять Вселенной. Это обнаруживает его суетность и тщеславие. Только честно относясь к самому себе, он может достойно выполнить свое человеческое предназначение. Не отрицая бытия Бога, Монтень считал невозможным познать Бога слабым человеческим умом и отрицал теологию как ложную науку, закабаляющую разум человека. Так на первый план его рассуждений постепенно выходят идеи скептицизма и рационализма. «Философствовать – значит сомневаться», – эти слова М. Монтеня могут считаться эстафетой, переданной Возрождением скептикам и рационалистам Нового времени.

     Эпоха Возрождения сменилась эпохой Реформации, радикально изменившей облик всей Европы. Антропоцентрические представления были существенно подорваны, а науки о человеке, гуманистическая книжная ученость были отодвинуты на второй план. Но интерес к идее человека, ее поиски не прекратились.

     Новый этап в развитии социальной составляющей гуманизма начался с философии Карла Маркса (1818 – 1883). Его взгляды во многом претерпевали изменения. Философия молодого Маркса содержит в себе ярко выраженную тенденцию поиска подлинной, гуманистической сущности человека, так же как и социальных путей преодоления отчуждения, и в итоге – достижения коммунизма как практического, реального гуманизма, мира подлинной социальной справедливости («Экономическо-философские рукописи 1844 года»). Его теория человека вырастает из светского, нерелигиозного понимания природы индивида: и человек, и мир имеют естественное происхождение. Их бытие исчерпывается этим материальным миром и не имеет продолжения в мире потустороннем. Представления Маркса о человеке – одно из ранних описаний и невольная апология «омассовления» культуры и человека, превращения человека в «колесико и винтик» общественного механизма.

     Поиск социально значимых форм выражения  гуманизма начался уже с начала ХХ века. Он был подстегнут ужасами  первой мировой войны, заставившей международное сообщество задуматься о выработке хотя бы каких-то относительно гуманных правил международных отношений. Лига Наций была первым, хотя и неудачным, опытом оформить некоторые базовые принципы гуманизма, общечеловеческих правил общежития в виде международного права и международного института.

     Крупнейшей  вехой на пути осмысления и юридического признания базовых принципов  светского гуманизма стала Всеобщая декларация прав человека, принятая на Генеральной Ассамблее Организации  объединенных наций в 1948 году. Первые слова этого документа гласят: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира… Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека…»

     В 1933 году большая группа ученых и  видных общественных деятелей Европы и США подписала «Гуманистический Манифест I», в котором говорилось о необходимости существенной ценностной переориентации общества на основе здравого смысла, принципов демократии и социально ориентированной экономической политики. В его пятнадцати пунктах утверждались идеи несотворенности Вселенной, естественного происхождения человека в результате эволюционного процесса, отвергался принцип дуализма души и тела; религия и в целом культура признавались продуктами социального развития человечества и его взаимодействия с природой. «…Природа универсума, как она представляется современной науке, – отмечалось в этом документе, – не дает какого бы то ни было сверхъестественного или космического обоснования человеческих ценностей». «Гуманистический Манифест I» объявлял несостоятельным общество, ориентированное на прибыль, и ратовал за установление «социально ориентированного коллективного экономического порядка».

     В 80-е гг. международное гуманистическое  движение уточнило и дополнило свою мировоззренческую платформу «Декларацией светского гуманизма» (1980) и «Декларацией взаимной зависимости» (1988). В первой из них подчеркивалось принципиальное различие между религией и светским гуманизмом, что отражало общую тенденцию преобладающего большинства гуманистических организаций (коих к этому времени на всех континентах планеты насчитывалось сотни) утвердить самостоятельный философский, нравственный и гражданский статус гуманизма. Представители этого направления отстаивали тезис о том, что светский гуманизм представляет собой комплекс моральных и научных ценностей, которые не могут быть приравнены к религиозной вере.

     К концу ХХ века гуманизм как общественное явление превратился в высоко значимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества, выражающим волю людей к достойному выживанию и решимости мужественно встречать и отвечать на вызовы будущего.

   2. Опытно-экспериментальная  работа по исследованию  уровня гуманизма  у учащихся средне  специальных учебных  заведений

   2.1 Выявление уровня сфорсированности гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений

 

     I этап (констатирующий эксперимент) выявление уровня сформированности гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений.

     Опытно-экспериментальная  работа была проведена на Омского авиационного колледжа им. Н.Е. Жуковского. В исследовании принимали участие студенты группы –ПР-23 (25 человек). 

     Цель  констатирующего эксперимента - исследование отношения к гуманизму среди  учащихся.

     Задачи  констатирующего эксперимента:

     - изучить отношение к проявлениям  гуманизма у подростков;

     - выявить уровень сформированности  гуманизма.

     Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить  задачи, нами было проведено анкетирование  учащихся. Для этой цели мы использовали опросник М. Рокича «ценностные ориентации», основанный на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке,. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Образец опросника можно увидеть в приложении 1. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

     Обработка полученных результатов проводилась  по каждой ценности отдельно для всех участников; Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний – группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов, где средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число учащихся данной группы.

     Мы  выделили основными следующие ценности: любовь, счастливая семейная жизнь, счастье  других, терпимость, широта взглядов, чуткость именно на них мы будем обращать внимание, оценивая результаты исследования.

     Средний балл по каждой из предложенных ценностей  ни у одной из них не составил больше 4,6. самыми «популярными» терминальными ценностями оказались: любовь (4,6), свобода (6,8), счастливая семейная жизнь (7), ответственность (7,5), наличие хороших и верных друзей (7,6). Среди инструментальных ценностей среди первых были выбраны: независимость (6), широта взглядов (7), воспитанность (7,3), жизнерадостность (7,7), честность (7,8).

     Среди выбранных нами в качестве главных  ценностей, «места» распределились так: любовь - 4,6, счастливая семейная жизнь - 7, счастье других - 15, терпимость - 9,3, широта взглядов - 7, чуткость - 10,75.

     Что означает, что в списке ценностей  в среднем по группе, большая часть этих ценностей находятся не на первых местах.

 

   2.2 Содержание работы  по повышению уровня  гуманистических  качеств среди  учащихся средне  специальных учебных  заведений

     II этап Формирующий.

     Цель  формирующего эксперимента – провести коррекцию уровня гуманистических  качеств в позитивную сторону.

     Задачи  формирующего эксперимента:

     - разработать программу Тренинга  «Гуманистическое отношение к  жизни»;

     - провести девять занятий по  программе тренинга «гуманистическое  отношение подростка к окружающему  миру» с группой подростков, учащихся в группе ПР-23. Группа составила 25 человек: 6 девушек, 19 юношей.

     Цель  программы — способствовать установлению и развитию позитивного отношения  подростка к гуманистическим  качествам, сформировать некоторые  из них.

     Программа тренинга «гуманистическое отношение подростка к окружающему миру»:

     Занятие 1. Знакомство.

     Цели: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение  ожиданий и опасений подростка. Общая  ориентация в проблемах семьи.

     Занятие 2 «уважение».

     Цель: знакомство с понятием «уважение», сплочение группы в процессе групповой работы. Формирование уважения к окружающему миру и к себе.

     Занятие 3 Конфликты

     Цели: определение способов разрешения конфликтных  ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).

     Занятие 4 «сплоченность членов группы»

     Цели: сплочение группы в процессе работы, оценка сплоченности коллектива.

     Занятие 5 Толерантность: что это?

     Цель: ознакомить подростков с понятием «толерантность»; дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать понятия многоаспектность «толерантность».

     Занятие 6 «понимание членов группы, доверие  в группе»

     Цели: формирование доверительных отношений  в группе, положительного отношения к окружающему миру.

     Занятие 7 «познакомить участников с основными чертами толерантности»

     Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами  толерантной и интолерантной  личности.

     Занятие 8 «чего я хочу?»

     Цель: развитие способности к самоопределению  жизненных целей и определение  необходимых качеств для их достижения.

     Занятие 9. Заключительное

     Цели: обсуждение семейных заповедей, получение  обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

     Основные блоки программы: информационный и развивающий.

     Информационный  блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится  донести ведущий до участников тренинга.

     Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия подростка с родителями, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознании.

Информация о работе Формирование гуманизма у учащихся средне профессиональных учебных заведений