Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:27, курсовая работа
Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию гуманизма, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.
Объект исследования – является процесс формирования ценностей современных учеников.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизма в образовательной среде,
- провести экспериментальное исследование уровня сформированности гуманистической позиции подростков
Введение
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизма в образовательной среде
1.1 Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
1.2 Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию уровня гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений
2.1 Выявление уровня сфорсированности гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений
2.2 Содержание работы по повышению уровня гуманистических качеств среди учащихся средне специальных учебных заведений
2.3 Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников
Список используемой литературы:
Приложение 1
Европейский гуманизм эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) рождался из сложного симбиоза античной и христианской культур, и оно составило одну из наиболее впечатляющих страниц истории европейской культуры. Возрождение (франц. – Renaissance, Ренессанс) началось раньше всего в Италии (в 30-е годы XIV века), а затем получило свое распространение по всей Европе и достигло даже Византийской империи.
Гуманисты выразили требование исторической ситуации: рождение человека активного, предприимчивого, инициативного, способного самостоятельно выковать свою судьбу, не полагаясь на провидение Господа. Человек обучался науке жить по своему собственному разумению.
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Линакр, Колет. Развитие гуманистических идей в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478 – 1535), автора «Утопии». Огромную роль в развитии гуманистического мировоззрения в Англии сыграло творчество величайшего драматурга и поэта Вильяма Шекспира (1564 – 1616). Своеобразие и многосторонность шекспировского гуманизма, его подход к человеку как к существу, сотканному из развивающихся, динамических противоречий, позволяют характеризовать Шекспира как глубоко самобытного, гениального мыслителя, занимающего почетное место среди философов Ренессанса.
Во
Франции гуманистическое
Эпоха Возрождения сменилась эпохой Реформации, радикально изменившей облик всей Европы. Антропоцентрические представления были существенно подорваны, а науки о человеке, гуманистическая книжная ученость были отодвинуты на второй план. Но интерес к идее человека, ее поиски не прекратились.
Новый этап в развитии социальной составляющей гуманизма начался с философии Карла Маркса (1818 – 1883). Его взгляды во многом претерпевали изменения. Философия молодого Маркса содержит в себе ярко выраженную тенденцию поиска подлинной, гуманистической сущности человека, так же как и социальных путей преодоления отчуждения, и в итоге – достижения коммунизма как практического, реального гуманизма, мира подлинной социальной справедливости («Экономическо-философские рукописи 1844 года»). Его теория человека вырастает из светского, нерелигиозного понимания природы индивида: и человек, и мир имеют естественное происхождение. Их бытие исчерпывается этим материальным миром и не имеет продолжения в мире потустороннем. Представления Маркса о человеке – одно из ранних описаний и невольная апология «омассовления» культуры и человека, превращения человека в «колесико и винтик» общественного механизма.
Поиск социально значимых форм выражения гуманизма начался уже с начала ХХ века. Он был подстегнут ужасами первой мировой войны, заставившей международное сообщество задуматься о выработке хотя бы каких-то относительно гуманных правил международных отношений. Лига Наций была первым, хотя и неудачным, опытом оформить некоторые базовые принципы гуманизма, общечеловеческих правил общежития в виде международного права и международного института.
Крупнейшей
вехой на пути осмысления и юридического
признания базовых принципов
светского гуманизма стала
В
1933 году большая группа ученых и
видных общественных деятелей Европы
и США подписала «
В
80-е гг. международное гуманистическое
движение уточнило и дополнило свою
мировоззренческую платформу «
К концу ХХ века гуманизм как общественное явление превратился в высоко значимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества, выражающим волю людей к достойному выживанию и решимости мужественно встречать и отвечать на вызовы будущего.
I этап (констатирующий эксперимент) выявление уровня сформированности гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений.
Опытно-экспериментальная
работа была проведена на Омского авиационного
колледжа им. Н.Е. Жуковского. В исследовании
принимали участие студенты группы –ПР-23
(25 человек).
Цель констатирующего эксперимента - исследование отношения к гуманизму среди учащихся.
Задачи констатирующего эксперимента:
-
изучить отношение к
-
выявить уровень
Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено анкетирование учащихся. Для этой цели мы использовали опросник М. Рокича «ценностные ориентации», основанный на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке,. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Образец опросника можно увидеть в приложении 1. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.
Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний – группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов, где средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число учащихся данной группы.
Мы выделили основными следующие ценности: любовь, счастливая семейная жизнь, счастье других, терпимость, широта взглядов, чуткость именно на них мы будем обращать внимание, оценивая результаты исследования.
Средний балл по каждой из предложенных ценностей ни у одной из них не составил больше 4,6. самыми «популярными» терминальными ценностями оказались: любовь (4,6), свобода (6,8), счастливая семейная жизнь (7), ответственность (7,5), наличие хороших и верных друзей (7,6). Среди инструментальных ценностей среди первых были выбраны: независимость (6), широта взглядов (7), воспитанность (7,3), жизнерадостность (7,7), честность (7,8).
Среди выбранных нами в качестве главных ценностей, «места» распределились так: любовь - 4,6, счастливая семейная жизнь - 7, счастье других - 15, терпимость - 9,3, широта взглядов - 7, чуткость - 10,75.
Что означает, что в списке ценностей в среднем по группе, большая часть этих ценностей находятся не на первых местах.
II этап Формирующий.
Цель формирующего эксперимента – провести коррекцию уровня гуманистических качеств в позитивную сторону.
Задачи формирующего эксперимента:
-
разработать программу
-
провести девять занятий по
программе тренинга «
Цель программы — способствовать установлению и развитию позитивного отношения подростка к гуманистическим качествам, сформировать некоторые из них.
Программа тренинга «гуманистическое отношение подростка к окружающему миру»:
Занятие 1. Знакомство.
Цели: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка. Общая ориентация в проблемах семьи.
Занятие 2 «уважение».
Цель: знакомство с понятием «уважение», сплочение группы в процессе групповой работы. Формирование уважения к окружающему миру и к себе.
Занятие 3 Конфликты
Цели: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).
Занятие 4 «сплоченность членов группы»
Цели: сплочение группы в процессе работы, оценка сплоченности коллектива.
Занятие 5 Толерантность: что это?
Цель: ознакомить подростков с понятием «толерантность»; дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать понятия многоаспектность «толерантность».
Занятие 6 «понимание членов группы, доверие в группе»
Цели: формирование доверительных отношений в группе, положительного отношения к окружающему миру.
Занятие 7 «познакомить участников с основными чертами толерантности»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Занятие 8 «чего я хочу?»
Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.
Занятие 9. Заключительное
Цели: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.
Основные блоки программы: информационный и развивающий.
Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга.
Развивающий
блок программы состоит в
Информация о работе Формирование гуманизма у учащихся средне профессиональных учебных заведений