Формирование гуманизма у учащихся средне профессиональных учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию гуманизма, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.
Объект исследования – является процесс формирования ценностей современных учеников.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизма в образовательной среде,
- провести экспериментальное исследование уровня сформированности гуманистической позиции подростков

Содержание

Введение
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизма в образовательной среде
1.1 Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
1.2 Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию уровня гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений
2.1 Выявление уровня сфорсированности гуманизма у учащихся средне специальных учебных заведений
2.2 Содержание работы по повышению уровня гуманистических качеств среди учащихся средне специальных учебных заведений
2.3 Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников
Список используемой литературы:
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

Формирование гуманизма у учащихся СПО (Черемисин)03.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования «Омский государственный  аграрный университет»

     Кафедра социологии, политологии, психологии и  педагогики 

     Черемисин Александр Юрьевич,

     студент 301 гр. факультета математических и общих естественно

   научных дисциплин, специальность «Профессиональное  образование:

   информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  методике воспитательной работы на тему: 

   Формирование  гуманизма у учащихся средне профессиональных учебных заведений.  
 

Проверил: Артемьева О.Н. 
 
 

   Омск  2011 
 

Оглавление 

 

   Введение

 

     Существенные  изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными.

     Это выражается в увлечении человечества научно-техническим прогрессом, развитием  технического потенциала и, как следствие, в порождении технократического мышления, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, цели над смыслом, техники над общечеловеческими ценностями. В нашей стране сложившаяся ситуация усложняется переходным состоянием общества, что обуславливает затруднительное положение экономики, образования и других сфер жизнедеятельности.

     Люди  поставлены в экстремальные условия  выживания, т.е. основные их силы направлены на зарабатывание денег в ущерб  психическому здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия по отношению к окружающему миру.

     Актуальность  заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.

     Студенты должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.

     Подтверждением  этому служат многочисленные обращения  ученых (Г.М. Андреевой, Ю.В. Васильевой, СВ. Дармодехина, О.Л. Зверевой, Т.А. Куликовой, Е.Н. Сорочинской, П.П. Пивненко, А.В. Мудрика) к проблемам формирования гуманизма у взрослых людей и подростков. Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран стремятся решить данную проблему, является деятельность в образовательной среде и семейное воспитание.

     Дети  и подростки ещё только приобретают  жизненные ориентиры, осваивают  окружающую действительность, познают  самого себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми. Взрослые, в свою очередь, навязывают подросткам уже готовые знания об окружающем мир, подростки их не принимают, так как эти знания не приобретены ими в практической деятельности.

     Выявленные  противоречия, актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, недостаточность  ее теоретической и практической разработанности определили тему данной работы: «Формирование гуманизма у учащихся в среднее профессиональных заведениях».

     Цель  работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию гуманизма, адаптированного  для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.

     Объект  исследования – является процесс  формирования ценностей современных  учеников.

     Задачи:

     - проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме гуманизма  в образовательной среде,

     - провести экспериментальное исследование уровня сформированности гуманистической позиции подростков,

     Гипотеза  исследования основана на предположении, что процесс воспитания гуманистической  позиции у учеников будет успешным, если: гуманистическое воспитание в средне профессиональном образовании выступит как базовый компонент формирования гуманистических ценностей у подростков.

 

   1. Анализ психолого-педагогической  литературы по  проблеме гуманизма  в образовательной  среде

   1.1 Возрастные особенности  формирования личности  подростков и юношества

     Границы подросткового возраста примерно совпадают  с обучением на 1 - 3 курсах средне профессионального учебного заведения. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

     Пусковым  механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу  созревания организма. Его перестройка  начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка «скачок в росте» и половое созревание. Перестройка в эндокринной системе часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Несмотря на значительные внешние изменения, происходящие в этом возрасте, говорить об окончательном формировании взрослого организма преждевременно, т.к. наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, приводящая нередко к дисгармоничному типу развития, сопровождающемуся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Неравномерность роста и главным образом непропорциональность развития костей и мышц приводит к известной неуклюжести, угловатости, характеризующей подростков. Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостриться в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающегося внимания к собственной внешности.

     Серьёзные изменения претерпевают отношения  подростка со взрослыми (родителями, педагогами). Свои претензии на новые права подросток, прежде всего, распространяет на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они и не всегда достаточно разумны и зрелы, проявляет обострённое чувство собственного достоинства. Формирование личности подростка процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым.

     Юность  в возрастной психологии обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Это весьма значительный период в жизни человека, связанный с завершением физического развития, выходом на определённую ступень индивидуального развития и приобретением социального статуса взрослого человека, расширением прав и обязанностей.

     Начальный период – ранняя юность (15 – 18 лет). Многие авторы считают переломным пятнадцатилетие, сущность которого выразить в единой формуле невозможно, так как основная его особенность состоит в  быстром нарастании индивидуальности. Внешняя монолитность подросткового возраста с его приверженностью норме начинает расслаиваться, идёт формирование новых общностей, объединяющих молодых людей уже не по формальным признакам (школьный класс, учебная группа, кружок и т.п.)

     Юность  – время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно сообразовывать своё поведение – всё это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Речь идёт не только о познании собственных качеств, освоении новых систем отношений, учёте оценки, которую тебе дают другие, но и о становлении определённого мироощущения, формировании мировоззрения. Однако так как в ранней юности сохраняется в целом такая же ситуация развития, что и в подростковом возрасте, остаются условия для трудностей и конфликтов. В процессе самоопределения особенно глубокую перестройку претерпевают системы отношений, и в первую очередь это касается отношений с родителями. Нарождающееся чувство взрослости ведёт к необходимости освободиться от сковывающей опеки родителей, перестроить отношения с ними на основе равенства. Возникающий при этом достаточно часто конфликт некоторыми исследователями абсолютизируется и рассматривается как неизбежный «бунт» юности, вызывающий «конфликт поколений». Взаимоотношения же отцов и детей зависят от целого ряда социальных и психологических условий, и конфликт не является неизбежным. Возникновение психологического барьера между детьми и родителями во многом зависит от того, как последние понимают смысл юношеского стремления к автономии и в какой мере понимают его.

 

   1.2 Историческое развитие  гуманизма, основы  современного гуманизма

 

     Гуманность  или человечность – одно из основных жизнепроявлений человека. Это качество возникало и развивалось на самых  ранних этапах человеческой истории, надо полагать, едва ли не вместе с превращением гоминид – в Homo sapiens, стада – в общество. Свидетельства его древности сохранили и языки, и памятники искусства; оно получило свое выражение в первых, стихийно слагавшихся правилах морального, социально одобряемого поведения.

     В современной философии и культурологии  нет однозначного понимания слова  «гуманизм». Чаще всего под гуманизмом понимают комплекс идей, связанных  с признанием человека высшей ценностью, с защитой его фундаментальных  прав и свобод, утверждением его творческого и созидательного предназначения в мире. О гуманизме в узком смысле говорят, характеризуя эпоху Возрождения. Вновь открыв для себя античное наследие, люди в то время стали приходить к сознанию, что человек не только «раб божий», но обладает и собственной ценностью. Мерой гуманизма при таком его понимании все более становилась мера свободы человека, его самостоятельности перед лицом как естественных стихий, так и перед ликом божества. Характерной чертой западноевропейского гуманизма является освоение и отстаивание все больших и больших человеческих возможностей, все большей и большей свободы человека перед лицом природы, богов и государства.

     Темой гуманизма были озабочены философы древнего Китая, Греции и более поздних  цивилизаций. наиболее проницательными в осмыслении человечности человека оказались греческие мудрецы-философы. Те их отрывочные высказывания и поучения, что дошли до нас в цитатах из глубокой древности, вполне позволяют воссоздать ту атмосферу любви к истине и человеку, в которой они жили.

     На  вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ отвечал: «Того, у кого честный  образ мысли и острый ум». Он утверждал, что красота, разум и добро  – человеческие качества – превыше  богов («Существует только один бог  – знания, и только один дьявол – невежество», «Кто мудр, тот и добр»). Это подлинные сокровища человеческой души, но люди их не ценят, ибо не знают самих себя и потому слепы и беспомощны в мире, позволяют ложным ценностям связывать себя и порабощать: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» («которые мне не нужны»). Искать следует лишь того, что дарует человеку свободу и независимость. Сам Сократ бежал ото всего, что может их отнять.

     Все учение Сократа пронизано любовью  к человеку. Способствуя пробуждению  человечности в человеке, Сократ исключительно ярко сумел выразить гуманистический подход к пониманию человеческой жизни.

     Платон (428 – 347 гг. до н. э.) известен как автор  идеи эфемерности земных вещей, являющихся отражениями трансцендентных (идеальных  и потусторонних) вещей, «идей». Для нас наибольший интерес будет представлять та часть платоновского учения, где он рассуждает о реальных земных ценностях – человеческих добродетелях и качествах, помогающих человеку в жизни («С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти»). Это «Апология Сократа» (о справедливости и долге), «Пир» (о любви), «Хармид» (о благоразумии), «Эвтифрон» (о благочестии), «Лахет» (о мужестве), «Горгий» (критика софистической морали и восхваление сократовского метода), «Гиппий Меньший» (о несправедливости и лжи). Платон предложил одну из первых классификаций добродетелей. Высшими из них он считал мудрость, достоинство, справедливость и умеренность. Выбрать верную шкалу предпочтений – задача мудреца, ведущего «блаженную жизнь», то есть такую жизнь, которая вмещает в себя и духовные, и физические измерения. В связи с этим у Платона возникает понятие «смешанная блаженная жизнь». Это не приятная жизнь гедонистов, а максимальное приближение к высшей ценности – Богу как абсолютному критерию счастливой жизни. Ему принадлежат многие реалистичные и здравые афоризмы, например: «Разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?». Проблеме воспитания подрастающего поколения Платон также уделял внимание. Он учил, что детям нужно завещать не золото, а наибольшую совестливость.

Информация о работе Формирование гуманизма у учащихся средне профессиональных учебных заведений