Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:40, курсовая работа
Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания).
Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Словосочетание как единица синтаксиса……………………………6
2.Особенности овладения грамматическим строем речи
в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11
3. Основные направления формирования грамматического
строя речи…………………………………………………………………18
Выводы……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………28
Теоретическое
обоснование проблемы: «Формирование
грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня»
План:
Введение…………………………………………………………
1. Словосочетание
как единица синтаксиса…………………
2.Особенности овладения грамматическим строем речи
в онтогенезе и при
3. Основные
направления формирования
строя
речи…………………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………28
Введение
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. [8;с26]
Известно, что благодаря зонам, которые составлены третичными полями коры мозга, уровень которых обозначается, как языковой, ребенок овладевает сложно-построенной речью, чтением, письмом, понимает переносные значения слов, синонимы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток символического уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За словарь ответственны височные доли вначале обоих полушарий, а затем все более и более - левого. За усвоение и использование морфологических правил – теменные доли. Синтаксис – прерогатива заднелобных долей мозга, преимущественно в левом полушарии. [5; с8]
Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР).
Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.
Вместе
с тем, поиск наиболее эффективных
путей преодоления данного
В данной работе при изучении грамматического строя речи наибольшее внимание нами будет уделено синтаксису, а в частности, выявление характера сформированности умения составлять словосочетания у детей с общим недоразвитием речи. Становится необходимой разработка теоретического обоснования включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений использования слов в составе словосочетания и предложения. [8; с. 58]
Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания).
Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть подходы различных исследователей к определению сущности словосочетания.
3.
Определить закономерности и
специфику овладения
4.
Наметить методику
Гипотеза: Формирование умения составлять словосочетания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
1. Учет структуры дефекта.
2. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.
3. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи.
4.
Разнообразие используемых
На данном этапе нами использовался такой метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
1.Словосочетание
как единица
синтаксиса
Существует
несколько определений
Словосочетание - такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других. .[ 15; с 274]
Словосочетание – это непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности. [17; с.281]
Таким образом, можно заметить, что в отличие от первых двух определений словосочетания, в этом определении происходит уточнение о количестве слов в словосочетании, объединение которых основано на подчинительной связи.
Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. [13; с284]
В учебнике Шанского Н.М., Иванова И.И. [24; с 64] дается следующее определение: «словосочетание – это грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной непредикативной связи знаменательных слов. Между ними имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные синтаксические отношения. Кроме них отмечаются еще субъектные и комплетивные отношения.»
В данном определении делается акцент на смысловое объединение слов и отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные и обстоятельственные).
Атрибутивные
отношения есть в том словосочетании,
в котором главное слово
Объектные синтаксические отношения - это те отношения, где зависимое слово обозначает предмет, на который переходит действие либо к которому направлено, адресовано действие, состояние, признак названный главным словом. Словосочетания с объективными отношениями между компонентами представлены двумя семантическими моделями:
1. действие и предмет или лицо, по отношению к которому оно проявляется : печатать книгу, приобретение пособий, рассказы о подвигах;
2. признак и предмет или лицо, по отношению к которому оно отправляется : склонность к анализу, крепче стали, слегка сладкий.
Обстоятельственные синтаксические отношения имеются в тех словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает качество, образ, способ действия, степень либо меру действия или признака, место, время, причину, цель, условие действия, состояния или проявления признака они представлены:
1.
моделью с определительно-
2.
моделями с собственно
При
выделении в предложении
Субъективные отношения свойственны словосочетаниям, в которых грамматически господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя действия: рассказ преподавателя, доброта матери. Основанием для выделения словосочетаний с такими отношениями в отдельную группу является то, что они соотносительны не с глагольными, а с предикативными сочетаниями: их зависимая словоформа может быть преобразована в независимую именительную предикативную основу.
Комплетивные отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью спаянности компонентов. В большинстве случаев такие единицы выступают как синтаксически нечленимые словосочетания, так как главный компонент в виду его смысловой недостаточности или неопределенности не может, употребляется без распространителя в строго определенной форме : стая уток, стакан воды, стать героем . [19; с. 179] .
На основу грамматического значения словосочетания довольно часто наслаивается дополнительное значение. Так определительные отношения в словосочетаниях, образуемых конкретно – предметами существительными с зависимыми несогласуемыми словосочетаниями, осложняется объективными или обстоятельственными оттенками значений. И наоборот, объективные или обстоятельственные отношения в словосочетаниях, образованные отглагольными существительными, под влиянием их предметного значения осложняются определительными отношениями. . [18; с.284 ]
Словосочетания как речевые образования и как лежащие в их основе единицы языка – структурные системы – по характеру синтаксической связи делятся на два типа сочинительные и подчинительные. [23; с. 276]
Сочинительные словосочетания представляют собой соединения однофункциональных форм слов на основе сочинительной связи. Их общая формула – форма слова и однофункциональная ей и связанная с ней сочинительной связью форма другого слова.
Подчинительные словосочетания представляют собой основанные на подчинительной связи соединения слова ( главный компонент ).
С определенной формой слова (зависимый компонент). Общая формула подчинительных словосочетаний – слово и связанная с ним подчинительной связью форма другого слова . [17; с. 410 ]
В предложении используются оба вида связи - сочинение и подчинение, в словосочетании только подчинительная связь. Розенталь Д.Э., МаловицкийЛ.Я., Валгина Н.С., Шахматов А.А. и Шанский Н.М. выделяют следующие виды подчинительной связи : согласование, управление и примыкание.[ 15; с289 ]
Согласование – это такая связь, при которой формы зависимого имени прилагательного или другого слова, совпадающего по форме с прилагательным, реже – имени существительного уподобляются формам главного слова. При согласовании связь выражается окончаниями: бессмертный подвиг, бессмертная идея. Изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова: бессмертного подвига, бессмертному подвигу, бессмертным подвигом.
Согласование бывает двух видов полное и неполное.
Полное согласование – это такая связь, при которой все возможности уподобления форм одного слова формам другого слова исчерпаны. ( глубокое ущелье, город- новостройка). Подчинительное слово подчиняет все формы подчиняющего слова . [ 16; с.301]