Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:32, реферат
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии . С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из “натуральных” (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать “культурными”, то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.
Введение
Глава1.
§1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
§1.2. Сущностные основы грамматики.
Выводы.
Глава 2.
§2.1. Этапы работы над грамматическим материалом на начальномэтапе обучения английскому языку.
§ 2.2. Применение игр при обучении грамматике на начальном этапе обучения английскому языку.
Выводы.
Заключение.
Формирование
грамматических навыков при помощи игр
на начальном этапе обучения английскому
языку
Содержание:
Введение
Глава1.
§1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
§1.2. Сущностные основы грамматики.
Выводы.
Глава 2.
§2.1. Этапы работы над грамматическим материалом на начальномэтапе обучения английскому языку.
§ 2.2. Применение игр при обучении грамматике на начальном этапе обучения английскому языку.
Выводы.
Заключение.
Введение
Глава1.
§1.1.
Психолого-педагогические
особенности детей
младшего школьного
возраста.
Начальный период школьной жизни занимает
возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4
классы). В младшем школьном возрасте дети
располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное
использование – одна из главных задач
возрастной и педагогической психологии
. С поступлением ребенка в школу под влиянием
обучения начинается перестройка всех
его сознательных процессов, приобретение
ими качеств, свойственных взрослым людям,
поскольку дети включаются в новые для
них виды деятельности и систему межличностных
отношений. Общими характеристиками всех
познавательных процессов ребенка становятся
их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В младшем школьном возрасте закрепляются
и развиваются далее те основные человеческие
характеристики познавательных процессов
(внимание, восприятие, память, воображение,
мышление и речь), необходимость которых
связана с поступлением в школу. Из “натуральных”
(по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу
младшего школьного возраста должны стать
“культурными”, то есть превратиться
в высшие психические функции, произвольные
и опосредствованные.
В
начальный период учебной работы с детьми
следует, прежде всего, опираться на те
стороны познавательных процессов, которые
у них наиболее развиты, не забывая, конечно,
о необходимости параллельного совершенствования
остальных.
Внимание
детей к моменту поступления в школу должно
стать произвольным, обладающим нужным
объемом, устойчивостью, распределением,
переключаемостью. Поскольку трудности,
с которыми на практике сталкиваются дети
в начале обучения в школе, связаны именно
с недостаточностью развития внимания,
о его совершенствовании необходимо заботиться
в первую очередь, готовя дошкольника
к обучению. Внимание в младшем школьном
возрасте становится произвольным, но
еще довольно долго, особенно в начальных
классах, сильным и конкурирующим с произвольным
остается непроизвольное внимание у детей.
Объем и устойчивость, переключаемость
и концентрация произвольного внимания
к третьему классу школы у детей почти
такие же, как и у взрослого человека. Младшие
школьники могут переходить с одного вида
деятельности к другому без особых затруднений
и внутренних усилий.
У ребенка может доминировать один из
типов восприятия окружающей действительности:
практический, образный или логический.
Развитость восприятия проявляется в
его избирательности, осмысленности, предметности
и высоком уровне сформированности перцептивных
действий. Память у детей младшего школьного
возраста является достаточно хорошей.
Память постепенно становится произвольной,
осваивается мнемотехника. С 6 до14 лет
у них активно развивается механическая
память на несвязанные логические единицы
информации. Чем старше становится младший
школьник, тем больше у него преимуществ
запоминания осмысленного материала над
бессмысленным.
Еще большее значение, чем память, для
обучаемости детей имеет мышление. При
поступлении в школу оно должно быть развито
и представлено во всех трех основных
формах: наглядно-действенной, наглядно-образной
и словесно-логической. Однако на практике
мы нередко сталкиваемся с ситуацией,
когда, обладая способностью хорошо решать
задачи в нагляно-действенном плане, ребенок
с большим трудом справляется с ними, когда
эти задачи представлены в образной тем
более словесно-логической форме. Бывает
и наоборот: ребенок сносно может вести
рассуждения, обладать богатым воображением,
образной памятью, но не в состоянии успешно
решать практические задачи из-за недостаточной
развитости двигательных умений и навыков.
За первые три-четыре года учения в школе
прогресс в умственном развитии детей
бывает довольно заметным. От доминирования
наглядно-действенного и элементарного
образа мышления, от допонятийного уровня
развития и бедного логикой размышления
школьник поднимается до словесно-логического
мышления на уровне конкретных понятий.
Начало этого возраста связано, если пользоваться
терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского,
с доминированием дооперационального
мышления, а конец – с преобладание операционального
мышления в понятиях. В этом же возрасте
достаточно хорошо раскрываются общие
и специальные способности детей, позволяющих
судить об их одаренности.
Младший школьный возраст содержит в себе
значительный потенциал умственного развития
детей. Комплексное развитие детского
интеллекта в младшем школьном возрасте
идет в нескольких различных направлениях:
1.Усвоение и активное использование речи
как средства мышления.
2.Соединение и взаимообогащающее влияние
друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического.
3.Выделение, обособление и относительно
независимое развитие в интеллектуальном
процессе двух фаз:
подготовительной фазы (решение задачи:
осуществляется анализ ее условий и вырабатывается
план).
исполнительной фазы – этим план реализуется
практически.
У первоклассников и второклассников
доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, в то время как ученики третьих
и четвертых классов в большей степени
опираются на словесно-логическое и образное
мышление, причем одинаково успешно решают
задачи во всех трех планах: практическом,
образном и словесно-логическом (вербальном).
Углубленная и продуктивная умственная
работа требует от детей усидчивости,
сдерживания эмоций и регуляции естественной
двигательной активности, сосредоточения
и поддержания внимания. Многие из детей
быстро утомляются, устают. Особую трудность
для детей 6-7 летнего возраста, начинающих
обучаться в школе, представляет саморегуляция
поведения. Им не хватает силы воли для
того, чтобы постоянно удерживать себя
в определенном состоянии, управлять собой.
До семилетнего возраста у детей можно
обнаружить лишь репродуктивные образы-представления
об известных объектах им событиях, не
воспринимаемых в данный момент времени,
причем эти образы в основном статичные.
Продуктивные образы-представления результата
новой комбинации некоторых элементов
появляются у детей в процессе специальных
творческих заданий.
Основные виды деятельности, которыми
большей частью занят ребенок данного
возраста в школе и дома: учение, общение,
игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности,
характерных для ребенка младшего школьного
возраста: учение, общение, игра и труд
– выполняет специфические функции в
его развитии.
Учение
способствует приобретению знаний, умений
и навыков, развитию креативности (при
специально организованном обучении,
включающим систему творческих заданий).
Немаловажное
значение для успехов в учении имеют коммуникативные
черты характера ребенка, в частности,
его общительность, контактность, отзывчивость
и покладистость, а также волевые черты
личности: настойчивость, целеустремленность,
упорство и другие.
Музыкально-художественная деятельность
протекает в форме учебной деятельности
тогда, когда школьники воспроизводят
сам процесс рождения музыки, самостоятельно
осуществляют творческий отбор выразительных
средств, интонации, которые, по их мнению,
лучше и полнее раскрывают художественное
содержание произведения, творческий
замысел автора (и исполнителя). При этом
учащиеся проникают в произведение, познавая
саму природу музыкального творчества,
музыкального знания, раскрывают в целостном
самоценном искусстве явление действительности,
его сущностные внутренние связи и отношения,
благодаря чему музыка пред школьниками
предстает как отражение, художественное
произведение, диалектики жизни.
Расширение сферы и содержания общения
с окружающими людьми, особенно взрослыми,
которые для младших школьников выступают
в роли учителей, служат образцами для
подражания и основным источником разнообразных
знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие
общение, нигде не являются настолько
полезными для общего развития и обязательными
для детей, как в младшем школьном возрасте.
Общение улучшает обмен информацией, совершенствует
коммуникативную структуру интеллекта,
учит правильно воспринимать, понимать
и оценивать детей.
Игра совершенствует предметную деятельность,
логику и приемы мышления, формирует и
развивает умения и навыки делового взаимодействия
с людьми. Иными в этом возрасте становятся
и детские игры, они приобретают более
совершенные формы, превращаются в развивающие.
Изменяется, обогащаясь за счет вновь
приобретаемого опыта, их содержание.
Индивидуальные предметные игры приобретают
конструктивный характер, в них широко
используются новые знания, особенно из
области естественных наук, а также те
знания, которые приобретены детьми на
занятиях трудом в школе. Интеллектуализируются
групповые, коллективные игры. В этом возрасте
важно, чтобы младший школьник был обеспечен
достаточным количеством развивающих
игр в школе и дома и имел время для занятий
ими. Игра в этом возрасте продолжает занимать
второе место после учебной деятельности
(как ведущей) и существенно влиять на
развитие детей.
Большой интерес для младших школьников
представляют игры, заставляющие думать,
предоставляющие человеку возможность
проверить и развить свои способности,
включающие его в соревнования с другими
людьми. Участие детей в таких играх способствует
их самоутверждению, развивает настойчивость,
стремление к успеху и другие полезные
мотивационные качества, которые детям
могут понадобиться в их будущей взрослой
жизни. В таких играх совершенствуется
мышление, включая действия по планированию,
прогнозированию, взвешиванию шансов
на успех, выбору альтернатив и тому подобное.
Говоря о мотивационной готовности детей
к учению, следует также иметь в виду потребность
в достижении успехов, соответствующие
самооценку и уровень притязаний. Потребность
достижения успехов у ребенка безусловно
должна доминировать над боязнью неудачи.
В учении, общении и практической деятельности,
связанной с испытаниями способностей,
в ситуациях, предполагающих соревнование
с другими людьми, дети должны проявлять
как можно меньше тревожности. Важно, чтобы
их самооценка была адекватной, а уровень
притязаний был соответствующим реальным
возможностям, имеющимся у ребенка.
В младшем школьном возрасте в основном
оформляется характер ребенка, складываются
его основные черты, которые в дальнейшем
влияют на практическую деятельность
ребенка и на его общение с людьми.
Способности детей не обязательно должны
быть сформированными к началу обучения
в школе, особенно те из них, которые в
процессе обучения продолжают еще активно
развиваться. Существеннее другое: чтобы
еще в дошкольный период детства у ребенка
образовались необходимые задатки к развитию
нужных способностей.
Почти все дети, много и разнообразно играя
в дошкольном возрасте, обладают хорошо
развитым и богатым воображением. Основные
вопросы, которые в этой сфере все же могут
возникнуть перед ребенком и учителем
в начале обучения, касаются связи воображения
и внимания, способности регулировать
образные представления через произвольное
внимание, а также усвоения абстрактных
понятий, которые вообразить и представить
ребенку, как и взрослому человеку достаточно
трудно. Одним из показателей творческого
развития ребенка, в том числе и в музыке,
является уровень художественно-образного
мышления, уровень креативности.
§1.2.
Сущностные основы грамматики.