Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – показать возможность и необходимость использования системы упражнений.
Задачи:
1) Раскрыть психолого-педагогические основы в формировании грамматических навыков.
2) Использовать коммуникативный метод.
3) Определить грамматический минимум.
4) Разработать систему упражнений.
5) Использовать нестандартные приемы с целью повышения мотивации.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические особенности
формирования грамматических навыков 6
1.1 Возрастные особенности развития школьников 6
1.2 Организация обучения при формировании практических
навыков 10
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей
технологии в процессе формирования навыков 13
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе
в средней школе 17
Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского
языка на начальном этапе в средней школе 21
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость
изучения грамматики иностранного языка 21
2.2 Составляющие, необходимые при формировании
грамматических навыков 24
2.3 Характеристика грамматических навыков и
их этапы формирования 28
2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике 32
2.5 Использование символов и средств наглядности в работе
при формировании лексических и грамматических умений 37
Глава 3 Система упражнений, направленная на
формирование грамматических навыков 41
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые
для формирования грамматических навыков 41
3.2 Мониторинг уровня сформированности языковых навыков 46
Заключение 50
Литература

Работа содержит 1 файл

diplomnaya.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

В данном возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего, мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Ин­теллект в своих высших проявлениях становится речевым, а речь интеллек­туализированной. Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе.

Интеллектуальное развитие детей можно ускорить по трем направле­ниям: понятийный строй мышления, речевой интеллект и внутренний план действий.

Следует заметить, что в средних классах школы учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие определения научных понятий. Скорее следует добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих понятий. Это, несомненно, ускорит процесс развития по­нятийной структуры мышления у старшеклассников.

Всю работу по интеллектуальному развитию подростков необходимо вести комплексно, подбирая упражнения и рассчитывая предлагаемые зада­ния таким образом, чтобы они развивали интеллект по всем его важнейшим направлениям.

От общего уровня сформированности интеллекта зависит развитие лю­бых профессиональных умений и навыков. Поэтому нашей задачей стоит позаботиться о нем в начале жизненного пути. Без достаточно высокого уровня общего интеллектуального развития немыслимы сколько-нибудь значительные успехи в любом виде деятельности, поэтому, готовя учащихся к будущей профессии, в первую очередь необходимо обратить внимание на развитие их умственных способностей. [18]

В обучении иностранному языку большую роль играет развитие речи как психологического и педагогического явления. В подростковом возрасте раз­витие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодиро­вать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что разви­тие речи определяет познавательное развитие.

Подростка интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют письменную и устную речь. «Как правильно написать?», «Как лучше сказать?» - эти вопросы подросток постоянно задает себе. Реально в письменной и устной речи большинство подростков испы­тывает явные затруднения. Кажется, отрок просто не представляет, как на­писать слово или выразить свои смутные мысли. Однако это не означает, что он не знает родного языка.

Конечно, учитель, не являясь лингвистом, не может преподать подростку все тайны языка, но привить вкус к культурной речи, к познанию языковых возможностей, безусловно, необходимо. [17]

 

 

1.2 Организация обучения при формировании практических навыков

 

Формирование практических навыков происходит непосредственно в процессе обучения. В ходе обучения учащийся приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности, и это означает прогресс в пределах какой-либо одной стадии его развития. Однако при этом постепенно достигаются и более крупные новообразования в психических возможностях человека, знаменующие переход от одной стадии развития к другой. [4] Обучение является самым надежным путем получения сис-тематического образования. Эффективность обучения определяется внут-ренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев ис-пользуют успешность обучения и успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучаю-щегося, уровень обученности и обучаемости. [23]

Передача определенных знаний, умений и навыков есть обучение. Но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого ученика. Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у учащегося способности к деятельности.

При формировании практических навыков организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

- постановка целей учебной работы;

- формирование потребностей учащихся в овладении материалом;

- определение содержания материала;

- организация учебно-познавательной деятельности;

- придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера;

- регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;

- оценка результатов. [28]

В ходе обучения выделяют обученность – это запас усвоенных понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков. По опре­делению Артемова В.А., навык характеризуется как автоматизированное умение, ставшее в результате многократных и целенаправленных повторе­ний наиболее экономным и свободным способом выполнения данного действия.

Как видим, навык определяется через умение. Под умением понимается способность к сознательно-механическому выполнению некоторых действий по использованию или структурированию языковых знаков на основе полученных ранее знаний и ограниченной практики. Итак, база умения – знание.

Знание – это ориентировочное, еще нетвердое владение языковым явлением, опирающееся скорее на сознательное, чем механическое извлечение его компонентов из памяти, на размышление, анализ, системную информацию.

Соотношение между знанием, умением и навыком можно увидеть по схеме:

 

знание

сознательный

умение

автоматизированный

навык

 

компонент

 

компонент

 

 

действия

 

действия

 

 

 

Объектом знания, умения и навыка выступают (в плане овладения иноязычной речью) различные языковые явления. [27]

Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определенных познавательных действий. В состав любого действия входит та или иная система операции, с помощью которых действие и выполняется. Необходимый компонент любого действия – ориентировочная основа, т.е. та система условий, на которую реально опирается учащийся при выполнении действия. Так, усваивая части речи, можно ориентироваться на частные особенности каждой из них, например, род, число, время и т.д. В этом случае ученик, анализируя слово, сам выделяет, какая информация заключена в данном слове. [29]

Следует отметить, что одной из главных задач обучения иностранному языку является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся. Ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельные решения. Грамматика является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения необходимыми умениями.

Одним из способов, облегчающих достижение этой цели, является алгоритмизация. Обучение строится на основе последовательных учебных действий (операций), т.е. алгоритмических предписаний, состоящих из четких указаний, как должны совершаться эти действия, чтобы решить поставленную задачу. Алгоритм можно определить как предписание, содержащее перечень действий, выполнение которых обязательно приводит к достижению поставленной цели. [7]

Наиболее благоприятным для алгоритмизации является процесс формирования грамматических навыков, так как грамматика именно та область, которая сводима к конечному набору правил.

Далее в нашей работе систему упражнений по формированию практических навыков мы будем строить на основе алгоритма.

 

1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей технологии в процессе формирования навыков

 

Воспитание можно рассматривать как обучение принципам жизни. Принципы-ориентиры являются основным средством перехода от целеполагания к воспитательным, обучающим технологиям в личностно ориентированной педагогике. Их особенность состоит в том, что они не предписывают, не диктуют и не указывают, это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Принцип природосообразности. Означает отношение  к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой. Педагогический процесс обучения и формирования строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообучения.

Принцип гуманизации определяет общий характер отношений учителя и учеников. Т.е. это принцип социальной защиты растущего человека как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип личностной деятельности. Воспитание личности способствует становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека, такие как мотивирующие, рефлексивные, критические, смысло-творческие и т.д. В связи с этим комплекс известных личностных структур выступает как набор принципиальных ориентиров воспитательной работы.

Принцип субъектного контроля ориентирует на то, что учитель должен хорошо разбираться, насколько самостоятельны принимаемые его учениками решения, способны или не способны они совершать осознанные действия мотивации, опосредования, рефлексии и т.д. для наиболее полной самореализации.

Принцип сотрудничества. Здесь основным становится взаимодействие учителя и учеников в продвижении с учениками к определенным целям, совпадающим со средствами и позволяющими совпасть воспитанию и обучению.

Принцип включения личности в значимую деятельность. Задача учителя – в совместной с учениками разработке таких видов и форм значимой деятельности, при которой каждый из учеников чувствует, что в ней он нужен людям как неповторимая личность. [8]

Некоторые ориентиры предельно конкретны и их можно рассматривать как прямое руководство к действию, другие же требуют не исполнения, а принятия к сведению их смыслового содержания. Как первые, так и вторые даны в открытом для дополнения виде. Они нуждаются в творческой доработке и «привязке» к конкретной ситуации. Что мы учитывали и применяли в ходе нашей работы.

Также существует такое понятие как частные принципы. Они ориентируют на создание непосредственных условий для самоорганизуемого воспитания. Вместе с тем, также как и общие принципы (см. Кульневич С.В. Педагогика), но уже на оперативном (частном, процессуальном) уровне, они разворачивают сознание учителя в сторону переоценки не только своего места в отношениях с учениками, но и переоценку средств воспитания.

Природа педагогического творчества обусловлена работой сознания по переосмыслению учебно-воспитательного материала самим учителем. Переосмысление – одна из специфических характеристик деятельности сознания. Очевидно, что переосмысливаться для того, чтобы стать содержанием сознания, должны конкретные факты и положения.

Поэтому современному учителю все в большей степени требуются  не жесткие рекомендации, а гибкие ориентиры для самовыращивания особых интеллектуальных умений: осмысления, переосмысления, дискредитации прежних смыслов, поиска источников смысла, определения внешних и внутренних связей феноменов знания и т.д., выступающих как обобщенное умение-осмысление. Таким образом, педагогическая технология переходит из разряда информативно направляющей деятельности в разряд деятельности по созданию педагогических условий востребования и извлечения нравственных ценностей. Добавим, что условия самоорганизуемого воспитания и обучения позволяют разрабатывать педагогические технологии, в которых ученик и учитель действуют как участники единого образовательного процесса.

Информация о работе Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе