Формирование ценностных ориентаций у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Проблема ценностных ориентаций личности в реформируемом современном обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении последних десятилетий. Это объясняется тем, что необходимой предпосылкой в решении жизненных проблем является наличие определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результатам (трудолюбие, дисциплинированность, бережливость), к себе и другим людям (честность, доброта, принципиальность и другие). Нравственные качества личности взаимосвязаны и образуют систему. Целостное выражение они находят в характере личности.

Содержание

Введение 3
1. Проблема исследования ценностных ориентаций 5
1.1 Понятие «ценности», общепринятые ценности современного
общества 5
1.2 Характеристика ценностных ориентаций школьников 9
Выводы по первой главе 14
2. Формирование ценностных ориентаций в процессе воспитания школьников 15
2.1. Условия формирования ценностных ориентации школьников 15
2.2. Формы и методы формирования ценностных ориентаций
школьников 20
Выводы по второй главе 27
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Рассматривая причины  формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых  особенностях. У девушек и юношей установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в  отличие от юношей ценности «интересная работа» и «любовь» доминирующие. Далее у них определена «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «друзья». У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на «хороших и верных друзей», затем «здоровье» и «активная деятельная жизнь». А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний.

Поэтому очень важен  анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Он выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:

1. Группа учащихся, у  которых с точки зрения принятых  в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации.

Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у меньшей части школьников.

Значительная часть  старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста не сформированны.

Наличие определенной системы  ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения учащихся. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций учащихся, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится [18, с. 133]

Ценностно-потребностная  сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденных или уже приобретенных  в течении жизни потребностей, и организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью.

          

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проведенному исследованию, выделим следующие  ключевые моменты:

1. Ценности формируют смысл жизни человека, (в самом широком понимании) состоящий, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.

2. Дети судят о действиях людей по их последствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.

Проведенные нами исследования подтвердили, что:

- Младшие школьники  не выделяют такого эстетического  аспекта - как тенденция присваивания  чужого труда. Эту ситуацию  дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.

- Такие моральные понятия,  как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими  школьниками, они не переросли  у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками.

- Такое мощное чувство,  как страх, пока еще доминирует  у них над другими, в нравственном  отношении более высокими.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что  хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.

Все вышесказанное, подводит нас к выделению необходимости  в разработке средств и методов, способных изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние  на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов.

Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. С. Социологический словарь: Пер. с англ. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. — 420 с.
  2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63-70.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. —М.: Аспект Пресс, 2007.— 376 с.
  4. Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник МГУ. — Сер. 7. Философия. — 2004. — № 4. — С. 34-42.
  5. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. — Омск, 2004. — 184 с.
  6. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: Сб. науч. трудов. — Горький, 1982. — С. 116-129.
  7. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. - Мн., 2006.
  8. Беляева Т. Б. Изучение половых и возрастных особенностей в представлениях о ценности человека // Ежегодник РПО. — М., 2005. — Т. 1. — Вып. 2. — С. 102-103.
  9. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. —312 с.
  10. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. //  Педагогика, 2005. -  № 4.
  11. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000.  - № 12.
  12. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально - культурной интеграции.  - М., 2006.
  13. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 2003.
  14. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб., 2008.
  15. Лебедев Л.К. Кроневельд Н.И. Влияние культурных потребностей на ценностные ориентации личности // Мотивация жизнедеятельности студента. - М.,1971.
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,2006.
  17. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - СПб:, 2000 – 185 с.
  18. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю.Н. Кулюкие, Г.С. Сухобская - СПб.: Изд-во «Тускарора», 2006.



Информация о работе Формирование ценностных ориентаций у школьников