Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:47, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Проблема ценностных ориентаций личности в реформируемом современном обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении последних десятилетий. Это объясняется тем, что необходимой предпосылкой в решении жизненных проблем является наличие определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результатам (трудолюбие, дисциплинированность, бережливость), к себе и другим людям (честность, доброта, принципиальность и другие). Нравственные качества личности взаимосвязаны и образуют систему. Целостное выражение они находят в характере личности.
Введение 3
1. Проблема исследования ценностных ориентаций 5
1.1 Понятие «ценности», общепринятые ценности современного
общества 5
1.2 Характеристика ценностных ориентаций школьников 9
Выводы по первой главе 14
2. Формирование ценностных ориентаций в процессе воспитания школьников 15
2.1. Условия формирования ценностных ориентации школьников 15
2.2. Формы и методы формирования ценностных ориентаций
школьников 20
Выводы по второй главе 27
Заключение 27
Список использованной литературы
Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности «интересная работа» и «любовь» доминирующие. Далее у них определена «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «друзья». У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на «хороших и верных друзей», затем «здоровье» и «активная деятельная жизнь». А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний.
Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Он выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:
1. Группа учащихся, у
которых с точки зрения
Таким образом, рассматривая
в целом особенности
Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста не сформированны.
Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения учащихся. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций учащихся, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится [18, с. 133]
Ценностно-потребностная сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденных или уже приобретенных в течении жизни потребностей, и организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенному исследованию, выделим следующие ключевые моменты:
1. Ценности формируют смысл жизни человека, (в самом широком понимании) состоящий, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.
2. Дети судят о действиях людей по их последствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.
Проведенные нами исследования подтвердили, что:
- Младшие школьники
не выделяют такого
- Такие моральные понятия,
как взаимовыручка,
- Такое мощное чувство,
как страх, пока еще
Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.
Все вышесказанное, подводит нас к выделению необходимости в разработке средств и методов, способных изменить ситуацию к лучшему.
Вопрос ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов.
Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.
Список использованной литературы
Информация о работе Формирование ценностных ориентаций у школьников