Формирование ценностных ориентаций у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Проблема ценностных ориентаций личности в реформируемом современном обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении последних десятилетий. Это объясняется тем, что необходимой предпосылкой в решении жизненных проблем является наличие определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результатам (трудолюбие, дисциплинированность, бережливость), к себе и другим людям (честность, доброта, принципиальность и другие). Нравственные качества личности взаимосвязаны и образуют систему. Целостное выражение они находят в характере личности.

Содержание

Введение 3
1. Проблема исследования ценностных ориентаций 5
1.1 Понятие «ценности», общепринятые ценности современного
общества 5
1.2 Характеристика ценностных ориентаций школьников 9
Выводы по первой главе 14
2. Формирование ценностных ориентаций в процессе воспитания школьников 15
2.1. Условия формирования ценностных ориентации школьников 15
2.2. Формы и методы формирования ценностных ориентаций
школьников 20
Выводы по второй главе 27
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, предложенная схема позволяет увидеть в  процессе ориентации множественность  вариантов взаимодействия потребностей и ценностей личности. Подтверждает, что хаотичность стремлений личности сдерживается границей их взаимодействия с ценностями. Ценность в определенной мере стабилизирует потребность или придает ей направление развития.

В-третьих, схема дает возможность зафиксировать такую  характеристику ориентации как процессуальность. Вбирая фактор времени, обозначая протяженность развития, она определяет и пространственную, и временную линии развития ориентации. В данном случае временная протяженность ориентации согласуется с возрастными изменениями личности школьника. Однако, как мы полагаем, степень сориентированности человека в окружающей действительности, в познании самого себя в будущем не зависит целиком от возраста человека.

Наличие ориентации на социально  значимые ценности характеризует личностную зрелость, самостоятельность, которая может не состояться не только в школьные годы, но и позднее.

Мы считаем, что определяющим в данном случае является взаимодействие потребностей и ценностей, причем, чем  меньше поднимаются они по вертикальной линии, тем в меньшей мере зависят от ценностей, тем менее продолжительна перспектива. Вместе с тем, вбирая фактор времени, определяем протяженность развития личности.

В-четвертых, на схеме  раскрывается такая особенность  процесса ориентации, как расширение пространства жизнедеятельности, а следовательно, более широкий диапазон взаимодействия потребностей и ценностей, что подразумевает и расширение диапазона, свободы поиска выбора, оценки, проекции - всех механизмов ориентации.

В-пятых, отражая динамику ориентации, схема позволяет увидеть, что возвышение потребностей личности к ценностям идет не линейно, по прямой, а спиралеобразно - имеет спады, повороты, возвышения.

В-шестых, схема дает визуальное представление о фазах, присущих каждому витку спирали (этапу  ориентации): фазы присвоения, преобразования и проектирования, а в целом - постепенного восхождения личности к ценностям - как бы обусловливают процессуальную преемственность в развитии ориентации. Каждый этап - определенный завершенный цикл ориентации, определенное качественное своеобразие всех компонентов, изменяющихся в ориентации: ценностей, потребностей, личностных механизмов, характера взаимодействия, личностных новообразований.

И, наконец, схематическое представление ориентации в таком виде позволяет считать, что процесс непрерывен, он не заканчивается, не обрывается на каком-то своем витке, равно как не имеют своего насыщения духовные потребности по мере их развития и возвышения к ценностям. Следовательно, нельзя считать, что к моменту окончания школы у школьника должен завершиться процесс ориентации. Правильнее будет считать, что за время школьной жизнедеятельности каждый ученик может в процессе ориентации «взять свою высоту» - подняться на определенный уровень сориентированности в ценностном освоении действительности.

Предложенный абстрагированный вариант визуального представления процесса ориентации отражает лишь самые общие его характеристики, не раскрывающие факторов, влияющих на ориентацию.

Среди факторов, в наибольшей мере влияющих на ценностное освоение окружающей действительности школьниками, ведущим выступает содержание. Мы полагаем, содержание ориентации школьников всегда детерминировано (согласно всеобщему закону педагогики) социокультурной ситуацией развития общества.

Таким образом, в настоящее время совокупность социально значимых ценностей определяется приоритетом общечеловеческих ценностей и включает в себя ценности, преемственно сохраняемые во всех общественных системах -истину, добро (гуманизм) и красоту; глобально и личностно значимую ценность - жизнь; особо актуальную для нынешнего этапа развития общества, обеспечивающую прогресс и процветание общества и личности ценность - труд.

Другим фактором, обеспечивающим динамику ориентации школьников на социально  значимые ценности, является школа  и ее центральное действующее лицо - учитель, организующий ценностное взаимодействие учитель - учитель в ориентации. В связи с этим своеобразие взаимосвязи «личность - общество» у школьников (в отличие от взрослых людей) состоит в том, что она является опосредованной взрослыми, целенаправленно стремящимися сформировать ценностное отношение к миру, к другим людям, самому себе, своему прошлому, настоящему и будущему. Формирование цепочки - ценности окружающей действительности - «Я сам» - «Мое будущее» - строится на фоне многообразных факторов, влияющих на построение жизненных перспектив взрослеющей личности. Выбор цели и перспектив происходит в процессе воспитания. Школа - тот мир, который представляет собой достаточно ограниченную систему, в котором подструктуры взаимосвязи «индивид - среда», «индивид - воспитатель» дополняются целым рядом взаимодействий, среди которых необходимо подчеркнуть сильно действующий феномен - коллектив, группа, сфера общения внутри школы. Взаимодействие «индивид - среда» (личность - общество) осуществляется не по прямой линии, а в многократной, полиструктурной системе, где взаимодействие личности опосредовано субъект-объектными и субъект-субъектными взаимоотношениями.

Причем необходимо подчеркнуть, что воспитательная деятельность в  этой системе взаимодействий продуктивна лишь тогда, когда она соответствует логике саморазвития субъекта, логике взаимодействия сил и тенденций, действующих в пределах формируемого личностного образования, когда они приводят в действие механизмы развития самой личности, механизмы формирования необходимых свойств и качеств.

 

2.2 Формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников                                                                                                     

 

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1, с. 23]. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру «общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [11, с. 23].

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к  социальной действительности и в  этом своем качестве определяют широкую  мотивацию его поведения и  оказывают существенное влияние  на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Немов Р.С. рассматривает  ценностные ориентации как то, что человек особенно ценит в жизни, то, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Е.С. Волков определял  ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения  личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых  условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А. Рубинштейном.

Ценности охватывают жизнь человека и человечества в  целом во всех их проявлениях и  сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.

Осознавая собственные  ценностные ориентации, свое место  в мире, человек размышляет над  смыслом и целью своей жизнедеятельности. В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [13, с. 51].

Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют  итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна.

Комбинация сочетания  взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание  социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Условно, когда мы говорим - ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание [1, с. 35].

Члены семьи, как и  педагоги, представители человеческой культуры, направляют подростков на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение  к ним, хотя они и понимают, что  рынок «делает свое черное дело» и втягивает подростков и поток лжеценностей.

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием  направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных ориентиром потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [1, с. 365]. И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [1, с. 367].

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Интериоризация ценностей  как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности  выделить из множества явлений те, которые представляют для личности некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и т.д. Такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

Ценности являются целью и основой воспитания. Ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в  ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных  вариантов. Возникает необходимость  рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Формирование ценностных ориентаций - сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития.

В ценностных ориентациях, как психологическом механизме можно выделить три аспекта:

 - субъективный,

- интернациональный,

- объективный.

К субъективному аспекту  можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы.

Интернациональный аспект ценностных ориентаций - это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди.

В объективный аспект ценностных ориентаций включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение.

Но, конечно, более всего  объективный аспект ценностных ориентаций характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.

Подростки, как социальная группа, выполняют определенную функцию в социальном развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются ими из культур взрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает школьнику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я.

Информация о работе Формирование ценностных ориентаций у школьников