Физическое воспитание в педагогических взглядах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Песталоцци

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Итак, физическое воспитание, как органическая часть в современной системе общего воспитания, представляет из себя социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развития форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства [4, с.346].

Работа содержит 1 файл

Рб - копия.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

                  Показательно в этом отношении и требование Локка в отношении постели. "Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины, жёсткое ложе

укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет  тело и часто является причиной слабости и предтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком  ложе, не будет страдать бессонницей  во время своих путешествий".

                  Подобные слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. "Первое, о чём следует заботиться - это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко" [4, с.384].

Жан Жак Руссо - наиболее выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия, является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

                  Систематические педагогические идеи Руссо изложены в его романе «Эмиль, или О воспитании», где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.

                  Педагогические идеи Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии.

                  Руссо рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет. Закаливать тело, приобретать умения и навыки - все это должно, по мнению Руссо, достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод. Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам нарождающегося буржуазного общества.

                 Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении воспитания девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Главная функция женщины, на его взгляд, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться, о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства.

                  И. Песталоцци - крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира.

                  Главные надежды возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду. Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста.

Песталоцци стремился  к тому, чтобы дети бедняков могли  получить физическое, умственное и  нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя

поднятие тяжестей, борьбу, бег, метание и т.д. Песталоцци делил все упражнения и 

игры (в зависимости  от движений в суставах) на элементарные (движения в суставах плеча, бедра  и т.п.) и сложные (бег, прыжки, метания, лазанье, плавание, верховая езда, танцы и игры). Разработанная им система упражнений получила название суставной гимнастики Песталоцци.

                  Таким образом, целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей -- естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать.

                  Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду,

сформирует у  него трудовые умения.

                  Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

                  Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Так Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.

Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что  физическому воспитанию уделялось  большое внимание во все времена. Большой вклад в разработке основных идей о физическом воспитании внесли такие великие мыслители, философы и педагоги, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк и Песталоцци. 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Физическое воспитание в педагогических взглядах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Песталоцци