Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 06:24, курсовая работа
Здоровье – это состояние полного социального биологического и
психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.
Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ жизни 50%, влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%..
Введение……………………………………………………………………….......1
1. Особенности физического и функционального развития слабослышащих и глухих детей…………………………………………………………..…………...4
2.Формы и методы физического воспитания…. …………………………..........9
2.1. Урок – основная форма физического воспитания………………………....11
3. Организация двигательного режима в специальной школе.
3.1.Гимнастика до занятий. ……………………………………………………...13
3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы……………………........14
3.3.Физические упражнения и игры на переменах……………………………..16
4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию.
4.1. Лечебно-физическая культура………………………………………………17
4.1.2. Перечень физических упражнений для занятий ЛФК. ………………….18 4.2.Прогулки………………………………………………………………………20
4.2.1. Игры на прогулках…………………………………………………………21
4.3.Кружки физической культуры……………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА
« Физическое
воспитание школьников с нарушениями
слуха»
Студентки 3 курса
факультета коррекционной педагогики
кафедры сурдопедагогики
.
Санкт-Петербург
2009
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Особенности физического
и функционального развития слабослышащих
и глухих детей…………………………………………………………..…
2.Формы и методы физического воспитания…. …………………………..........9
2.1. Урок – основная форма физического воспитания………………………....11
3. Организация двигательного режима в специальной школе.
3.1.Гимнастика до занятий. ……………………………………………………...13
3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы……………………........14
3.3.Физические упражнения и игры на переменах……………………………..16
4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию.
4.1. Лечебно-физическая
культура………………………………………………17
4.1.2. Перечень физических
упражнений для занятий ЛФК. ………………….18
4.2.Прогулки………………………………………………
4.2.1. Игры на прогулках………………………………………………………
4.3.Кружки физической культуры……………………………………………….22
Заключение……………………………………………………
Список литературы.
Введение.
Здоровье – это состояние полного социального биологического и
психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.
Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ жизни 50%, влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%..
Отечественные
и зарубежные данные свидетельствуют,
что 4-6% всего населения планеты имеют
нарушения слуха в степени, затрудняющей
социальное общение, а число лиц с нарушениями
слуха постоянно увеличивается, особенно,
в возрастной группе после пяти лет. Из
этого числа 2% людей имеют двустороннее
снижение слуха и воспринимают разговорную
речь на расстоянии менее 3 м, а 4% - выраженную
одностороннюю тугоухость (Т.Г. Богданова,
2002).
Двигательная сфера лиц с нарушениями
слуха уже давно привлекла внимание ведущих
специалистов дефектологической науки
(Ж.И. Шиф, 1941; 1962; 1968; А.И. Дьячков, 1957; И.М.
Соловьев, 1962-1971; Т.В. Розанова, 1962-1982; А.П.
Гозова, 1968; 1979; P.M. Боскис, 1975; Н.Д. Ярмаченко,
1976; Л.С. Выготский, 1983), которые внесли
значительный вклад в определение дифференцированного
содержания общего обучения, в рамках
которого осуществляются занятия по физическому
воспитанию, а также реализуется подготовка
лиц с нарушениями слуха к, активной самостоятельной
жизни (Н.Г. Байкина, 1992; Б.В. Сермеев, 1976;
1990).
Однако, несмотря на то, что выявлены некоторые
особенности физического состояния, в
том числе развития двигательной сферы
глухих, которые сопровождаются нарушением
функциональных систем и уровня развития
физических качеств: выносливости, быстроты,
мышечной силы и гибкости, двигательно-координационных
способностей и др. (Р.Д. Бабенкова, 1983;
Н.Г. Байкина, 1992; Э.Н. Абилова, 1992), целостная
их характеристика все еще не получила
должного научно-методического обоснования.
Исследователи, изучавшие двигательно-координационную
сферу детей дошкольного возраста:
Л.В. Рябова, 1969; АЛ. Гозова, 1968; А.А. Коржова,
1990; Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991; Л.Б. Дзержинская,
1997; Л.Д. Хода, 1999; Э.В. Молчанов, 2000; и др..
Физическое
воспитание ребенка с недостатками слуха
также как и слышащих, является составной
частью воспитания. Физическое воспитание
служит задачей всестороннего развития
детей. Человек должен быть развит не только
в умственном, но и в физическом отношении.
Чем более гармонично будет развиваться
человек, тем с большим успехом он будет
решать стоящие перед ним задачи. Огромную
роль в укреплении здоровья детей играет
физическое воспитание.
Под физическим
воспитанием подразумевается
что почти все они перенесли те или иные заболевания и в частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.
Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у него речи или после
того как овладел ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые могут быть
использованы в процессе обучения и воспитания.
Учитывая ряд
особенностей в развитии глухих детей,
мы должны уделить особое внимание
индивидуальному подходу при
изучении и обучении ребенка с
недостатками слуха. Большая часть
ответственности ложится на школу
за воспитание таких детей также и потому,
что она интернатного типа и ученик находится
в ее стенах 8 и более лет.
Глава 1. Особенности физического и функционального развития слабослышащих и глухих детей.
У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень
небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии
относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и или даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение
работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отличается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника.
Работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной.
С целью предупреждения
снижения работоспособности
Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические
упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.
В первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно
повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует
снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия.
Исследования показывают, что проведение физических упражнений и подвижных игр во время перемен способствует повышению умственной работоспособности на следующих уроках.
Применение кратковременного отдыха в форме физкультурных минут на уроках и физических упражнений на переменах оказывает эффективное воздействие в периоды относительно высокого и устойчивого состояния работоспособности. Во время ее существенного снижения следует организовывать продолжительный активный отдых на открытом воздухе.
Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе их
суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%.
Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений – около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержку в развитии моторики. Важное значение имеет организация двигательной активности в режиме дня. В исследованиях Н.Т. Лебедевой показано, что у школьников, особенно у
младших, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных минут и игр на переменах позволяет в определенной мере удовлетворить эту потребность.
Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а также более продолжительными занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе.
Физкультурно-оздоровительной работы – гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на общеобразовательных уроках,
физические упражнения и игры на переменах, спортивный час – равномерно
распределяются в течение учебной недели и вместе с уроками физической
культуры составляют ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников.
При проведении
занятий физическими
благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности
в течение года, четверти, недели и учебного дня. При этом у школьников
значительно повышается двигательная активность, улучшается физическая
Информация о работе Физическое воспитание школьников с нарушениями слуха