Физическое воспитание школьников с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Здоровье – это состояние полного социального биологического и
психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.
Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ жизни 50%, влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%..

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......1
1. Особенности физического и функционального развития слабослышащих и глухих детей…………………………………………………………..…………...4
2.Формы и методы физического воспитания…. …………………………..........9
2.1. Урок – основная форма физического воспитания………………………....11
3. Организация двигательного режима в специальной школе.
3.1.Гимнастика до занятий. ……………………………………………………...13
3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы……………………........14
3.3.Физические упражнения и игры на переменах……………………………..16
4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию.
4.1. Лечебно-физическая культура………………………………………………17
4.1.2. Перечень физических упражнений для занятий ЛФК. ………………….18 4.2.Прогулки………………………………………………………………………20
4.2.1. Игры на прогулках…………………………………………………………21
4.3.Кружки физической культуры……………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая[1]физическое воспитание глухих.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА 
 
 

                                 Курсовая работа 

« Физическое воспитание  школьников с нарушениями  слуха» 
 
 

Студентки  3 курса 

факультета коррекционной  педагогики

кафедры сурдопедагогики 
 
 
 
 
 
 
 

. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009 
 

Содержание. 

Введение……………………………………………………………………….......1

1. Особенности физического и функционального развития  слабослышащих и глухих детей…………………………………………………………..…………...4

2.Формы и методы физического воспитания…. …………………………..........9

2.1. Урок – основная форма физического воспитания………………………....11  

3. Организация  двигательного режима в специальной школе.           

3.1.Гимнастика  до занятий. ……………………………………………………...13     

3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы……………………........14

3.3.Физические упражнения и игры на переменах……………………………..16

4. Организация  внеклассной работы по физическому воспитанию.            

4.1. Лечебно-физическая  культура………………………………………………17                      

4.1.2. Перечень физических упражнений для занятий ЛФК. ………………….18            4.2.Прогулки………………………………………………………………………20                               

4.2.1. Игры на прогулках…………………………………………………………21                           

4.3.Кружки физической культуры……………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………..23

Список литературы. 
 
 

Введение.

Здоровье –  это состояние полного социального биологического и

психологического  благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные  состояния и физические дефекты.

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.

Здоровье населения  зависит от факторов: здоровый образ  жизни 50%, влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%..

Отечественные и зарубежные данные свидетельствуют, что 4-6% всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение, а число лиц с нарушениями слуха постоянно увеличивается, особенно, в возрастной группе после пяти лет. Из этого числа 2% людей имеют двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 м, а 4% - выраженную одностороннюю тугоухость (Т.Г. Богданова, 2002).  
Двигательная сфера лиц с нарушениями слуха уже давно привлекла внимание ведущих специалистов дефектологической науки (Ж.И. Шиф, 1941; 1962; 1968; А.И. Дьячков, 1957; И.М. Соловьев, 1962-1971; Т.В. Розанова, 1962-1982; А.П. Гозова, 1968; 1979; P.M. Боскис, 1975; Н.Д. Ярмаченко, 1976; Л.С. Выготский, 1983), которые внесли значительный вклад в определение дифференцированного содержания общего обучения, в рамках которого осуществляются занятия по физическому воспитанию, а также реализуется подготовка лиц с нарушениями слуха к, активной самостоятельной жизни (Н.Г. Байкина, 1992; Б.В. Сермеев, 1976; 1990).  
Однако, несмотря на то, что выявлены некоторые особенности физического состояния, в том числе развития двигательной сферы глухих, которые сопровождаются нарушением функциональных систем и уровня развития физических качеств: выносливости, быстроты, мышечной силы и гибкости, двигательно-координационных способностей и др. (Р.Д. Бабенкова, 1983; Н.Г. Байкина, 1992; Э.Н. Абилова, 1992), целостная их характеристика все еще не получила должного научно-методического обоснования.  
Исследователи, изучавшие двигательно-координационную сферу детей дошкольного возраста:  Л.В. Рябова, 1969; АЛ. Гозова, 1968; А.А. Коржова, 1990; Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991; Л.Б. Дзержинская, 1997; Л.Д. Хода, 1999; Э.В. Молчанов, 2000; и др..  
            Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха также как и слышащих, является составной частью воспитания. Физическое воспитание служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более гармонично будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет физическое воспитание.

Под физическим воспитанием подразумевается система  мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо иметь в виду,

что почти все  они перенесли те или иные заболевания  и в частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.

Очень важно  знать, когда ребенок оглох: до появления  у него речи или после

того как овладел  ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть абсолютно ли глухой ребенок  или имеет те или иные остатки  слуха, которые могут быть

использованы  в процессе обучения и воспитания.

Учитывая ряд  особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при  изучении и обучении ребенка с  недостатками слуха. Большая часть  ответственности ложится на школу  за воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Особенности физического и функционального развития слабослышащих и глухих детей.

У учащихся в  процессе учебных занятий активно участвует в работе очень

небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии

относительного  бездействия, либо несут статическую  нагрузку. Мышцы спины и или даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.

В процессе учебных  занятий у школьников происходит снижение

работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отличается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника.

Работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной.

С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно  сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.

Чередование учебных  занятий и активного отдыха, включающего  физические

упражнения в  разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.

В первой половине учебного дня работоспособность  школьников постепенно

повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует

снижению утомления  и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия.

Исследования  показывают, что проведение физических упражнений и подвижных игр во время перемен способствует повышению умственной работоспособности на следующих уроках.

Применение кратковременного отдыха в форме физкультурных  минут на уроках и физических упражнений на переменах оказывает эффективное воздействие в периоды относительно высокого и устойчивого состояния работоспособности. Во время ее существенного снижения следует организовывать продолжительный активный отдых на открытом воздухе.

Установлено, что  с началом систематического обучения детей в школе их

суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%.

Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений – около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержку в развитии моторики. Важное значение имеет организация двигательной активности в режиме дня. В исследованиях Н.Т. Лебедевой показано, что у школьников, особенно у

 младших, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных минут и игр на переменах позволяет в определенной мере удовлетворить эту потребность.

Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а также более продолжительными занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе.

 Физкультурно-оздоровительной работы – гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на общеобразовательных уроках,

физические упражнения и игры на переменах, спортивный час – равномерно

распределяются  в течение учебной недели и  вместе с уроками физической

культуры составляют ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников.

При проведении занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности, повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы и соответствующих ступеней комплекса ГТО. Исследования, проведенные НИИ физиологии детей и подростков, показали, что комплексное применение всех видов физкультурно-оздоровительной работы обеспечивает эффективность двигательного режима при условии использования рациональной методики проведения его компонентов. Применение всех форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня оказывает

благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности

в течение года, четверти, недели и учебного дня. При  этом у школьников

значительно повышается двигательная активность, улучшается физическая

Информация о работе Физическое воспитание школьников с нарушениями слуха