Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:22, контрольная работа
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Философский уровень методологического образования. Образование личности, организация деятельности учащихся носят закономерный характер.
Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма — Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги "Американская средняя школа сегодня", "Подготовка американских учителей" и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.
Крупные
ученые — физики, химики, математики,
разделяющие позиции
Дж. Дьюи (1859 - 1952) - американский философ-идеалист, педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицает объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Создатель педоцентрической теории и методики обучения.
Прагматизм
как философское течение возник
на рубеже XIX — XX вв. Быстрые темпы
развития науки, техники, промышленности
подорвали основы абсолютного идеализма,
который уже не мог противостоять
материализму. Основатели прагматизма
заявили о создании новой философии,
стоящей вне идеализма и
Наиболее
яркий представитель
Опираясь на базовое понятие прагматизма — "опыт", Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "самовыявления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его последователи (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.
Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители — К.Маркс и Ф.Энгельс распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.
Монизм — философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало.
Основные
положения диалектического
В
философии диалектического
Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектико-
Действительно, первый высший уровень методологии отведен для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило — в прошлых десятилетиях. Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., т.е. к тем аспектам, которые связаны с наукой как сложившейся системой научных знаний (прошлая деятельность умерла, остались лишь ее результаты). А ученым — представителям конкретных наук — физикам, химикам, педагогам и т.д. нужна методология (как наука об организации деятельности) как оружие их собственной деятельности для проведения их собственных настоящих исследований, проводимых в настоящее время. Кроме того, сочинения философов по проблематике гносеологии и методологии зачастую написаны настолько сложным, заумным языком, что для «простых» ученых они просто недоступны.
К
общенаучной методологии
Сюда
относятся, например, концепции системного
научного анализа, структурно-уровневый
подход, кибернетические принципы
Конкретно-научная методология разрабатывает те же проблемы, что и общенаучная методология, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки, в отношении как теории, так и эмпирической деятельности.
Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, которые отличаются друг от друга своими объяснительными принципами и способами исследовательской и практической работы. На уровне конкретных методик и техник исследования осуществляется разработка конкретных методик психологического исследования применительно к решению познавательных задач определенного типа. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.
Таким образом, в дополнение к уже сделанным выводам, можно заключить, что с философских позиций:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насущно-необходимой для современной российской педагогики является разработка собственно философского подхода к образованию.
Некоторые
причины обуславливающие
1)
противоречивым характером
2)
просчетами преподавания
3)
сложностью глубокого
"Как
следствие, - замечает В.С. Шубинский,
- не использование в научном исследовании
некоторыми педагогами всеобщих и общенаучных
методов исследования, не умение определять
объект, предмет, проблему, цель, задачи
исследования и т.д., эклектизм и случайность
в выборе философских положений как методологических.
В результате можно сделать вывод о том,
что диалектика и философия в целом не
стали до сих пор ведущим методом теоретического
познания в области педагогики".
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Философский уровень методологии образования