Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:17, реферат
"Прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на превых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, "явленной" в Священном писании".
Философские основы педагогической системы Коменского.
Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.
"... Главенствующей
идее философии Коменского и
его понимания человека
Философия Коменского была прежде всего антроподицеей (оправданием существования человека в бурном мире). Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа своей деятельности.
"Прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на превых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, "явленной" в Священном писании". [7, с. 19]
Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней неразрывно связано с философским знанием. Но ни в одном учении, кроме дидактики Яна Амоса Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.
Коменский
живет в одно время со многими
известными личностями
Хорошо знакомый с трудами античных авторов, таких Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Коменский подхватывает традицию античного отношения к человеку. С его точки зрения цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония "космического" характера является одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.
Сам неоднократно
переживший ужасы войны
В его
трудах проявляется
Обращаясь к личности Сократа,
он указывает, что значение
трудов античного автора
Как истинно
верующий человек Коменский не
мог обойти вниманием
Не случаен
поднятый Коменским вопрос о
сущности вещей и понятиях
о вещи. Спор номиналистов и
реалистов по этому поводу
знаменовал собой практически
все Средние века. Лишь с приходом
Нового времени, философов
Сам обладая несомненными задатками философствования, Коменский, тем менее четко отделяет языческое знание от христианского, осмеивает многих из древних авторитетов. "... Проникнутая сарказмом критика философов ведется на протяжении всего повествования". [5, с. 71] (Речь идет о труде "Лабиринт света и рай сердца")
Но даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений.
"Поистине
гениальные мысли развивает
Точно
также существуют три причины
того, что истина в книгах, в
литературе страдает. Эти причины
таковы: а) разногласия между науками;
б) недостаточная внутренняя
Из этих
научно-методологических
"Коменский требует демонстративности при объяснении вещей, при их изложении, а это - не что иное, как наглядность. Кроме того, он требует обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним словом, главное, необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались (познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам." [5, с. 78]
Центральным пунктом философского учения Коменского является его труд «Пансофия». «Пансофия - всеобщая мудрость, зеркало мировой машины (закономерностей совокупности предметов). В основе ее лежат три познавательных принципа: чувство (ощущение), разум, божественное откровение». [5, с. 96]
Ведущие
специалисты прошлого периода
видели в Коменском
Данный
период развития науки и
Коменский
пытался связать теоретическое
и практическое познание. Из его
механистического отношения к
познанию напрямую вытекает
Характерным
для педагогической философии
Коменского является
Первая
из них - теория. Вслед за Декартом
он выдвигает правила познания,
состоящие из нескольких
На второй ступени - практике так же три уровня. Вначале ученик должен получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности. Затем индуктивным методом человек выясняет как из частей изучаемого может получиться целая вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их действия совершать автопраксию (самоупражнение).
Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. И, главное, «применять уже добытое знание только на доброе» [5, с. 86].
Философия
Коменского предлагает
Многие авторы считают Коменского предтечей современных представлений о непрерывном образовании. В своем великолепном труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» он достаточно убедительно и основательно развил эту мысль. Так, в «Пампе-дии» он писал: «Как для всего рода человеческого весь мир — это школа, от начала и до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа, от колыбели до гроба; и мало сказать вместе с Сенекой: «Учиться ни в каком возрасте не поздно», но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе». «В самом деле, природа человека устроена так, что чувства, разум, воля и все способности постоянно ищут себе пищи». При этом велика роль именно самонаучения: «В самом деле, создавая, мы создаем самих себя, а действуя, становимся искусными в делании...».
Коменский понимал, что личность доходит до такого состояния, когда она сама стремится и умеет самоусовершенствоваться только с помощью мудрого и универсального наставника. «Мало поэтому иметь хорошие книги, их надо усердно читать, и не только читать, но и правильно понимать, прочно удерживать в памяти содержание и применяя его на деле. Чтобы это умели все в последнем веке, веке мудрости, необходимо руководство универсальных учителей». Каким же должен быть такой универсальный воспитатель умов? Он должен, по мнению Коменского, отвечать трем требованиям:
1) каждый сам должен быть таким, каким должен делать других;
2) каждый должен владеть искусством делать других такими; 3) быть ревнителем своего дела ...».
А. Дистервег в книге «Руководство к образованию немецких учителей» определяя основания успешной работы учителя, предупреждает, что они обретут силу лишь при условии систематического самообразования, усовершенствования в своей специальности, систематического изучения педагогики и методики. Он считал, что образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным, оно находится в становлении и изменении, реализуется в деятельности, движении. Учитель должен постоянно работать над своим образованием: над общим — как человек и гражданин, над специальным — как учитель.
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве "учить всех всему", исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании "всеобщего естественного метода", который вытекает из "природы вещей и основывается, по его словам, "на самой человеческой природе".
Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным: так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены.
Подобно этому, по словам Коменского, действует и художник, который сначала делает общий набросок изображаемого предмета, а потом уже вырисовывает отдельные его части. Но следует иметь в виду, что частые ссылки на природу и деятельность людей были у Коменского лишь своеобразным приемом для подтверждения правильности его педагогических положений. Подобные примеры помогали ему обосновать его собственный богатый педагогический опыт и современную ему передовую педагогическую практику.
Информация о работе Философские основы педагогической системы Коменского