Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:20, курсовая работа
Ребенок является одновременно и организатором игрового «спектакля» и его зрителем, ибо при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую. Вместе с развитием ребенка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится все более сюжетно организованной. Центр ее перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор обстоятельной монографии «Психология игры» Д. Б. Эльконин приходит к выводу, что «путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, — таков схематически путь к ролевой игре», а «роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия.
Введение 3
§1 Теоретические аспекты игры. 4
1.1 История возникновения игры. 4
1.2 Феномен игры. 5
§2 Предпосылки игры 12
2.1 Игра – творческий процесс 12
2.2 Природа игры 14
2.3 Игра с точки зрения различных наук 16
§3 Педагогические возможности игры 26
3.1 Решение воспитательных задач 26
3.2 Значение игры 27
3.3 Цели и процесс игры 28
Заключение 31
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
Череповецкий государственный университет
Институт
педагогики и психологии
Кафедра
дошкольного образования
Курсовая работа
По дисциплине: _История и методология науки и образования
На
тему: «Феномен игры
в истории науки и практике
образования».
Череповец
2010г.
Содержание.
Введение | 3 | |
§1 | Теоретические аспекты игры. | 4 |
1.1 | История возникновения игры. | 4 |
1.2 | Феномен игры. | 5 |
§2 | Предпосылки игры | 12 |
2.1 | Игра – творческий процесс | 12 |
2.2 | Природа игры | 14 |
2.3 | Игра с точки зрения различных наук | 16 |
§3 | Педагогические возможности игры | 26 |
3.1 | Решение воспитательных задач | 26 |
3.2 | Значение игры | 27 |
3.3 | Цели и процесс игры | 28 |
Заключение | 31 | |
Список литературы | 32 |
Введение.
Все
мы когда то были детьми, наверняка
самые светлые воспоминания и
впечатления связаны у нас
с играми. Золотое время детских
игр кратко и его надо ценить. Детская
игра — своеобразный театр, в котором
ребенок выступает нередко одновременно
и как «актер», играющий какую-то роль,
будь то роль мамы или доктора, воспитательницы
или пожарника, и как «режиссер», организующий
действия своих сверстников («Я буду доктор,
а ты — больной») и участвующих в игре
вещей, и как «драматург», импровизирующий
сюжетное действие и словесный текст за
себя и за куклу. Ребенок является одновременно
и организатором игрового «спектакля»
и его зрителем, ибо при всей увлеченности
игровым действием он не теряет из виду
реальности, из материала которой и по
образцу которой он строит реальность
игровую. Вместе с развитием ребенка,
обогащением его жизненного опыта развивается
и сама игра. Она становится все более
сюжетно организованной. Центр ее перемещается
от действия с предметами к изображению
действий и отношений жизни взрослых.
Обобщая обширный экспериментальный материал,
автор обстоятельной монографии «Психология
игры» Д. Б. Эльконин приходит к выводу,
что «путь развития игры идет от конкретного
предметного действия к обобщенному игровому
действию и от него к игровому ролевому
действию: есть ложкой; кормить ложкой;
кормить ложкой куклу; кормить ложкой
куклу, как мама, — таков схематически
путь к ролевой игре», а «роль является
смысловым центром игры, и для ее осуществления
служит и создаваемая игровая ситуация,
и игровые действия.
§1 Теоретические
аспекты игры.
1.1. История
возникновения игры.
История
возникновения игры как способа
решения затруднений в
1.2. Феномен игры.
Игра
сопровождает человека в течение
всей жизни: родители играют с детьми,
начиная с самого рождения, дети
играют друг с другом во всё более сложные
по мере взросления игры, молодёжь и взрослые
участвуют в различных жизненных ситуациях,
поведение внутри которых является ничем
иным, как достаточно сложной, запутанной
на взгляд со стороны игрой. Иногда незаметно,
иногда явно, но почти каждый день мы становимся
свидетелями и/или участниками тех или
иных социальных, политических, экономических,
культурных и спортивных игр. Поэтому
вполне естественным является желание
понять и определить роль игры как культурного
и философского явления в развитии и текущем
состоянии человечества.
§2.
Предпосылки развития игры.
2.1.Игра
– творческий процесс.
Первичное
творчество, как считает А. Маслоу,
опирается на неведомое, его всегда
можно наблюдать в здоровом ребенке. Это
творчество является характерным для
тех, кто способен играться, мечтать, смеяться,
и лентяйничать, кто может быть спонтанным
открытым для несознательных желаний
и импульсивных. Интуиция «как голос с
неба», «господь откровения», новой структуры.
Это чудодейственное прояснения, осенения,
является механизмом интуиции и имеет
название инсайт, что в переводе с английского
и немецкого (в пределах генетальпсихологии
этот термин и было введено) обозначает
непосредственно усмотрение. Инсайд как
момент воспоминания можно наблюдать
почти в каждой сюжетной игре, когда необходимо
найти предметы – заменителей, исполнителей
на определенные роли, интегрировать в
сюжет новые обстоятельства, возникающие
преграды. Игровое действие рождается
не с воображаемой ситуации, а наоборот,
операция с действием вызывает игровую
ситуацию. Таким образом, условие игрового
действия способствуют воображению, делают
его необходимым. Пока ребенок не играет,
он не воображает игровую ситуацию, и фантазия
не работает. Только в процессе игры предмет
как будто распадается на вещественные
свойства и игровой смысл. Механизмом
фантазии становится бисоциация. Термин
«бисоциация» принадлежит А. Кестлеру,
исследователю творческого процесса который
обращал свое внимание подсознательному.
Он подчеркивал роль случайности, необходимости
откладывания решения, и размышления,
про стороны побочных вещей. В сознательном,
как говорил З. Фрейд, следует называть
«ОНО» отсутствуют типовые противопоставления,
доброго и плохого, правильного и неправильного.
В этой сфере психики противоположного,
правильного и неправильного, в этой сфере
психики противоположности воспринимаются
как единые, в целом, общие. Такое восприятие,
которое является нейтральным в ценностном
отношении, содействует новому творческому
взгляду на мир. Известно множество «техник»
фантазий. Среди них – комбинирование
соединение известных элементов, в новых
комбинаций, которые постоянно наблюдаются
в детских играх. Следует назвать также
акцентирование – подчеркивание отдельных
черт явления (которое открывается). Преувеличение
или надменное преуменьшение помогает
ребенку в игровом или сказочному сюжете
сделать игровое ударение, на каком –
либо субъективно очень важном. Акцентированное
отражение определенного персонажа или
отдельной ситуации, содействует обобщению,
типизации, поскольку некоторые черты
упрощаются, совсем выпадают, случайные
черты отбрасываются. Игровая деятельность
ребенка всегда есть обобщенной, потому
что мотивом есть не отражение, какого
– то конкретного явление, а самого действия,
как личного отношения. В игре ребенок
не наследует, не передает особое, характерное,
он всегда типизирует. Интуиция стимулирует
фантазирование, а фантазии воспринимают
развитие творческого мышления. У каждого
активно – действующего человека живет
неискоренимая потребность переходить
от чувственного познания мира к рациональному,
где мышление, механизмом которого является
опосредственность. Мышление является
процессом опосредованного познание вещей
и явлений, осмысливание связей и отношений
между ними. Во всех чувственных явлениях
ребенок стремится в меру своих сил найти
соответствующий смысл, и его не заканчивающийся
«как? почему? зачем?» направлены на открытие
тайн своего существование. То новое, что
возникает ежедневно перед ребенком, является
для него загадкой. Мышление становится
обобщением результатом наблюдений, обобщением
ориентированной деятельности. Человек
не успокаивается до тех пор, пока загадочному,
неведомому явлению, которое волнует уже
самим своим существованием, не будет
предавать определенное значение, которое
в начале происходит в игре. Игра концентрирует
в себе все тенденции развития, и ребенок
играючись, как бы возносится над обычным
уровнем своего мышления, своего поведения.
Мышление дает возможность знать про то,
что непосредственно невозможно наблюдать.
Оно создает фундамент для творческих
предпосылок. Поиски значений смысла не
успокаивает, человек стремится что-нибудь
сделать с отрытым осмысленным явлением,
предметом. Рациональная, абстрактное
он стремится представить наглядно дать
ему, чувственного воплощения. Чувственно
– речевая игра значения вновь возвращает
творческий процесс, к интуиции и творческая
спираль переходу от интуиции к фантазии,
а потом к мышлению, и дальше раскручивается
неистекаемо.
2.2 «Природа»
игры.
Различают
три генетически сменяющих друг
друга и сосуществующих на протяжении
всего жизненного пути вида деятельности:
игру, учение и труд. Они различаются
по конечным результатам (продукту деятельности),
по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека
является труд. Конечный результат труда
- создание общественно значимого продукта.
Это может быть урожай, выращенный колхозником,
сталь, выплавленная сталеваром, научное
открытие ученого, урок, проведенный учителем.
Игра не создает общественно значимого
продукта. В игре начинается формирование
человека как субъекта деятельности, и
в этом ее огромное, непреходящее значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает,
прежде всего, как средство овладение
миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком
уровня психического развития происходит
освоение объективного мира взрослых.
Игровая ситуация включает себя замещение
(в место людей – кукла), упрощения (обыгрывается,
например, внешняя сторона приема гостей).
В игре, таким образом, огрублено имитируется
действительность, что позволяет ребенку
впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно.
Никто не может обязать ребенка играть
с 10 до 11 часов настольными играми, а после
11 – в дочки-матери. Игру можно организовать,
но он сам должен предложенное принять.
Это не значит, что у ребенка не должно
быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки,
время игр и занятий должны быть строго
определены. Но содержание игры, включенность
в нее ребенка, прекращение игры трудно
регламентировать. Ребенок сам переходит
от одной игры к другой. Разнообразные
виды деятельности дополняют друг друга,
взаимосуществуют, взаимопроникают. В
детском саду дошкольник не только играет,
но и учится играть, рисовать. Школьник
после окончания занятий с удовольствием
играет. Игровые моменты успешно вносятся
и в организацию урока. Урок с элементами
игровых ситуаций увлекает школьника.
Игрой является воображаемое путешествие
по карте нашей страны или карте земного
шара на уроках географии, в ходе которого,
учащиеся на основе воображения рассказывают,
что они «видят». Школьники охотно берут
на себя игровые роли – и на уроках иностранного
языка: учителя, гида, продавца – и на основе
роли активно овладевает языком. Рабочий
не только трудятся – но и учится (в вечерней
школе, техникуме, высшем учебном заведении
или занимается самообразованием). Он
может играть в шахматы и участвовать
в других спортивных играх. Хотя виды деятельности
не существуют, изолировано, в разные периоды
жизни человека они имеют неодинаковое
значение. До поступления ребенка в школу
ведущий вид деятельности – игра. Анализируя
игру как вид деятельности следует, прежде
всего, ее природу. В иностранной психологической
литературе широко распространены биологизаторские
теории игры согласно которым игра ребенка
освобождает врожденную биологическую
потребность в активности, одинаково присущим
как животным, так и человеку. Развитие
игры ребенка пытаются связать с соответствующими
этапами развития человеческого общества.
Интерес к игре в песочек, копание ям этапы
хлебопашества, игры с животными – скотоводства
и т.д. Игры по правилам широко представлены
в жизни школьников и взрослых. В спортивных
состязаниях, в решении кроссвордов и
других играх, требующих умственного напряжения
человек переключается на другой вид деятельности,
совершенствует свои умственные и физические
силы, получает эмоциональную разрядку.
Являясь основным видом деятельности
ребенка дошкольного возраста, игра не
исключает и других видов деятельности.
С трех – четырех лет ребенок знакомится
с трудом по самообслуживанию. Он должен
умываться, одеваться, убирать игрушки.
В 5-6 лет трудовыми обязанностями ребенка
становится уход за комнатными растениями,
помощь старшим в уборке комнаты и т.д.
В детском саду дети охотно дежурят в столовой,
в Живом уголке, в игровой комнате. В жизнь
дошкольника включаются и элементы учения.
Они связаны с дидактическими играми,
развивающими познавательные способности
детей. Например, лото «Животные» игра,
которая учит ребенка классифицировать
предметы, изображенные на карточке. В
детских садах проводится занятие по родной
речи (обогащение словарного запаса), по
счету. В настоящее время в старших группах
организованы занятия подготавливающее
детей к школе. Имеется положительный
опыт обучения в игре дошкольников в детских
учреждениях музыки, рисованию, иностранному
языку. Все виды деятельности: игра, элементы
труда и учения – готовят ребенка к школе
Информация о работе Феномен игры в истории науки и практике образования