Факторы, влияющие на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Факторы, влияющие на развитие личности:
·среда;
·наследственность;
·деятельность;

Работа содержит 1 файл

семинар.docx

— 30.46 Кб (Скачать)

1. Семинар «Факторы, влияющие на развитие личности».

Факторы, влияющие на развитие личности:

  • ·среда;
  • ·наследственность;
  • ·деятельность;
  • ·воспитание.

Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие. Среда бывает 3 видов:

- биологическая (климат);

- социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья,  коллектив).

Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.

Воспитание – целенаправленный специальноорганизованный процесс формирования личности.

 

Наследственность в развитии личности

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.

Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития. Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

Психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Серьёзные учёные придерживаются теории «врождённого зла». В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку даётся драчливость, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животного. Если наука признаёт наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И. П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должны приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признаётся инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. В последнее время всё более определённую, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики  П.К.Анохин, Н.М. Амосов и другие сперва завуалировано, а в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения. Человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего развития.

Какие качества передаются от родителей к детям?

    • Способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности.
    • Черты характера.
    • Тип нервной системы, темперамент.
    • Способности к различным видам деятельности.
    • Задатки, служащие основой для различия индивидуальных способностей человека.
    • Цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор.
    • Социальный опыт.
    • Нравственные качества.
    • Особенности речи, памяти, внимания.
    • Воля, настойчивость, целеустремлённость.
    • Жесткость, алчность, агрессивность.
    • Склонность к правонарушениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние среды на развитие личности.

 

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

 Реальная действительность, в  условиях которой происходит  развитие че-ловека, называется средой. На формирование личности влияют разнооб-разные внешние условия, в том числе географические, социальные, шко-льные, семейные. По интенсивности контактов выделяются ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную (отдалённая) и домашнюю (ближайшая).

 Социальная среда – общественный строй, система производительных отно-шений, материальные условия жизни, характер протекания производствен-ных и социальных процессов и некоторые другие.

 Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает  домашняя среда. Ребёнок обычно довольно точное отражение той семьи, в  которой он растёт и развивается. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.

 

Воспитание в развитии личности

Воспитание - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта. Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания вживления склонностей и дарования, развитие в соответствие с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Воспитание может обеспечить развитие определённых качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково (то полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей).

Сила воспитательного воздействия  зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский (1896-1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать, не только уровню развития, уже достигнутому ребёнком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет 2 уровня умственного развития: «Уровень актуального развития»; «Зона ближайшего развития».

На первом уровне ребёнок выполняет  задания самостоятельно. На втором он не может с ним справиться, а поэтому разрешают проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признаётся хорошим, которое идёт впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перейдёт в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые ещё не созрели, но находятся в стадии становления.

 

Деятельность как фактор развития.

 

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельности личности. Под этим понимается всё многообразие занятий человека, что он делает. Чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются «сдерживающими факторами»- способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и другим. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить. Основные виды деятельности детей и подростков - игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направ-ленная на получение удовольствия) деятельность. Особый вид деятельности – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной (ребёнок проявляет  себя как активное существо, требует  к себе внимания). Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую  человек вкладывает всю душу, в  которой полностью реализует  свои возможности, выражает себя как  личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не только деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Активность в обучении позволяет  школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивать коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей деятельности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Для неё характерно не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности.

Активность самого человека – непременное  условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребёнка, без собственного труда он мало чего достигнет. К.Д.Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог даёт ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании  школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько субъектов, т.е. активный участник собственного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

1. Какими факторами обуславливается  развитие личности? В формировании личности взаимодействуют три рода факторов: воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Воспитание считается ведущим фактором.

2. Что такое наследственность? Наследственность-это передача от родителей к детям определённых качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу.

3. Какие признаки передаются  по наследству от родителей  к детям? Анатомо-физиологическая структура организма: цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определена группа крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

4. Что такое задатки? Наследуются  ли они? Абсолютный слух, исключительная зрительная память, молниеносная реакция, редкая математическая и художественная одарённость. Но сами по себе задатки ещё не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, в процессе усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. От родителей дети наследуют не способности, а только задатки.

5. Какие специальные задатки  наследуются детьми? Видовые задатки человека как представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

Информация о работе Факторы, влияющие на развитие личности