Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:26, контрольная работа
Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Они были не просто картинами, они служили указателями границ владений племен, места охоты. Значит, эти рисунки и знаки передавали информацию, иными словами – были первыми письмами.
В периоды Адзути-Момояна (1573-1603гг.) и Эдо (1603-1867гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) (Приложение 2) - традиционный японский символ счастья и долголетия.
Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.
Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну места бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов “бумага” и “божество” - “ками”. В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.
Изготовление изделий
из бумаги в технике сгибания и
складывания — увлечение, с которым
каждый из нас когда-либо сталкивался.
Это всевозможные кораблики, самолетики,
коробочки, шляпы, забавные игрушки, знакомые
всем с детской поры. Их и сегодня
с интересом продолжают выполнять не только
дети, но и взрослые во всех уголках планеты.
Особое распространение эта техника получила
в Японии, где она была известна уже более
тысячелетия назад. Считают, что в свое
время изготовление бумажных фигурок
было священным ритуалом. Ими украшали
статую богини милосердия, стараясь ее
задобрить. Сегодня оригами — украшение
японского быта, народных празднеств,
карнавалов. Дословный перевод оригами
означает «складывание из бумаги» (по-японски
«ори» — складывание, «ками» — бумага).
Широкое распространение это искусство
получило в середине нынешнего столетия
благодаря японцу Акире Йошизаве, который,
профессионально занимаясь складыванием,
разработал систему условных обозначений,
своего рода язык оригами (рис. 7). Он, подобно
нотным знакам в музыке, дает возможность
представить процесс складывания любого
изделия в виде серии рисунков-чертежей
(технологических, инструкционных карт).
Сегодня эта система условных обозначений
общепризнана во всех странах мира, где
постоянно издается специальная литература,
журналы о самобытном восточном искусстве.
В оригами используются в основном заготовки квадратной формы, реже — прямоугольной, встречаются и многодетальные композиции. Подавляющее большинство работ «строится» из квадрата. Многие фигурки на первых этапах сгибания повторяют до определенного момента друг друга. Поскольку поделок оригами сотни и сотни, выделяют одиннадцать исходных базовых форм (рис. 8). Они очень древние, разработаны японцами, ими же придуманы и названия. Изготовление конкретной модели начинается с той или иной исходной формы. Несложные приемы сгибания и складывания, безграничная фантазия людей способны творить ни на что не похожий, всем открытый, радостный, добрый, веселый бумажный мир (рис. 9, 10).
Приемы складывания.
Внутренняя вывернутая складка |
Внешняя вывернутая складка | |
Внутрение складки "гармошкой" | ||
Внешнняя складка "гармошкой" | ||
Расплющивание | ||
Лепестки | ||
| ||
"Заячье ухо" | ||
Двойное заячье ухо | ||
Утапливание | ||
Головы птиц | ||
базовые схемы оригами – часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание “начинаем с формы “квадрат”", вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает.
Итак, базовые формы
оригами:
1. Совсем простые треугольник
и прямоугольник:
2. Блин
или блинчик:
Схема:
3. Водяная
бомбочка (чувствуете, как детством
повеяло?):
Схема:
4, 5. Бумажный
змей (воздушный змей), плавно переходящий
в ромб
Змей:
Ромб:
А вот схема для
них. На четвёртом этапе получаем
змея, на пятом змей трансформируется
в ромб:
6,7. Рыбное ассорти: рыба-1
и рыба-2:
Рыба-1:
Рыба-2:
И рыбная схема. На
четвёртом этапе рыба в первой
инкарнации, на пятом – во второй:
8. Квадрат,
он же двойной квадрат:
Схема:
9, 10. Птица-1
и птица-2:
Птица-1:
Птица-2:
Обе птицы берут
начало из базовой формы квадрат
(двойной квадрат). Такая вот рекурсия
получается, базовая форма, базирующаяся
на более базовой форме. На третьем этапе
схемы получается первая птица, на четвертом
– вторая. Схема:
11, 12. Лягушка-1
и лягушка-2:
Лягушка-1:
Лягушка-2:
Отцом обеих лягушек
снова-таки служит базовая форма
“квадрат”. Такая вот популярная
фигура: хочешь – лягушки, хочешь –
птицы. То ли еще будет! На пятом этапе
схемы первый вариант лягушки, на шестом
– второй:
13. Дверь:
Схема:
14, 15. Катамаран, вертушка:
Катамаран:
Вертушка:
В основе обеих
фигур лежит базовая складка
“дверь”. Схема начинается именно
с неё. На четвёртой итерации получается
катамаран, на шестой же он превращается
в вертушку:
16, 17. Узор
и стол:
Узор:
Стол:
И узор, и стол мы
получаем из катамарана, такое вот
это универсальное средство. Схема
начинается именно с этой базовой
схемы, на втором этапе катамаран
чудесным образом становится узором,
а на последнем трансформируется
в стол:
Вот такие вот базовые фигуры в искусстве оригами. Разумеется, от трактовки к трактовке могут варьироваться названия, этапы получения, но суть остаётся нерушимой: это основные складки, на которых базируются все сложные фигуры. Старательно потренируйтесь “на кошках”, прежде чем переходить к “серьёзным” занятиям.
Технологическая карта «Стриж»
Начать с базовой формы "Блин"
Технологическая карта «Лебедь»
1. Для начала необходимо
2. Сложим модель вдоль пополам и с силой загладим.
3. Для шеи согнём левую часть модели вправо. Правая точечная линия показывает, как выравнивать край X по линии хвоста. Сначала необходимо выполнить мягко, а разгладим его с нажимом лишь после того, как убедимся, что он на верном месте. Чтобы уточнить длину отрезков и величину углов – сверьте свою модель со схемой.
4. Разогнём сгиб, который сделали на третьем этапе.
5. Поднимем модель и слегка
разгладим, чтобы отделить, друг
от друга нижние края, после
необходимо вывернуть шею
6. Сделаем сгиб в верхней части шеи, так же, как и на третьем этапе.
7. Разогнём сгиб, который сделали на шестом этапе.
8. Приподнимем модель и вывернем
верхний кончик наизнанку,
9. Далее необходимо с нажимом загладить, а затем разогнуть сгибы, сделанные на этапах 2, 3, 6.
10. Начнём делать клюв, загнув
внутрь верхушку левого
11. Сделаем ещё один миниатюрный сгиб (смотрите на рисунки 12 и 13) и сгибы 2, 3, 6.
12. Отогнём кончик, как показано на рисунке.
13. Загладим складку.
14. Лебедь должен выглядеть.
15. Поднимем модель и возьмём
правой рукой за макушку, а
левой сожмём клюв и переднюю
часть головы. Теперь опустим
левую руку вниз, чтобы изменить
угол наклона головы. Пускай верхний
край головы надломится в
16. Окончательный вариант головы.
17. Можно усовершенствовать хвост.
18. Оригами лебедь готов. Готовый оригами лебедь с усовершенствованным хвостом.