Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:26, контрольная работа
Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Они были не просто картинами, они служили указателями границ владений племен, места охоты. Значит, эти рисунки и знаки передавали информацию, иными словами – были первыми письмами.
Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов — мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.
Далее, в главе «Окраска бумаги и дерева», мы расскажем о том, как кружковцы могут сами приготовить разную цветную бумагу.
Папиросная бумага, тонкая, прозрачная, также будет полезна кружку для некоторых работ.
Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном.
Сорта картона можно различить по его цвету.
Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.
Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.
Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.
Цветной картон — тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.
Желательно, чтобы кружок располагал для своих работ несколькими сортами бумаги и картона.
Для картонажных работ
инструменты потребуются очень
несложные. Основной инструмент — это
нож. Наиболее удобен специальный переплетный
или сапожный нож, наглухо насаженный
на рукоятку, не складывающийся. Лезвие
ножа, а особенно конец его, должно
быть хорошо наточено. Хороший нож
для работ с картоном можно
сделать из обломка полотна слесарной
ножовки. Такой обломок дают заточить
по форме переплетного ножа точильщику;
тупой конец превращают в рукоятку,
плотно обмотав его бумагой или
лоскутом, а сверху шпагатом или
прочной тесьмой. Таким же образом
можно заточить сломанный кухонный
нож. Для пионеров вполне достаточна
и удобна длина лезвия рабочего ножа
в 3—4 сантиметра. Можно пользоваться
и перочинными ножами без всяких
выступов на рукоятке. Листы бумаги
и тонкого картона можно также
резать лезвием безопасной бритвы,
вставленным в металлический
держатель для чинки
Кроме ножа, потребуются ножницы — обыкновенные швейные или изогнутые; линейка — металлическая, в крайнем случае из пластмассы, Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона.
|
Рис. 4. Инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном: 1 — ножи (внизу самодельный, из полотна ножовки); 2 — ножницы; 3 — линейка металлическая; 4 — кисти для клейстера и клея; 5 — подрезная доска; 6 — кругорез; 7 — гладилки. Сгибание бумаги и картона Благодаря нехитрым
приемам сгибания и складывания
можно из обычного листа бумаги создавать
сложные объемные конструкции.
Заготовку располагают
так, чтобы будущая линия сгиба
была параллельна краю стола (для
возможности контролирования
В изготовлении многих
поделок данную операцию приходится
выполнять неоднократно. В этом случае
заготовку «вращают» по часовой
стрелке и все действия повторяют.
Поделка, поворачиваясь после очередного
сгибания, всегда находится на столе,
под руками. Обрабатывая мелкие детали,
изделие поворачивают в ту сторону,
куда удобнее, используя зачастую вместо
гладилки ноготок пальца или торцевую
кромку линейки. Операция заглаживания
листа бумаги гладилкой по линии
сгиба называется фальцеванием, фальцовкой.
Она широко используется в производстве
книжных блоков, журналов, газет. Немного об инструментах и
приспособлениях, «отвечающих» за выполнение
столь ответственной
Сгибание бумаги в криволинейную
форму — наиболее сложный вариант
технологических обработочных операций,
иногда называемых трансформированием.
Обращаются к нему, когда хорошо изучены
и практически освоены все предыдущие
приемы сгибания и складывания и есть
желание создавать поделки, имеющие сложную
изогнутую пространственную конструкцию.
Трансформирование плотной
бумаги широко используется при изготовлении
гофрированных форм, в бумажной пластике,
где материал обретает способность
принимать самые необычные
К удивлению некоторых, существует несложный способ расправления и придания гладкости смятому листу бумаги. С этой целью ее обрабатывают размягчителем, в состав которого входят: глицерин — 10 частей, спирт (ректификат) — 30, вода — 60 весовых частей. Восстанавливаемый лист бумаги смачивают раствором размягчителя, а затем накатывают резиновым фотоваликом на толстое стекло, где и выдерживают до полного высыхания. Если бумага распрямилась недостаточно, то ее вновь смачивают составом и накатывают на стекло. Распластанный лист накрывают чистой бумагой и осторожно разглаживают ладонью до полного впитывания влаги. |
Звезды
Изготовление трех-, четырех-,
пяти-, шести-, восьмиконечных плоских
бумажных звезд способом сгибания и
складывания — это и в
Гофрирование бумаги
В переводе с французского «прессовать в складки» — несколько необычный прием сгибания и складывания материала, позволяющий в одном направлении листа значительно повысить его жесткость, прочность (по сравнению с гладкой формой) в другом — сделать его более гибким. Эти особенности используются в производстве различных строительных материалов, упаковочного сырья, в самолетостроении, а также в декоративном оформлении интерьеров.
В зависимости от назначения
конструкций различают
Для увеличения нажмите на картинку.
Пирамидальные гофроформы отличаются различной
шириной полос, при складывании которых
получается пачка в виде лесенки (рис.
16,2). Работу начинают с определения числа
ступенек лестницы. При этом важно правильно
выбрать соотношение узких и широких полос.
Расчеты показывают, что оптимальный угол
разворота в зависимости от ширины полос
составляет от 155° до 165°. Все грани на выкройках
соединяются строго под одинаковыми углами.
Линии, проведенные через середины сторон,
при правильном построении должны сойтись
в одной точке. При аккуратной работе и
точном расчете полученная форма будет
хорошо складываться в плоский четырехугольник
и легко раздвигаться в пирамиду.
Декоративные гофроформы наиболее интересны
и занимательны в работе, составляют основу
так называемой бумажной пластики, где
выразительные возможности бумаги приближаются
к скульптурным пластическим материалам.
Условно их можно разделить на несколько
групп, по технологии выполнения мало
чем отличающихся друг от друга. Кассетные
формы включают в себя ритмически повторяющиеся
ячейки, наружными сторонами примыкающие
друг к другу. В лучевых формах (рис. 16,3)
все линии сгиба проходят через одну точку.
Количество лучей определяет характер
поверхности. Первый сгиб у лучевиков
начинают по диагонали листа, что позволяет
быстро найти его центр.
Для построения конических форм необходим
циркуль, которым в определенном порядке
и ритме вычерчивают окружности и продавливают
линии сгиба. Потом выделяют небольшой
сектор, делят его на четыре части. Две
крайние подгибают внутрь и подклеивают.
Подобными формами чаще всего украшают
светильники. Коническую форму можно несколько
усложнить, если секторы для подклейки
разместить сверху конуса. Количество
секторов определяет высоту формы.
Гофры волнообразной формы размечают
по шаблону, имеющему криволинейную кромку.
Разметив и проработав линии сгиба, заготовку
осторожно сгибают. Для фиксирования полученной
волны снизу подклеивают ровный лист плотной
бумаги, картона.
Используя в различном сочетании друг
с другом вышеописанные формы, ведут построение
и изготовление всевозможных моделей,
макетов, игрушек, украшений и многого
другого, удивляя и радуя окружающих.
Киригами
В отличие от своих «собратьев»
— оригами, при выполнении последних
прибегают к помощи режущих инструментов
— ножа, ножниц. Отсюда и пошло
название вида работы «прорезная бумага»
— в переводе с японского «кири»
— резать, «ками» — бумага. История киригами
столь же древняя, как и оригами. Дополняя
друг друга, они открывают новую выразительную
грань материала. В типичном случае технология
изготовления киригами предусматривает
разметку заготовки, раскрой, сгибание
и складывание. Преобладают, как и в оригами,
однодетальные композиции, выполняемые
из цельного листа бумаги.
В изделиях киригами довольно четко просматриваются
отдельные направления. Основными из них
будут следующие:
— фигурки вырезаются и складываются
из одного листа прямоугольной формы (рис.
11); в ходе работы ни одна из частей не удаляется,
т.е. если разложить фигуру на плоскости,
все детали ее совпадают, при этом видны
лишь надрезы и прорези; объем конструкции
достигается за их счет;
— поделки вырезаются также из одного листа прямоугольной или квадратной формы, сложенного пополам (рис. 12, 13). Ребро сгиба может проходить как по «спинке», так и по «животу» зверюшки; иногда работа усложняется за счет загибов, образуемых в местах сочленения конечностей, головы, шеи;
— игрушки складываются из одной или нескольких узких полосок бумаги (рис. 14), благодаря надрезам, прорезям, а затем отгибая детали пропорционально туловищу животного, создается законченный его образ; выполняемые надрезы и просечки — прорези в таких работах обладают особым выразительным качеством (рис. 15);
Для увеличения нажмите на картинку.
— изображение будущего
героя «строится» ножницами на глаз
или по размеченному контуру на заготовке,
сложенной из листа бумаги, чаще
всего из исходных форм оригами;
— наиболее сложны в изготовлении изделия,
состоящие из нескольких деталей, имеющих
замысловатую конфигурацию, соединенных
между собой на прорезях, надрезах.
При выполнении всех изделий следует особенно
тщательно прорабатывать линии сгиба
с учетом внутреннего или наружного расположения
ребер. Спирали, закругленные детали получают
путем проглаживания кончиков лент или
всей заготовки ровным краем гладилки,
ребром линейки, закруткой на карандаш.
Клеем при сборке деталей в «технике»
киригами не пользуются.
ОРИГАМИ
Возникновение оригами.
Еще в древности, в Китае
бумагу использовали самым различным
образом, в том числе и в
религиозных обрядах. Например, изначально
было принято на похоронах вместе
с покойником сжигать и весь его
домашний скарб - чтобы обеспечить ему
дальнейший путь на небесах. Однако позже
из бережливости реальные вещи умеренно
были заменены специальными полосками
бумаги, на которых писались лишь названия
вещей (подобные полоски бумаги с
напечатанными пожеланиями
Из бумаги же изготовлялись
и разнообразные полезные в быту
вещи, вроде знаменитых подвесных
фонариков. При их изготовлении использовался
и прием складывания. Однако складывание
фигурок из квадратных листов бумаги
не получило в Китае такого же названия,
как в Японии. Вероятно, это объясняется
тем, что японцы использовали бумагу
не только для письма, производства
ширм, зонтиков, окон и даже одежды,
но и для наглядной демонстрации
некоторых мировоззренческих
Буддисты были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью - чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины - мокато - ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.
Буддизм вообще искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нем не конкурировали между собой, а скорее дополняли друг друга, так как все вели в едином направлении - к единой и неделимой Истине.
Несколько лет назад средний европеец едва слышал о бумаги, а японец уже был окружен ею. В 50-х годах XV века, в городке Майнце выдающийся немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг впервые на западноевропейской бумаге ручного производства напечатал библию. Это была одна из первых бумаг, изготовленная специально для печати.
Высоко ценилась прочность бумаги “ваши” в пиротехнике. Она шла на изготовление корпусов и гильз ракет для фейерверков. Японская бумага использовалась для непромокаемых занавесок в экипажах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластырь). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные футляры, корзины и коробочки для очков, музыкальных инструментов.
Первая японская бумага была очень высокого качества. Бумага сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь. Эти качества приобретались благодаря холоду, который предохранял волокна от порчи.
Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX - XII веках, в эпоху Хэйах (794 - 1185) и даже обозначили особым понятием “моно - ноаваре”. Это открытие идет от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками - божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй (Приложение 1),который висит перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.
До сих пор складывают в Японии ката-сиро - восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу - бумажные амулеты; и нагаси-бина - символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам - гуси - метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.
В периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветочка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI веке, упоминает в своей книге ”Гандзи моно гатари” (“Повесть о блистательном принце Гандзи”) о разновидности оригами - искусстве складывания писем, когда само письмо превратилось в замысловатый конверт с украшением.