Дошкольное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:40, реферат

Описание работы

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с которым, Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     – интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

     – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

     – формирование духовно-нравственной личности;

     – воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

     3. Профессиональное образование любого  уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

     4. Содержание образования должно  содействовать взаимопониманию  и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,  национальной, этнической, религиозной  и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

     5. Содержание образования в конкретном  образовательном учреждении определяется  образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.

     5.1. Уполномоченные федеральные государственные  органы обеспечивают разработку  на основе федеральных государственных  образовательных стандартов или  федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.

     5.2. Примерные основные образовательные  программы с учетом их уровня  и направленности могут включать  в себя базисный учебный план  и (или) примерные программы  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

     6. Образовательное учреждение в  соответствии со своими уставными  целями и задачами может реализовывать  дополнительные образовательные  программы и оказывать дополнительные  образовательные услуги (на договорной  основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

     7. В образовательных учреждениях  среднего (полного) общего образования,  образовательных учреждениях начального  профессионального и среднего  профессионального образования  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

     8. Образовательное учреждение при  реализации образовательных программ  использует возможности учреждений  культуры.

     Статья 18. Дошкольное образование.

     1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы  физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

     2. Утратил силу.

     3. Для воспитания детей дошкольного  возраста, охраны и укрепления  их физического и психического  здоровья, развития индивидуальных  способностей и необходимой коррекции  нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

     4. Отношения между дошкольным образовательным  учреждением и родителями (законными  представителями) регулируются договором  между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

     5. Органы местного самоуправления  организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную  помощь семьям, воспитывающим детей  дошкольного возраста на дому.

     Дошкольно-образовательное  учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка.

     На  занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском  саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

     Содержание  работы воспитателя ДОУ, таким образом, включает в себя следующее:

     1) формирование у детей представлений  о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний;

     2) формирование нравственно-волевых  качеств (настойчивости, ответственности,  самостоятельности, старательности);

     3) формирование у ребенка опыта  деятельности в коллективе и  положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

     4) формирование у детей навыков  организованного поведения, учебной  деятельности в условиях коллектива.

     Именно  в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

     Среди функций, которые выполняет ДОУ  в системе образования, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

     Подготовка  детей к школе в детском  саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

     В дошкольной педагогике выделяют два  периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:

     – 3 мес.–1 год – I группа раннего возраста;

     – 1–2 года – II группа раннего возраста;

     – 2–3 года – I младшая;

     – 3–4 года – II младшая;

     – 4–5 лет – средняя;

     – 5–6 лет – старшая;

     – 6–7 лет – подготовительная.

     Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и  способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и  выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

     Деятельность  любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

     Педагогический  процесс – целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

     Педагогический  процесс – система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

     В рамках педагогического процесса тесно  взаимодействуют два взаимосвязанных  и в то же время относительно самостоятельных  процесса:

     1) обучение – передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

     2) воспитание – освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

     Интеграция  процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического  процесса выражается в нескольких аспектах:

     1) оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

     2) воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

     Отличительные особенности процессов отчетливо  проявляются при выборе форм и  методов достижения цели.

     Если  в обучении используются преимущественно  регламентированные формы работы и  методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

     Построение  педагогического процесса в ДОУ  основывается на следующих принципах:

     1) учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

     2) решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

     3) учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

     4) осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

     5) создание развивающей среды.

     Основной  функцией организации педагогического  процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

     Планированию  предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной  работы в дошкольном учреждении, выявление  сильных и слабых ее сторон, определение  актуальных задач на предстоящий период.

     В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

     Годовое планирование – план работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.

     Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает  ее непрерывность и последовательность.

Структура годового плана работы:

       1. Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

     2. Организационно-педагогическая работа. Руководство и контроль за воспитательно-образовательной работой. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров педагогического процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.

Информация о работе Дошкольное образование