Домострой Сильвестра

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:39, практическая работа

Описание работы

Сильвестр (в иноках Спиридон, ум. ок. 1566) — русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века.
Начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием.
Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Работа содержит 1 файл

Сильвестр.docx

— 36.22 Кб (Скачать)

 А ведь, действительно, какая малость: живи себе, человек, по чести, по совести, и тогда жизнь вокруг тебя непременно преобразится. Жить же по совести учили с детства — по Закону Божиему и "Домострою". С младых ногтей знал каждый русский человек тринадцать "не": "не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться" (гл. 21 "Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить").

 Да и следующие  рекомендации можно со всей определенностью  назвать жизненным кредо тогдашнего жителя России. "Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся; средних  как братьев почитай; немощных и  скорбных утешь любовью, а младших  как детей возлюби — никакому созданию Божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай;…всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи; если обидят — не мсти, если хулят — молись; не воздавай злом за зло; согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах...; отвергни советы злых людей; равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же" (гл. 7 "Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это").

 Глава дома

 Во времена "Домостроя" каждый с детства  разумел свое место в обществе, свои права и обязанности. А сам  патриархальный уклад жизни в  полном соответствии с Божиими установлениями отводил именно мужчине главенствующую роль: он — первое лицо в семье, глава  своей жене, хозяин дома, им ведется  и держится семья.

 "Домострой"  иллюстрирует такое положение  вещей своими рекомендациями  мужу: "Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, женкам и девкам работу указать на день, каждой — свое: кому дневную пищу варить, а кому хлебы печь…" (гл. 29 "Как учить мужу свою жену, как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться"); "Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве…" (гл. 49 "Как мужу с женою советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне"). И строго предупреждает: "Если же муж и сам не делает того, что в этой книге писано, и жены не учит, и дом свой не по Заповеди устраивает, и о своей душе не радеет… — и сам он погиб в этом веке и в будущем, и дом свой погубит" (гл. 39 "Если муж сам не поучает, то накажет его Бог, если же и сам так поступает и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет").

 Муж — господин (по С.М.Соловьеву, "осподарь" — это начальник семьи, отец семейства), значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в его маленьком "царстве-государстве", в том числе и за жену: "Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением…" (гл. 29); "…а увидит муж, что у жены непорядок… или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом. Если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет,… должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить и попенять, и с любовью наставить и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и согласии" (гл. 38 "Как порядок в избе навести хорошо и чисто") (уточню: в XVI веке слово "наказать" означало "учить", "поучать", "наставлять").

 Специально  выделено здесь слово "любовь": то самое пресловутое "темное царство", оказывается, строилось и держалось  на любви и согласии! Во всяком случае, именно к этому призывал "Домострой".

 Ему помощница

 "Домострой"  не обошел своим вниманием  "лучшую половину человечества", посвятив немало страниц ее  обязанностям: "Мастерицы хорошие  жены — доход и сбереженье  всему…" (гл. 30); "Как всякое  платье кроить…" (гл. 31); "Как  всякий порядок домашний содержать" (гл. 32); "Каждый день жене мужа  обо всем спрашивать и советоваться  обо всем…" (гл. 34); "Женам наказ  о пьянстве и о хмельном  питье…" (гл. 36).

 Среди множества  безнадежно устаревших рекомендаций (жизнь  изменилась кардинально!) показались интересными  такие:

 - "…сама  бы хозяйка ни в коем случае  никогда, разве что занедужит,  без дела не находилась…" (гл. 29); "…со слугами бы госпожа  пустошных речей пересмешных никогда не говорила, и к ней бы никогда не приходили торговки, ни бездельные женки…" (гл. 33 "Каждый день госпоже надзирать над слугами в домашнем устройстве и рукоделии и о всяком сохранении и порядке");

 - "…беречься  всегда хмельного питья: пьяный  муж — дурно, а жена пьяная  в миру не пригожа…; …обо всем  рассказать мужу перед сном…" (гл. 34 "Каждый день жене мужа  обо всем спрашивать и советоваться  обо всем: и как на люди выходить, и к себе приглашать, и о  чем говорить с гостями");

 - "Крепко  беречься всякого зла…; с чем  сама не может управиться —  если дурное дело, то мужу сказать  всю правду…" (гл. 36 "Женам наказ  о пьянстве и о хмельном  питье…, как в гостях находиться  и дома себя вести во всем  правильно").

 Но за прошедшие  пятьсот лет ни чуточки не устарела, а наоборот — и сейчас до глубины души трогает небольшая главка, буквально пронизанная любовью к женщине. Называется она прекрасно: "Похвала женам".

 Вчитайтесь  в эти дивные отрывочки: "Если дарует Бог жену добрую, получше  камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь  устроит своему мужу …руки свои утвердит на дело и чад своих поучает…; милость обращает на убогого и  плоды трудов подает нищим — не беспокоится о доме муж ее. …хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней… Жена добрая и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу…" (гл. 20).

 Вот вам и "темное царство", и бесправно-униженное  положение женщины-рабыни… Одна констатация: "жена делает мужа своего добродетельней" чего стоит!

 Их смена

 Во все  времена нормальных людей не могло  не волновать, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после  себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось  одним из важнейших. Самому известному отечественному нравственно-педагогическому  трактату Поучение Владимира Мономаха — без малого тысяча лет!

 Как писал  в начале XX века епископ Никольский и Уссурийский Павел (Ивановский): "Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое  могут и должны дать родители своим  детям. Если мы преклоняемся перед великими художниками и славим их за то, что  они дали нам прекрасные картины  или изваяния, то сколь большего уважения заслуживают те родители, которые дали Церкви, обществу и  государству добрых и полезных сынов".

 Естественно, что "Домострой" не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается, и заканчивается  он текстами, по сути, на одну и ту же тему, разнящимися лишь объемом: "Наставление  отца сыну" (гл. 1) и "Послание и  наставление от отца к сыну" (гл. 64), этому аспекту в XVI веке придавали  самое серьезное значение.

 Воспитательные  рекомендации приведены в "Домострое" сразу же после наставлений духовных — что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда  к этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат "Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем" (гл. 15); "Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдать" (гл.16); "Как детей учить и страхом спасать" (гл. 17); "Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем" (гл. 18).

 Право же, совсем нелишне и нам взять на вооружение такие наказы: "А пошлет Бог  кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать  в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем… их учить рукоделию…; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу" (гл. 15).

 "Воспитай  дитя в запретах и найдешь  в нем покой и благословение… И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой, и болезнью души…" (гл. 17).

 "Если же  кто осуждает или оскорбляет  своих родителей, или клянет  их, или ругает, тот перед Богом  грешен и проклят людьми; кто  бьет отца и мать, пусть отлучат  от церкви… и пусть умрет  он лютою смертью… Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас…" (гл. 18).

 И ведь, действительно, все чрезвычайно просто: заботься о детях, люби и оберегай их, воспитывай в вере в Бога и на добрых примерах, приучай к вежливости, порядку  и рукоделию, наказывай за провинности. Но в этой гениальной простоте —  непременный залог успеха, свидетельством чему служит многотрудная и многославная пятивековая жизнь России после "Домостроя". 

 Сильвестр, составитель «Домостроя», убежден, что любовь к детям должна проявляться исключительно в делах, а не на словах: в каждодневной заботе, в расчетливом ведении хозяйства, в умении родителей обеспечить будущее своим детям. Целая глава посвящена, например, тому, как правильно собирать дочери приданое. «У кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно. Так дочери растут, страху Божью и знаниям учатся, а приданое их понемногу прибывает, только лишь замуж сговорят - тут все и готово».

 Важнейший элемент  воспитания детей в древнерусской  семье - это строгое следование правилам поведения, обрядам, ритуалам и церемониям, коих в XVI-XVII веках было превеликое множество. Прежде всего дети должны были усвоить религиозный образ жизни своих родителей. Например, после вечерней службы или домашнего моления не пили, не ели, не полагалось разговаривать, - это было грешно. Перед тем как лечь в постель, обязательно должны были сделать три земных поклона перед домашними иконами. И перед началом любого дела обязательно творили молитву. Даже обычные домашние дела всегда начинались с поясных и земных поклонов, при этом обязательно творилось крестное знамение. А перед едой возносился хлеб в честь Богородицы.

 Вслед за старшими дети усваивали и такие церемонии, как поклоны: ведь люди по-разному  встречали и приветствовали друг друга. Это мог быть простой наклон головы, или поклон малым обычаем (когда кланялись в пояс), или  поклон большим обычаем (кланялись  до земли). Все зависело от сословия человека или его отношения к  встречному. При виде царя или перед  иконами в церкви беднейшие бояре  «били челом», то есть падали на колени и касались лбом пола.

 Особый стиль  поведения внушался девочкам и девушкам. Как известно, дом был разделен на две половины, мужскую и женскую, и положение женщины в семье  было строго определено. Боярыня при  разговоре с мужчиной не могла  смотреть ему в глаза. Размахивать  руками ей тоже не разрешалось. Одну руку женщина держала около груди, а вторая была опущена вниз. Даже складывать (скрещивать) руки под грудью могла только простая женщина, но не боярыня. Праздная беседа тоже считалась  грехом. Во время разговора женщина (или девушка) должна была заниматься делом, чаще всего - рукоделием: прясть, вязать или вышивать. На пиры женщины  и девушки не допускались, так  что познакомиться с молодым  человеком девице не представлялось никакой возможности. Исключением  был только свадебный пир, на котором  веселились все вместе, и даже молодым  девушкам - боярышням разрешалось  плясать.

 В начале XVIII века у дворянской молодежи появилось  свое, несколько отличное от «Домостроя», руководство к светскому обращению - переводная книга «Юности честное  зерцало». В этой книжке, ставшей  своего рода первым учебником светских приличий, были изложены правила поведения  в свете: как сидеть за столом и  обходиться с вилкой и ножом, с  носом и носовым платком, на каком  расстоянии снимать шляпу при  встрече со знакомыми и какую позитуру принимать при поклоне.

 Дольше всего  установления «Домостроя» сохранялись  в купеческой и мещанской среде - вплоть до середины XIX века. Но даже и  сейчас заглянуть в эту книжку никому не помешает: много верных советов  и замечаний (разумеется, с поправкой  на наше время) могли бы почерпнуть оттуда современные родители.

 "Домострой" умилял как образец благолепия и идеал православной семьи, где добродетельная жена ведет домашнее хозяйство, то читателей XX века, склонных бороться за "ущемленные права" средневековых женщин, "Домострой" возмущал: ослушливую и нерадивую жену мужу рекомендовалось побить. Так возникали мифы: с одной стороны, о золотом средневековье, когда люди были по-настоящему православными: с другой - о забитом и униженном положении русской женщины.

Информация о работе Домострой Сильвестра