Дистанционное образование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Темпы развития и обновления научного знания в современном мире диктуют новые требования к образовательной системе. В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Таким образом, при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года.

Содержание

Содержание 2
Введение. 3
Новые возможности в образовании 4
История дистанционного обучения 6
Методы дистанционного университетского образования 8
Информационные технологии дистанционного обучения 11
Отличия дистанционного и заочного образования 13
Модели и технологии дистанционного обучения 15
Основные типы организационных структур дистанционного образования. 16
Дистанционное образование в России. 19
Заключение. 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

рефератghjmfthjdtyjdtjh.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

    Дистанционное образование в России.

      Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.  
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:

  • возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
  • невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
  • экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов;
  • отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.

      Разрешение  сложившейся проблемы возможно на основании  внедрения в сферу образования  дистанционного обучения на базе новых  информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:

  • информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
  • разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;

      Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения, контроля знаний, получения  индивидуального задания, моделирования изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа.

     Создание  системы удаленного доступа филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов к  ресурсам своих базовых ВУЗов  и через них к ведущим учебным и научным лабораторно-исследовательским центрам страны.  
Эти три направления (компьютеризация оборудования, методология образования на базе информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ) являются сутью концепции создания и внедрения комплекса дистанционного образования.

      Приведем  один из примеров внедрения  системы  ДО в Российские ВУЗы.  
Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири. В соответствии с принятой концепцией развития ВУЗа как университетского центра создается необходимая система телекоммуникации. Университет имеет выделенные каналы связи почти со всеми филиалами и оптоволоконные линии внутри университетского  городка.

      Удаленный доступ и мультимедиа в методическом подходе университета трактуется более  широко. Мультимедиа не только в  понятии компьютер индивидуального  пользователя, а это системы подачи информации на прозрачных носителях через видеопроекторы и через мультимедийные крупноформатные видеостенки в поточных аудиториях. Такие видеостенки через корпоративную сеть университета имеет выход на любой сервер университета или в INTERNET и позволяет транслировать телеконференции между корпусами и лабораториями университета и его филиалами без специального  резервирования каналов.

      Дистанционное обучение (ДО) более приближено к  обычному обучению, т.к. кроме классического  ДО (кейсовая система и использование  компьютерных сетей для выдачи заданий, тестов и программ методик, не требующих специальной техники, выходящей за пределы корпуса компьютера) активно используются физические компьютеризованные лабораторные комплексы с удаленным доступом и имитаторы лабораторных работ. Эти работы нашли свое развитие в нетрадиционных для ДО курсах таких как: “Сопротивление материалов”, “Детали машин и основы конструирования”, “Станки и инструменты”, “Электрические сети и станции”, “Радиолокация” и другие. Элементы видео и аудио сопровождения позволяют создать эффект присутствия и взглянуть в (посмотреть на эксперимент) с нетрадиционной точки зрения. Найден нетрадиционный подход к совершенствованию видеокурсов, как основного компонента "кейсовой" системы классического ДО. С этой целью создан специализированный видео-комплекс со студией нелинейного монажа.

    Заключение.

      Огромное  количество фактов, примеров приведенных  выше показывают необходимость создания и расширения дистанционного образования в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. Развитие информационных технологий существенно расширило образовательное пространство, а также дало ему на вооружение новые средства. Дистанционное образование начинает приобретать все больший размах, наряду с остальными формами обучения.

      Однако  и при внедрении информационных технологий в образование возникают  проблемы, которые надо решать комплексно:

      1.  Стандартизация и подбор эффективных  доступных аппаратных и программных средств для пользователей и специальных студий, создание сети магазинов и специализированных образовательных центров.

      2.  Психолого-педагогические исследования  по обоснованию, выработке рекомендаций  с соблюдением "экологии сознания" для разработки и эффективного внедрения мультимедиа в образовательный процесс.

      3.  Подготовка новых кадров для  образования в педагогических  университетах, и переподготовка в Институтах повышения квалификации и студиях.

      4.  Интеграция содержания различных  тем и дисциплин, т.к. базы знаний объединяют источники и предоставляют возможности комплексного решения проблемы. Комбинирование традиционных методов с активными оргдеятельностными играми (проектами) с имитацией ситуаций и моделированием сложных процессов, переход от описательных и объяснительных уровней к креативным.

      5. Разработка программно-методических  комплексов в студиях с привлечением соответствующих специалистов, апробация и внедрение их в учебные заведения.

      6.  Оценка планов и результатов,  конференции, конкурсы, обмен опытом  для концентрации сил и средств.

    Список литературы

 
 
    1. Пасхин  Е.Н. Педагогическая информатика // Высш. образование в России. - 1994. - № 1. - С. 77-81;
    2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
    3. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997. – 398 с.
    4. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 1989. - 135 с.
    5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
    6. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. докл. Рос. Фед. - II Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика", Москва 1-5 июля 1996. - М., 1996. - С.24.
    7. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.

Информация о работе Дистанционное образование в России