Дистанционное образование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Темпы развития и обновления научного знания в современном мире диктуют новые требования к образовательной системе. В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Таким образом, при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года.

Содержание

Содержание 2
Введение. 3
Новые возможности в образовании 4
История дистанционного обучения 6
Методы дистанционного университетского образования 8
Информационные технологии дистанционного обучения 11
Отличия дистанционного и заочного образования 13
Модели и технологии дистанционного обучения 15
Основные типы организационных структур дистанционного образования. 16
Дистанционное образование в России. 19
Заключение. 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

рефератghjmfthjdtyjdtjh.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

     С целью классификации дистанционных  университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие принципы телематических систем образования:

  • интерактивность учебного процесса
  • обучение как диалог
  • адаптивность обучения
  • гибкость учебного материала
  • "передаваемость" материала в дистанционном образовании
  • активность обучаемого.

     Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком-то одном из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее обычно выделяются доминирующие. 

    Информационные технологии дистанционного обучения

 

     Основная  роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В ДО учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

     Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).

     Основное  преимущество off-line технологий состоит  в том, что они менее требовательны  к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они  могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).

     К технологиям этого рода относятся  электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера  может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.

     Из on-line технологий прежде всего нужно  отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. В простейшем случае "разговор" происходит между двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу - IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на "частный" диалог, закрытый от других пользователей. Для работы с chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективность технологий on-line особенно высока при организации сетевых семинарских занятий и групповых консультаций.

    Отличия дистанционного и заочного образования

     Не  следует путать дистанционное образование  с заочным, хотя они и очень  похожи. Заочное образование - поточное. Это общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, сессия зимой и летом в определенные сроки.

     В отличие от этого дистанционное  образование - это учеба по индивидуальному  плану, и в этом главное его  отличие от заочного.

     Каждый  «дистанционный» студент прикрепляется  к преподавателю, задача которого - курировать обучение, консультировать  по сложным темам и вопросам, проверять  контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. С ним  студент постоянно общается - либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник.

     Комплект  учебных материалов «дистанционный»  студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после  оплаты обучения). Это не обычные  учебники, к которым мы привыкли. Это и тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для самостоятельной работы на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видеоносителях.

     Важным  отличием дистанционного образования  от заочного является тот факт, что  студент сам выбирает последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.

      Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить  не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

      Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интерактивные возможности, используемых в  системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

      Эксперты  считают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание обходится  на 20-25% дешевле традиционного. Microsoft считает, что стоимость сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного, поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара; да и особого компьютерного оборудования при этом не требуется. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Взяв на вооружение средства дистанционного обучения, учебный отдел может быть уверен, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия с помощью Internet гораздо легче.

    Модели и технологии дистанционного обучения

      Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает  учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации.  Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации. 

     С середины 70-х годов во многих странах  стали появляться учебные заведения  нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет; "электронный", "виртуальный" колледж. Они имеют  оригинальную организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, экономических механизмов функционирования.

      Представляется  целесообразным рассмотреть три  интегрированных фактора:

    • технологический;
    • педагогический;
    • организационный.

      Характер  первого из них определяется информационными  технологиями, используемыми для  разработки, доставки, поддержки учебных  курсов и учебного процесса в целом.

      Значение  второго фактора определяется набором  методов и приемов, применяемых  в ходе учебного процесса.

      Третий  фактор, организационный, характеризует  специфику организационной структуры  образовательного учреждения дистанционного обучения.

      "Идеальная  модель" дистанционного обучения  включает в себя интегрированную  учебную среду, с вариантным  определением роли различных компонент - технологических, педагогических, организационно-методических.

       

    Основные типы организационных структур дистанционного образования.

      Основные  типы организационных структур университетского дистанционного образования включают в себя:

    • Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах;
    • Консорциум университетов;
    • Открытые университеты;
    • Виртуальные университеты.

      Характерной тенденцией дистанционного образования  является объединение организационных структур университетов. Так, в последние годы стал развиваться новый тип организационной структуры дистанционного университетского образования - консорциум университетов. Дистанционные образовательные услуги оказывает специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов. Консорциум университетов предлагает набор курсов, разработанных в различных университетах - от курсов для абитуриентов до курсов на получение ученых степеней. В 70-х и 80-х годах во многих странах были учреждены национальные открытые университеты. Они использовали многие организационные принципы заочного обучения. Но в целом открытое образование привнесло много нового в образовательную систему. Принцип открытости образования означает свободу зачисления в число обучаемых и составления индивидуального учебного плана, а также свободу места, времени и темпов обучения. В основе открытого образования - богатая и детально разработанная образовательная среда, в которой обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей.

      В основе новой системы образования  лежит принцип открытости, который применительно к высшему образованию означает:

    • открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);
    • открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
    • свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в ВУЗ в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
    • свобода в выборе места обучения: студенты физически отсутствуют в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.

      Проведение  принципа открытости привело к значительным организационным новшествам, которые  стали практически осуществимы  именно благодаря внедрению новых  технологий хранения, переработки и  передачи информации. Так, например, в 90-х годах появилась новая модель дистанционного образования на базе технологий проведения телеконференций. Эта модель называется телеобучением или телеобразованием. В этом случае проведение телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, является главной формой взаимодействия между учителем и обучающимся, расширяя это взаимодействие, ранее осуществляемое, главным образом, по почте. При этом телеконференции могут проводится как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Это могут быть аудио-, аудиографические, видео- и компьютерные телеконференции.

      Модель  телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным  изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется  в том, что на базе этой модели стала  развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты. Эта форма обучения рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования.  В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.

Информация о работе Дистанционное образование в России