Дискуссия как метод нравственного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 06:38, доклад

Описание работы

Прежде всего стоит заметить, что современное общество развивается неоднозначно и на ряду с положительными моментами формируются такие негативные факторы как например: увеличение безнадзорности и трудновоспитуемости детей и подростков как социальное явление, снижением уровня нравственных барьеров, обострение нетерпимости и конфликтности в школе и семье.(1)
Именно поэтому в данный момент предельное внимание уделяется нравственному воспитанию будущего поколения, содержание которого представляется как воспитание современного человека в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, а также воспитания деятельной, нравственной личности, способной решать разноуровневые задачи.(2)
Особое значение для накопления морального опыта и нравственного развития личности имеют самостоятельные действия ребенка. Поэтому построение воспитательного процесса должен предусматривать достаточное количество ситуаций, в которых ребенок получает возможность делать самостоятельный выбор поступка (3, с. 6-7). Для этого в проектировании современного образования предпочтение следует отдавать активным методам и формам обучения и воспитания, которые ведут к укреплению нравственной позиции учащихся и повышению активности в процессе обучения. К таким методам относят проблемные лекции, семинары, игры, дискуссии и некоторые другие.

Работа содержит 1 файл

Дискуссия как способ нравственного воспитания школьников. Статья.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Дискуссия как способ нравственного  воспитания школьников 

   Прежде  всего стоит заметить, что современное общество развивается неоднозначно и на ряду с положительными моментами формируются такие негативные факторы как например: увеличение безнадзорности и трудновоспитуемости детей и подростков как социальное явление, снижением уровня нравственных барьеров, обострение нетерпимости и конфликтности в школе и семье.(1)

       Именно поэтому в данный момент  предельное внимание уделяется  нравственному воспитанию будущего поколения, содержание которого представляется как воспитание современного человека в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, а также воспитания деятельной, нравственной личности, способной решать разноуровневые задачи.(2)

   Особое  значение для накопления морального опыта и нравственного развития личности имеют самостоятельные действия ребенка. Поэтому построение воспитательного процесса должен предусматривать достаточное количество ситуаций, в которых ребенок получает возможность делать самостоятельный выбор поступка (3, с. 6-7). Для этого в проектировании современного образования предпочтение следует отдавать активным методам и формам обучения и воспитания, которые ведут к укреплению нравственной позиции учащихся и повышению активности в процессе обучения. К таким методам относят  проблемные лекции, семинары, игры, дискуссии и некоторые другие.

   Наиболее  важным представляется метод дискуссии, так как в современном мире человек часто сталкивается с ситуацией диалога, в котором ему необходимо выбирать некую позицию и аргументировано отстаивать свои убеждения в различных сферах жизни. В дискуссии формируются и оттачиваются такие моральные качества, как: стремление докапываться до истины, умение отстаивать и пропагандировать свои взгляды, аргументировать свою точку зрения, и, наконец, мужество отказа от ошибок.

   Обобщая различные понятия дискуссии, взяв за основу определение В. М. Коротова, можно представить ее как коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных мнений, информации, идей, с целью выработки и уточнения правильной позиции, развития и углубления верных взглядов и доказательства несостоятельности ошибочных представлений. (4, с.118-119)

        Среди факторов эффективности и актуальности использования метода дискуссии можно выделить следующие:

  • актуальность выбранной темы;
  • наличие различных точек зрения по проблеме;
  • достаточная информированность участников по данному вопросу;
  • владение ведущим методикой дискуссионной процедуры;
  • адекватное восприятие дискутантами друг друга и руководителя дискуссии и др.
 

   Одним из важнейших этапов проведения дискуссии  является постановка целей, которые  могут быть следующими и корректироваться в зависимости от ситуации:

  • Анализ, исследование проблем
  • Преобразование и модернизации проблем
  • Стимуляция творческого потенциала
  • Принятие решения по высказываниям собеседников (и др.) (5, с.60)
 

   Дискуссия как развивающийся процесс обычно проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация. На последней стадии происходит подведение итогов принятие конкретных решений то есть получение результатов, которые, согласно оценке С.А.Мухиной, могут быть видимыми – получение новой информации, принятие решения, и скрытыми – стимуляция творческого мышления, повышение мотивации на собственные силы и др. – но, безусловно, не менее важными для участников. (5, с.61) Особенно с позиции нравственного влияния указанного метода.

   Довольно интересным является рассмотрение метода дискуссии с позиции ее влияния на нравственное развитие личности ребенка, в рамках которого можно выделить различные факторы.

   На  начальном этапе внедрения дискуссионного метода в учебный процесс стоит разработать правила будущих дискуссий. Исключительно важно при этом учитывать интересы участников, что подразумевает совместное составление правил, в которых должны содержаться основные акценты ведения дискуссии. Такие, как:  толерантность по отношению ко всем участникам, корректность, внимательное слушание мнения оппонента и попытка найти в нем разумные доводы, необходимость исключительно вежливого обращения, конструктивность критики и состоятельность  своих аргументов. Стоит акцентировать внимание учеников на том, что цель дискуссии - это не победа любым путем, но поиск наилучшего решения. Участники должны быть готовы согласиться с чужой точкой зрения, если она объективно справедлива.

   Таким образом, применение дискуссионного метода прежде всего предполагает развитие доверительных товарищеских отношений педагогов с учащимися, полное взаимопонимание детей, уважение друг к другу.

   Следующий, не менее важный аспект влияния дискуссии  на нравственное развитие личности ребенка это фигура самого учителя. Эффективный метод примера находит свое отражение и в рамках дискуссии: учитель, оставаясь хладнокровным и внимательным руководителем процесса, стимулирует желание самих учеников находиться на высоте. Он должен сохраняет позитивную атмосферу открытости для разных мнений, поддерживает динамичное развитие диалога между участниками. Организовывая дискуссию различными способами (дискуссия между группами участников, межличностная), учитель может делать упор на развитие различных качеств (развитие товарищеских отношений, общинности или же наоборот, самостоятельности, уверенности в личных силах).

   И, наконец, основополагающим фактором нравственного  влияния дискуссии являются обсуждаемые  темы и проблемы. В процессе дискуссии усвоенные знания становятся личной точкой зрения воспитанника, поэтому стоит очень внимательно следить за тем, какие выводы делаются в процессе обсуждения проблемы. Принимая конкретные решения или некоторую точку зрения, учитель ни в коем случае не должен навязывать ее воспитанникам, но убедиться, что все считают ее правоверной. Так как при внутреннем несогласии с позицией оппонента ученик может по причине агрессии принять заведомо неверную точку зрения, а что еще хуже, укорениться в своем неверном мнении. Нравственные проблемы несколько труднее проблем научных, потому что при всей, казалось бы, однозначности нравственных идеалов и моральных норм, иногда намного труднее прийти к конкретному решению. Поэтому с раннего возраста следует прибегать к методу дискуссии, как более эффективному, нежели убеждение. Особенно принимая во внимание то, что в младшем возрасте ученики постоянно интересуются моральной оценкой поступков, поиском ответа на вопрос «Что такое хорошо?», и что именно в раннем возрасте учитель наделен наиболее сильным влиянием на ум и сознание ребенка.

   Систематическое применение данного метода позволяет  развить не только познавательные способности  и желание коллективно принимать  решения, но и стимулирует практическую деятельность, которая, при эффективном влиянии метода дискуссии должна быть созидательной и высокоморальной. 

Список использованной литературы:

1. http://www.mirrabot.com/work/work_50206.html, http://www.mirrabot.com/work/work_32556.html

2. http://sgkk.labnit.ru/content.php?content.52

3. Азбука нравственного  воспитания, пособие для учителя, под ред. Каирова И.А., Богдановой О. С. – М.: Просвещение, 1979.

4. Коротов В. М.  Общая методика  учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1983.

5. Мухина С. А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов на Дону: Феникс, 2004

Информация о работе Дискуссия как метод нравственного воспитания